Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов30 сентября 2008. Разместил: lessons |
||||||||||||||||||||||||||
Риторика ставит перед собой практические цели в обучении искусству речи. Автор статьи считает, что игра на уроке позволяет построить подачу материала от практики к теории. В статье представлена система (классификация) игр, применяемая автором в педагогической деятельности.
1. Риторика относится к учебным дисциплинам, ставящим перед собой преимущественно практические цели. Для достижения наибольшего результата в обучении искусству речи существует особый подход к системе обучения риторике, получивший название коммуникативно-прагматический. Коммуникативный подход позволяет представить аудитории язык как инструмент человеческого общения, функционирующий, усваиваемый и нормализующийся в процессе взаимодействия и контактов людей, обмена разного рода информацией для решения жизненно важных задач. Прагматический подход дает преподавателю возможность демонстрировать актуализацию потенциала разных индивидов, а также осуществление субъектом сознательного выбора языковых единиц для реализации своих целей в определенной коммуникативной ситуации. Коммуникативно-прагматический подход предопределил и своеобразную форму и структуру занятия по риторике, а также отбор и организацию учебного материала. Урок риторики должен быть ярким запоминающимся событием. В связи с этим можно выделить несколько основных требований к организации подобных учебных занятий:
Реализация данных требований предполагает активный поиск оптимальных методов и приемов обучения. Одним из таких средств является игра. 2. Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества. В.А. Сухомлинский А игры не будет, что ж тогда останется? Л.Н. Толстой. “Детство” Удовольствие, забава, потеха, шутка, смех, - да, синонимический ряд слова “игра” можно продолжать и дальше. Весь этот ряд, указывает на восприятие термина: он соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии, указывает на связь с положительными эмоциями. “Игре все возрасты покорны”. Так можно перефразировать знаменитую фразу. И это воистину справедливо. По теории американского ученого Маслоу, все люди играют, попросту говоря, в сюжетно-ролевые игры. Так каждый индивид живет по правилам, диктуемым ему обществом. Что и говорить о детях, игра для них любимое занятие. Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении искусству речи:
3. Игры, применяемые в моей практике, классифицирую следующим образом:
Условия рационального применения таких вариантов игр можно свести в следующую таблицу:
В ролевых играх можно выделить три фазы:
Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы. Уровни рефлексии:
Развивающие
4. В качестве примера, иллюстрирующего данную квалификацию, расскажу о нескольких играх, применяемых в практике.
Для овладения основ ораторского искусства можно предложить учащимся следующую игру:
5. Как мы увидели, игры дают ребенку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждает интерес к знаниям. Любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст. Учитель преподносит задание с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы редактор детского журнала . вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем, только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе. 6. Выводы:
Агапитов Михаил Николаевич, замдиректора по УВР, учитель русского языка и литературы
МОУ "СОШ № 3", п. Октябрьский
Вернуться назад |