Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Май 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Какие статьи чаще добавлять? |
1. Риторика относится к учебным дисциплинам, ставящим перед собой преимущественно практические цели. Для достижения наибольшего результата в обучении искусству речи существует особый подход к системе обучения риторике, получивший название коммуникативно-прагматический.
Коммуникативный подход позволяет представить аудитории язык как инструмент человеческого общения, функционирующий, усваиваемый и нормализующийся в процессе взаимодействия и контактов людей, обмена разного рода информацией для решения жизненно важных задач. Прагматический подход дает преподавателю возможность демонстрировать актуализацию потенциала разных индивидов, а также осуществление субъектом сознательного выбора языковых единиц для реализации своих целей в определенной коммуникативной ситуации.
Коммуникативно-прагматический подход предопределил и своеобразную форму и структуру занятия по риторике, а также отбор и организацию учебного материала. Урок риторики должен быть ярким запоминающимся событием. В связи с этим можно выделить несколько основных требований к организации подобных учебных занятий:
Реализация данных требований предполагает активный поиск оптимальных методов и приемов обучения. Одним из таких средств является игра.
2. Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
А игры не будет, что ж тогда останется?
Л.Н. Толстой. “Детство”
Удовольствие, забава, потеха, шутка, смех, - да, синонимический ряд слова “игра” можно продолжать и дальше. Весь этот ряд, указывает на восприятие термина: он соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии, указывает на связь с положительными эмоциями.
“Игре все возрасты покорны”. Так можно перефразировать знаменитую фразу. И это воистину справедливо. По теории американского ученого Маслоу, все люди играют, попросту говоря, в сюжетно-ролевые игры. Так каждый индивид живет по правилам, диктуемым ему обществом. Что и говорить о детях, игра для них любимое занятие.
Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении искусству речи:
3. Игры, применяемые в моей практике, классифицирую следующим образом:
Условия рационального применения таких вариантов игр можно свести в следующую таблицу:
Формы игр | Содержание игрового материала | Особенности учащихся | Возможности учителя |
---|---|---|---|
Общеклассные | Материал сложен и требует фронтальной работы | Учащиеся еще не готовы к групповой и парной работе | Учитель не располагает временем для парной и групповой работы |
Групповые
Парные |
Материал доступен для данных видов работы под руководством учителя. | Учащиеся подготовлены к таким формам игр. | Учитель располагает временем для организации такой работы. |
В ролевых играх можно выделить три фазы:
Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы.
Уровни рефлексии:
Развивающие
4. В качестве примера, иллюстрирующего данную квалификацию, расскажу о нескольких играх, применяемых в практике.
В водной части урока, когда необходимо создать хороший настрой, стимул к речевым действиям, можно использовать игры, создающие проблемную ситуацию | |
“Вертушка” (Тема: Слушание как вид речевой деятельности) |
|
Цель: показать трудности слушания как вида речевой деятельности | |
Игровой этап. Преподаватель просит пятерых участников (близко сидящих к двери) выйти на несколько минут из класса, а сам без всякой установки на слушание читает текст: “ Молодой специалист Юра решил поменять место работы. Ему казалось, что способен выполнять более сложные задания, нежели те, что ему поручали. Окружающие говорили, что он там сможет получить квартиру и даже купить машину”.
По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и учитель предлагает сначала кому-либо из присутствующих , а потом по очереди входящим передавать услышанную информацию, учитывая, что каждый новый входящий с этой информацией не знаком. |
Игра неролевая, групповая, но в то же время, кто не участвует в процессе игры, участвует в рефлексии. Игра направлена на развитие внимания и познавательных процессов. После такого наглядного примера несложно перейти к новой теме. |
Для овладения основ ораторского искусства можно предложить учащимся следующую игру:
“Компакт - опросы” |
|
Цель: совершенствовать уровень общительности (научиться ограничивать себя крайним экстравертам и раскрыться интровертам) | |
Ход игры. Три ученика выбирают себе социальную роль (директор школы, домохозяйка, бомж и др..).
Остальные участники игры задают всем трем один и тот же вопрос. Каждый должен ответить на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью (через три секунды после конца вопроса). |
Эта коллективная, ролевая игра приносит максимальный результат, если каждый участник образовательного процесса (включая и учителя) побывает в роли опрашиваемого. Возможно побывать в роли до 6 человек. Причем 1 тройка готовит свои роли сама (дома), а 2, для большего эффекта дублирует. |
5. Как мы увидели, игры дают ребенку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждает интерес к знаниям. Любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст. Учитель преподносит задание с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы редактор детского журнала . вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем, только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.
6. Выводы:
,