Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Литературное чтение — это предмет, трогающий душу, мысли, чувства Литературное чтение — это предмет, трогающий душу, мысли, чувства23 сентября 2008. Разместил: lessons |
Чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной литературе. С давних пор любители поэзии заводили для себя отдельные альбомы, тетради, куда записывались понравившиеся стихотворения. Ученик может принять авторскую позицию, оценку жизни, а может дать свою. Чем больше мы тронем души учащихся, а не только разум, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх, а не злые.
Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение-это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В.А. Сухомлинский говорил о том, что чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Учащимся нравится читать и учить стихи наизусть. Они сами пытаются сочинять их. С ребятами мы создаём свои «Поэтические тетради». В них мы или собираем нарисованные к стихотворениям иллюстрации, или записываем стихи, которые они сочинили. Очень любят ребята читать стихи под музыку. Есть очень хорошие слова о том, что чтение - «это колотящееся сердце, говорящее языком чувств, не верите – послушайте и дайте послушать детям. Дети должны быть сердечными. Они должны уметь прощать, жалеть и любить». Урок, проведённый в 4 классе по теме: И.А.Бунин «Листопад». Оборудование: портрет писателя, осенние листочки из цветной бумаги, расписной терем, Cловарные слова:
Цели урока:
Ход урока. I. Организационный момент. II. Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением И.А.Бунина. Название стихотворения вы мне скажете сами, если отгадаете слово из восьми букв. (Фрагмент игры «Поле чудес»). Вопрос: Весь золотисто-красный лист клёна дрогнул и, плавно кружась, не спеша отправился в путешествие. Где он упадёт - здесь же рядом или неожиданный порыв ветерка подхватит его и понесёт на неподвижное зеркало пруда с одиноко плавающими листьями? Ещё порыв - и листья, как кораблики, нестройно поплывут в разные стороны. Когда же на смену изумрудной зелени приходят золотисто-оранжевые, оранжевые и огненно-красные тона? Ответ учеников. - Осенью. Вопрос. Как называют это явление в природе? Ответ учеников. - Листопад. Учитель. - Я вам сейчас прочитаю описания листопада, которые написали ученики предыдущего выпуска. А вы подумайте, что можно увидеть общего в этих описаниях. 1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад. Даша К. 2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет. Ксюша Г. 3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру. Игорь П. 4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада. Артём Ш. Ответы учеников. Итак, мы сегодня знакомимся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад». Материал для учителя. Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Детство его прошло в деревне. Рано познал он горечь бедности, заботы о куске хлеба. В 17 лет напечатал первые стихи. Октябрьскую революцию Бунин не принял решительно. В 1920 году он выехал за границу. В 1929 году в Париже вышла его книга «Избранные стихи». Она утвердила за Буниным право на одно из первых мест в русской поэзии. В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. К концу 30-годов он всё больше ощущает тоску по родине. С болью переживает события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью Бунин встретил победу в войне. В последние годы он доброжелательно относился к Советскому Союзу, но так и не вернулся на родину. И.А.Бунин умер на чужбине. III. Изучение нового материала. Давайте с вами посмотрим, как поэт описывает листопад. Сначала мы прослушаем грамзапись стихотворения. 1. Вопрос перед прослушиванием. - Какие картины природы предстали перед вами? 2. Словарная работа. Объяснение слов: лазурь, багряный. 3. Первичное чтение стихотворения. Вопросы. - Почему осенний лес поэт сравнивает со сказочным теремом? (Рассматривание расписного терема на картинке и рассказ о нём). - Понравилось ли вам стихотворение? - Чем? - А как вы думаете, как относится поэт к листопаду? Откуда это видно? 4. Выборочное чтение. - Выбери из стихотворения описание неба; - берёзы; - поляны. 5. Выразительное чтение детьми. Вопрос: - Найдите в тексте имена прилагательные. - Прочитайте стихотворение без них. - Что вы заметили? Ответы учеников. Учитель: - Имена прилагательные – эпитеты. Они делают описание ярче и красивее, придают образность и эмоциональность. В стихотворении И.А.Бунин создал с помощью эпитетов картину осеннего листопада. IV. Физкультминутка:
V. Закрепление изученного. Ветер стих, а нам на парты упали осенние листочки. Они разноцветные, как в пору листопада. 1. Выполнение творческого задания. Вам надо написать на них ответ на вопрос: Читая это стихотворение, я вспомнил…. Обсуждение ответов. VI. Итог урока. - С каким стихотворением вы познакомились на уроке? - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? - Отгадайте загадку. «Сидит-зеленеет, летит - пожелтеет, падёт - почернеет». Объясните её. VII. Домашнее задание.
Августова Марина Михайловна, учитель начальных классов
МОУ "Ревдская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В.С.Воронина", Мурманская обл., пос. Ревда
Вернуться назад |