Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Литературное чтение — это предмет, трогающий душу, мысли, чувства
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Литературное чтение — это предмет, трогающий душу, мысли, чувства
{LF_links}

Литературное чтение — это предмет, трогающий душу, мысли, чувства


23 сентября 2008. Разместил: lessons
Чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной литературе. С давних пор любители поэзии заводили для себя отдельные альбомы, тетради, куда записывались понравившиеся стихотворения. Ученик может принять авторскую позицию, оценку жизни, а может дать свою. Чем больше мы тронем души учащихся, а не только разум, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх, а не злые.

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение-это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В.А. Сухомлинский говорил о том, что чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Учащимся нравится читать и учить стихи наизусть. Они сами пытаются сочинять их. С ребятами мы создаём свои «Поэтические тетради». В них мы или собираем нарисованные к стихотворениям иллюстрации, или записываем стихи, которые они сочинили. Очень любят ребята читать стихи под музыку.

Есть очень хорошие слова о том, что чтение - «это колотящееся сердце, говорящее языком чувств, не верите – послушайте и дайте послушать детям. Дети должны быть сердечными. Они должны уметь прощать, жалеть и любить».

Урок, проведённый в 4 классе по теме: И.А.Бунин «Листопад».

Оборудование: портрет писателя, осенние листочки из цветной бумаги, расписной терем,

Cловарные слова:

  • багряный – красный цвет густого тёмного оттенка;
  • лазурь – светло – синий цвет, синева.

Цели урока:

1. Познакомить со стихотворением И.А.Бунина «Листопад».
2. Воспитывать любовь к поэзии.
3. Работать над выразительным чтением стихотворения.
4. Развивать творческие способности учащихся.
5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
6. Развивать внимание к образным средствам языка, прививать любовь к русскому языку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением И.А.Бунина. Название стихотворения вы мне скажете сами, если отгадаете слово из восьми букв.

(Фрагмент игры «Поле чудес»).

Вопрос:

Весь золотисто-красный лист клёна дрогнул и, плавно кружась, не спеша отправился в путешествие. Где он упадёт - здесь же рядом или неожиданный порыв ветерка подхватит его и понесёт на неподвижное зеркало пруда с одиноко плавающими листьями? Ещё порыв - и листья, как кораблики, нестройно поплывут в разные стороны. Когда же на смену изумрудной зелени приходят золотисто-оранжевые, оранжевые и огненно-красные тона?

Ответ учеников.

- Осенью.

Вопрос.

Как называют это явление в природе?

Ответ учеников.

- Листопад.

Учитель.

- Я вам сейчас прочитаю описания листопада, которые написали ученики предыдущего выпуска. А вы подумайте, что можно увидеть общего в этих описаниях.

1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.

Даша К.

2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.

Ксюша Г.

3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.

Игорь П.

4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.

Артём Ш.

Ответы учеников.

Итак, мы сегодня знакомимся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад».

Материал для учителя.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Детство его прошло в деревне. Рано познал он горечь бедности, заботы о куске хлеба. В 17 лет напечатал первые стихи. Октябрьскую революцию Бунин не принял решительно. В 1920 году он выехал за границу. В 1929 году в Париже вышла его книга «Избранные стихи». Она утвердила за Буниным право на одно из первых мест в русской поэзии. В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. К концу 30-годов он всё больше ощущает тоску по родине. С болью переживает события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью Бунин встретил победу в войне. В последние годы он доброжелательно относился к Советскому Союзу, но так и не вернулся на родину. И.А.Бунин умер на чужбине.

III. Изучение нового материала.

Давайте с вами посмотрим, как поэт описывает листопад.

Сначала мы прослушаем грамзапись стихотворения.

1. Вопрос перед прослушиванием.

- Какие картины природы предстали перед вами?

2. Словарная работа.

Объяснение слов: лазурь, багряный.

3. Первичное чтение стихотворения.

Вопросы.

- Почему осенний лес поэт сравнивает со сказочным теремом?

(Рассматривание расписного терема на картинке и рассказ о нём).

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Чем?

- А как вы думаете, как относится поэт к листопаду? Откуда это видно?

4. Выборочное чтение.

- Выбери из стихотворения описание неба;

- берёзы;

- поляны.

5. Выразительное чтение детьми.

Вопрос:

- Найдите в тексте имена прилагательные.

- Прочитайте стихотворение без них.

- Что вы заметили?

Ответы учеников.

Учитель:

- Имена прилагательные – эпитеты. Они делают описание ярче и красивее, придают образность и эмоциональность. В стихотворении И.А.Бунин создал с помощью эпитетов картину осеннего листопада.

IV. Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

V. Закрепление изученного.

Ветер стих, а нам на парты упали осенние листочки. Они разноцветные, как в пору листопада.

1. Выполнение творческого задания.

Вам надо написать на них ответ на вопрос:

Читая это стихотворение, я вспомнил….

Обсуждение ответов.

VI. Итог урока.

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

- Отгадайте загадку.

«Сидит-зеленеет, летит - пожелтеет, падёт - почернеет».

Объясните её.

VII. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стихотворение И.А. Бунина «Листопад».
2. Нарисовать иллюстрацию и сделать подпись словами стихотворения.


Августова Марина Михайловна, учитель начальных классов
МОУ "Ревдская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В.С.Воронина", Мурманская обл., пос. Ревда



{SL_links}

Вернуться назад