mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    17
    сен
    Проведение недели краеведения в школе
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    В данной работе представлен опыт проведения недели краеведения в общеобразовательной школе. Основа недели - формирование у учащихся культуры посещения музеев.

    Поскольку в образовательной системе школы нет специализированного предмета, краеведческий материал оказался “рассеянным” в учебном процессе, соответственно, у учащихся нет не только системных знаний, но часто и элементарных представлений о родном крае, отрывочные знания краеведческого материала “разбросаны” в сознании учащихся. Один из способов решения проблемы – организация при школе краеведческого кружка. Существенными недостатками кружковой работы являются небольшая численность кружковцев, проблемы, возникающие при составлении графика занятий, и наложение его на школьное расписание. Решить проблему массовости позволяет неделя краеведения.

    Неделя краеведения – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы внеурочной работы. Оно позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению родного края.

    В отличие от предметных недель краеведческая неделя имеет свои особенности:

    • часть мероприятий краеведческой недели (экскурсии) проводится вне школьных стен, что не только компенсирует недостаточность материальной и информативной базы школы, но и работает на развитие личности учащихся;

    • другая часть мероприятий недели может быть проведена учителями смежных предметов, классными руководителями или самими детьми и их родителями.

    Основным сквозным мероприятием недели является краеведческая викторина. Викторина объединяет единичные мероприятия недели, организует их композиционное единство. На начальном этапе учащиеся регистрируются как участники викторины и получают индивидуальное или групповое задание, в котором требуется осветить определенные детали рассматриваемых на неделе краеведения вопросов, но это детали, которые нельзя узнать иным способом, как побывав на самих мероприятиях недели. Вопросы о дате и месте определенных исторических событий поверхностны, просты, эту информацию ребенок может просто узнать от родителей или сверстников. Гораздо более интересны вопросы, в которых отражаются особенности оформления музейной экспозиции, построения экскурсии или тематической выставки, особенности экспонатов (размеры, оттенки цвета, масса и прочие), не основные, но интересные моменты лекций. Такое построение вопросов способствует организации внимания ребенка, делает его активным слушателем и участником мероприятия. Вопросы викторины строятся так, чтобы выполнение заданий способствовало развитию наблюдательности, моторики мелких мышц кистей рук, цветового зрения, координации, пополнению словарного запаса и формированию навыков исследовательской работы. К списку вопросов прилагается “подсказка” с пояснениями: где и когда проводится мероприятие, как найти объект, как исследовать свойства объекта и какие приборы для этого следует приготовить. Основной принцип построения заданий викторины – принцип наглядности, поскольку “Начало отчизноведения заключается в наглядном обучении…” (О. Кронвальд, 1870 г., журнал “Учитель”).

    Экскурсии в музей – один из важнейших элементов краеведческой недели. Музей – особый “классный кабинет”, со своим профилем и особенностями. Наиболее интересны детям занятия с музейным предметом – ребенок соприкасается с целой эпохой. Предметная среда музея сама по себе позволяет воспринимать полученные знания эмоционально. Подросток, посещая в музей повторно, приходит туда совершенно другим человеком и по-иному воспринимает ту же информацию. При составлении вопросов викторины каждый раз мы стараемся акцентировать внимание на разных частях экспозиции. План- сетка экскурсий составляется заранее, график проведения экскурсий вывешивается вместе с планом проведения краеведческой недели, при этом указываются место и время сбора, имя классного руководителя, чтобы учащиеся, не имеющие возможности сходить в музей со своим классом, также могли посетить экскурсию.

    В школе учителя-предметники организовывают тематические выставки и беседы. Тематика выставок, в какой-то степени дублирует тематику музейных экскурсий. Основное требование к выставкам и экскурсиям – ребенок, посетивший выставку, не должен устать и соскучиться. Нельзя не вспомнить в этой связи слова Л.В. Занкова: “Скука – та же эмоция, но с отрицательным знаком для педагогического процесса”, а от себя добавим: тем более во внеурочной учебной деятельности. Во время экскурсии по выставке достаточно обратить внимание ребенка на два – три основных интересных момента, лишь слегка затронув вопросы викторины, и тем самым спровоцировать поисковую деятельность ребенка.

    В рамках недели проводятся конкурсы творческих работ учащихся, такие как фотовыставка “Мой город в объективе”, выставка творческих работ “Славься, мой город”, конкурс проектных работ “Будущее моего города”, экологических проектов “Здесь будет город-сад”, газет по географии и истории Кемеровской области, фотоочерков по экскурсиям.

    К неделе краеведения приурочены также открытые занятия краеведческого кружка, ориентированные на семейные ценности и место семьи в истории города или родного края: “Старый альбом”, “Моя родословная”, “История моей семьи в истории Кузбасса (Новокузнецка, России)”. Данная работа особо актуальна в наше время, когда нарушилась система связей между поколениями. Интересна работа с фотографиями из домашнего архива. В качестве краеведческих олимпиад в классах проводятся игры в краеведческое лото “Кузбасс”, “Новокузнецк”, “Мой край родной”.

    В конце недели, перед подведением итогов, целесообразно провести интеллектуальные конкурсы и игры (интеллектуальный марафон, игры “Счастливый случай”, “Умники и умницы”, турнир “Знаток родного края”, конкурс экскурсоводов и другие), освещающие те же вопросы, что и викторина, но позволяющие систематизировать знания и впечатления, полученные в ходе недели.

    Массовость мероприятий краеведческой недели отнюдь не требует обязательного посещения всеми учащимися всех мероприятий. Обязательность посещения имеет обратный эффект. Если учащиеся начальных классов всегда очень активны, то интерес у подростков возникает при наличии свободы решений и поступков. Достаточно часто подростки, группируясь по принципу личной приязни, посещают мероприятия смешанными (даже разновозрастными) группами или самостоятельно. При подведении итогов необходимо помнить, что любой ребенок желает быть лучшим, быть победителем. Проигрыш в конкурсе не только снижает самооценку ребенка, но и уничтожает желание участвовать в подобных мероприятиях в будущем.

    Темы и примерные мероприятия краеведческих недель:

    1. Достоевский в Кузнецке (экскурсия в дом-музей Ф.М.Достоевского, тематическая выставка М.Д.Исаева "Кузнецк в творчестве Ф.М.Достоевского", экскурсия “Кузнецкое общество ХIХ века”, литературная выставка “Кузнецкий край” В.В. Берви-Флеровский, Н.И. Наумов, Л.П. Блюммер и др.).

    2. История града Кузнецкого (выставка “Легенды и сказки народов Кузбасса”, экскурсии по храмам города, в краеведческий музей, музей “Кузнецкая крепость”, дом купца Фонарева, музей шорской культуры “Тазыхан”, музей телеутской культуры в Беково, выставка “Образ сибирской провинции в литературе ХVIII – ХХ веков”).

    3. Кузбасс – опорный край державы. Экскурсии в технический музей КМК “Кузнецкстрой”, в геологический выставочный зал “Полезные ископаемые Кузбасса”, на промышленные предприятия города, литературная выставка “Я знаю, город будет…” – писатели о Кузнецкстрое).

    4. Кузбасс: подвиг на фронте и в тылу (тематическая выставка “Мой город в годы Великой Отечественной войны”, тематическая выставка “Школа № 8 в истории города”, экскурсии в музей боевой славы КМК “Кузница Победы”, в зал трудовой славы КМК, литературная выставка “Новокузнецк в солдатской шинели”).

    5. Кузбасс: дела и люди (лекции и практикумы о методах мониторинга городской экологической ситуации, экскурсия “Улицы города”; вечер “Новокузнецкие барды”, выставка “Литературный Новокузнецк”).

    Неделя краеведения

    Тема: “Кузбасс – опорный край державы”

    Ф.И.О. ответственно-го за проведение

    День недели

    Дата

    Название мероприятия

    Место
    проведения

    Классы

    1

     

    пятница

     

    Объявление о проведении недели краеведения

    Начало заочной краеведческой викторины

    На уроках

    газета

     

    2

    Вся неделя

    Выставка творческих работ “Славься, мой город”

    Все классы

    3

    Абрамова Н.Ю.,
    кружковцы

    понедельник - среда

     

    Работа тематической выставки “Природные богатства Кузбасса”.

    Кабинет геогра-фии

    1 – 4 классы

    4

    Абрамова Н.Ю.,
    кружковцы

    понедельник - среда

     

    Практические занятия краеведческого кружка “Кладовая Кузбасса”

    Кабинет геогра-фии

    5 – 7 классы

    5

    Классные руководители

    в течение недели

    Экскурсия в геологический выставочный зал “Полезные ископаемые Кузбасса”

     

    7 – 10 классы

    6

    Шинкевич М.И.

    вторник

     

    Лекция и практикум о методах мониторинга экологической ситуации

    Кабинет
    биологии

    9 – 11
    классы

    7

    Катеринич С.А.

    вторник - среда

     

    Лекция “Химия промышленного производства”

    Кабинет химии

    7 – 10 классы

    8

    Катеринич С.А.

    среда - четверг

     

    Выставка “Что из чего?”

    Кабинет химии

    1 – 6 классы

    9

    Классные руководители

    в течение недели

    Экскурсия в технический музей КМК “Кузнецкстрой”

     

    7 – 9
    классы

    10

    Другакова Л.В.

    четверг - пятница

     

    Литературная выставка
    “Я знаю, город будет…”

    Кабинет русского языка

    1 – 6 классы

    11

    Классные руководители

    в течение недели

    Выставка в библиотеке имени Н.В.Гоголя “Писатели о Кузнецкстрое”

     

    7 – 10 классы

    12

    Классные руководители

    в течение недели

    Экскурсии на предприятия города

     

    7 – 10 классы

    13

    Другакова Л.В., классные руководители, кружковцы

    суббота

     

    Игра “Счастливый случай”

    Актовый зал

    1 – 3
    классы

    14

    Кружковцы, классные руководители

    Пятница- суббота

     

    Турнир “Знаток родного края”

    Игры в лото “Кузбасс”, “Новокузнецк”, “Мой край родной”

    Классные кабинеты

    1 – 6 классы

    15

    Мельчакова Т.В., Приезжева Е.Л.

    суббота

     

    Конкурс экскурсоводов

     

    Актовый зал

    6 – 8 классы

    16

    Абрамова Н.Ю., Шинкевич М.И.

    суббота

     

    Викторина “Умники и умницы”
    тема: “Поэма о Кузнецкстрое”

     

    9 – 10 классы

    17

    Абрамова Н.Ю., кружковцы

    среда - четверг

     

    Занятие кружка
    “Старый семейный альбом”

    Кабмнет географии

     

    18

     

    понедельник

     

    Подведение итогов

       

    Литература:

    1. Баринова И.И., Елховская Л.И. Внеурочная работа по географии / под ред. И.И. Бариновой – М. Просвещение,1988.

    2. Даринский А.В. Кривоносова Л.Н. Краеведение – М. Просвещение , 1987.

    3. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе – 1998. – № 4 – С. 76 – 78.

    4. Тименко Л.В. Декада географии // География в школе – 1993. – № 2. – С. 58 – 59.


    Абрамова Наталья Юрьевна, учитель географии
    МОУ "СОШ № 8", г. Новокузнецк


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 54150
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.