Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Латышская сказка "Как петух лису обманул" Латышская сказка "Как петух лису обманул"25 сентября 2008. Разместил: lessons |
Урок литературного чтения во 2-м классе по учебнику "Маленькая дверь в большой мир" Разработка урока литературного чтения во 2-м классе по учебнику «Маленькая дверь в большой мир», цели которого формировать у детей тип правильной читательской деятельности; развивать антиципацию (предполагать содержание по названию и рисунку); учить достигать понимания текста на уровне содержания и смысла; воспитывать положительные человеческие качества. Цели:
Оборудование:
Ход урока: I. Организационный момент. - Ребята сегодня на уроке литературного чтения мы должны показать, как умеем мыслить, говорить, читать, общаться. II. Беседа “Что мы знаем про сказки о животных?” - Как называется раздел, который мы изучаем? (“Сказка - ложь, да в ней намек…”) - Намек на что делается в сказках? - Какие сказки самые древние: бытовые, волшебные или о животных? - Что отличает сказки о животных от других сказок? - Каких животных - героев сказок вы знаете? На доске прикреплены картинки с изображением животных – героев сказок. Обращаясь к ним, учитель ведет дальнейшую беседу. По ходу ответов на доску прикрепляются таблички с характеристиками героев. Предполагаемые ответы детей указаны в скобках после вопросов. - Какой по характеру в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая) - Волк? (Злой, глупый, простоватый) - Медведь? (Медлительный, неуклюжий, сильный) - Петух? (Гордый, задиристый, удалой) - Заяц? (Трусливый, робкий, хвастливый) - Еж? (Хозяйственный, трудолюбивый, надежный) - Кого вам напоминают эти животные? - Какую сказку о животных вы перечитывали несколько раз? Почему? - Давайте вспомним известные пословицы и поговорки из сказок, и вы объясните, когда так говорят о человеке. На доске напечатаны пословицы и поговорки: Преданный как собака. III. Выставка книг – сказок с вопросами в заглавиях. - Что объединяет все эти сказки? (В заглавии есть вопрос.) - Как вы думаете, какой ответ дается на этот вопрос: научный или сказочный? - Какие сказки, из прочитанных в V разделе учебника “Маленькая дверь в большой мир”, могут быть представлены на этой выставке? IV. Работа по теме урока. 1. Работа над названием сказки “Как петух лису обманул”. - Что объясняется в сказках, в названии которых содержится вопрос? - Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомимся? - На какой вопрос даст ответ эта сказка? - Какому народу принадлежит авторство этой сказки? 2. Работа с иллюстрацией к сказке “Как петух лису обманул”. - Как вы думаете, почему мужик не упомянут в названии сказки? - Предположите, какой момент сказки изображен? - Что интересного находите в изображении лисы? - Что указывает на то, что она ругается? - Как вы думаете, из-за чего у мужика с лисой вышла ссора? - Что можно предположить о петухе? - Давайте проверим свои предположения и прочтем сказку. 3. Самостоятельное чтение сказки учащимися. (Бегло читающие дети одновременно готовятся к чтению по ролям.) 4. Беседа после первичного чтения. - О чем рассказывается в сказке? - Почему лиса не дружит с человеком? - В конце урока я снова задам вам этот вопрос и узнаю, изменилось ли ваше первое впечатление по этому поводу. - Встретились ли при чтении непонятные слова или выражения? - Скажите, как вы понимаете лексическое значение слов:
V. Физминутка. Изобразите ежа, лису, медведя с характерными им повадками. VI. Поэтапная работа с текстом сказки “Как петух лису обманул” во время чтения вслух. 1. Текст читается по частям. После каждой части учитель задает вопросы обучающимся. Вопросы к I части. - Найдите и прочитайте, каким был петух? - Почему он “кривоглазый” и “кривобокий”? - Мысленно “дорисуйте” образ петуха. Расскажите, каким вы его себе представляете? - Найдите отрывок, в котором говорится о том, как он реагирует на то, когда “к нему на двор суются”. - Почему же он кричит и бочком - бочком к дому прячется? Вопросы ко II части. - Почему же старуха прогнала петуха? - Каким образом петух попал в лапы к лисе? Вопросы к III части. - Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? - Как он поддразнивал лису? Прочитайте этот отрывок. - Какое человеческое качество помогло ему в этом? - Как вы понимаете выражение: “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”? - Как же петух одурачил лису? - Почему же он, драчун, решил расправиться с лисой не силой, а хитростью? - Легко ли ему было это сделать? - Что он мог чувствовать (испытывать) при этом? - Вспомните, в какой сказке герой победил великанов не силой, а умом, хитростью? - Что объединяет героев этих двух сказок: петуха из латышской сказки и Дыйканбая из киргизской? - В какой момент жизни особенно ценны эти качества? 2. Подведение итогов беседы. - Итак, давайте еще раз вернемся к ранее заданному вопросу. - На кого обижается лиса? Почему? - Какая настоящая лисья повадка нашла объяснение в этой сказке? Найдите и прочитайте этот отрывок. VII. Чтение отрывка из сказки “Как петух лису обманул” (стр. 80 - 81) по ролям при наличии свободного времени. - Мы с вами хорошо смогли разобраться в характерах героев сказки. А теперь, я думаю, вы сможете показать своей интонацией их повадки и взаимоотношения. VIII. Завершение анализа иллюстрации к сказке . - Какой эпизод сказки изображен на иллюстрации? - Какое высказывание лисы вызывает улыбку? IX. Подведение итогов урока. - Что необычного в образе лисы в сказке, прочитанной на уроке? - Как бы вы кратко ответили на вопрос в названии сказки? Х. Комментарий результатов работы обучающихся на уроке, выставление оценок. XI. Комментарии домашнего задания: инсценировать сказку в группах по 6 человек. Приготовить маски. Аветисова Галина Михайловна, учитель начальных классов
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6", г. Майкоп, Республика Адыгея
Вернуться назад |