Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Общие проблемы экологического состояния республики Калмыкии Общие проблемы экологического состояния республики Калмыкии1 октября 2008. Разместил: lessons |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
элективный курс для 9-го класса Цель данного курса, рассчитанного на учащихся 9-х классов, состоит в том, чтобы во-первых, помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в Калмыкии и выявить их взаимосвязи, а во-вторых, содействовать в дальнейшем выбору профиля обучения в 10–11-х классах и своей будущей специальности после окончания школы. В наше время, когда с каждым годом экологическая обстановка обостряется, а наша республика признана зоной экологического бедствия, особое внимание уделяется воспитанию молодежи совершенно с иным мировоззрением, с иным отношением к окружающему миру. Люди до сих пор не могут избавиться от деления всех живых организмов на полезные и вредные, и только экологически просвещенные уверены в целесообразности существования любых форм жизни. Человечество должно научиться жить в гармонии с природой, хозяйствовать, не нарушая экологического равновесия. Школа делает только первые шаги в этом направлении. Учителя ведут активный поиск новых форм работы с детьми, неординарных подходов к проблеме экологического просвещения и природоохранной работы. Данный курс является важной ступенью в экологическом воспитании учащихся, так как проблемность и обобщающий характер содержания предопределили методы и организационные формы изучения данного элективного курса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, экскурсии и наблюдения. Такой подход ставит своей целью развитие у старшеклассников умений принятия решений, оценочных суждений, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к людям и своей среде обитания. Цель данного курса рассчитанного на учащихся 9-х классов состоит не только в том, чтобы помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в нашей республике и выявить их взаимосвязи, но и помочь в дальнейшем в выборе профиля обучения в 10-11 классах и своей будущей специальности после окончания школы. В приложениях приводятся методические рекомендации для проведения занятий по отдельным темам по данной программе. ПрограммаВведение. Природные условия Калмыкии – 2 часа Географическое положение. Районирование территории республики. Климатические особенности. Почвы Калмыкии. Демонстрация. Карты Калмыкии. Экологическое состояние окружающей среды в республике – 3 часа 1. Состояние атмосферы и ее охрана. Причины нарушения баланса газов в атмосфере. Естественные и искусственные источники загрязнения воздуха. Состояние воздушной среды в городе. Влияние загрязнения и изменения состава воздуха на состояние живых организмов. Меры по охране воздушной среды. Демонстрация. 1. Видеофильм “ Воздух в природе”. 2. Таблицы по экологии и охране природы. Лабораторная работа. Определение степени загрязнения воздуха в городе. 2.Водные ресурсы Калмыкии. Источники водоснабжения населенных пунктов. Дефицит пресной воды. Характеристика подземных вод. Открытые водоемы (пруды, озера и реки). Их характеристика. Использование внутренних водоемов. Загрязнение природных вод. Демонстрация. 1. Видеофильм “Гидросфера”. 2. Схемы: а) очистных сооружений; б) классификации водных ресурсов. 3. Таблиц по экологии и охране природы. Лабораторная работа. 1. Анализ проб воды. 2. Почвенные ресурсы. Особенности почвенного покрова территории Калмыкии. Состояние земельных ресурсов. Загрязнение почвы. Опустынивание и вторичное засоление. Черные Земли. Пути повышения плодородия почв. Защита почв от эрозии. Хозяйственная деятельность человека и ее последствия. Влияние химических удобрений и пестицидов на почвы. Сохранение, улучшение и восстановление пастбищ. Демонстрация. 1.Видеофильм “Животный мир почв”. 2. Таблиц по экологии и охране природы. Экскурсия. Наблюдение за развитием эрозии в природе (окрестностях города). Лабораторная работа. Определение механического состава почвы. Растительный мир Калмыкии – 2 часа Из истории изучения растительности Калмыкии. Природные комплексы. Коренная растительность. Флора Калмыкии. Экологические группы растений. Растения засушливых и влажных мест обитания. Растения Красной книги Калмыкии. Сельскохозяйственные и декоративные растения.. Экскурсия. Изучение видового состава растений и сбор гербария в окрестностях города. Практическая работа. Определение растений и оформление гербария для занятий на уроках. Животный мир Калмыкии – 2 часа Видовой состав животных. Динамика популяций. Антропогенное воздействие на животный мир. Экологические группы животных. Животные почвенной, водной и наземной сред обитания. Редкие и исчезающие животные. Сельскохозяйственные животные. Экскурсия. 1.Естественные условия обитания различных животных в окрестностях города. Наблюдения за их поведением и образом жизни. 2. Краеведческий музей или зоологический музей биофака КГУ. Практическая работа. 1. Изучение состава животных в почвенных образцах. 2. Изучение животных в воде природных водоемов. Окружающая среда и здоровье населения республики – 3 часа Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение окружающей среды (химическое, биологическое, физическое). Качество воздушной среды и болезни связанные с ее состоянием. Водная среда и болезни, вызываемые ее состоянием. Загрязнение почв и болезни населения связанные с этим. Питание и здоровье человека. Природно-очаговые заболевания. Состояние заболеваемости населения Калмыкии. Демонстрация. 1. Графиков биоритмов человека. 2. Схем, отражающих динамику средней продолжительности жизни людей в разных странах. Практическая работа. Изучение состояния заболеваемости учащихся в своем классе и в школе и выявление причин болезней. Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем – 2 часа Качество окружающей среды поселка или города. Загрязнение и источники его загрязнения. Способы борьбы с загрязнением. Состояние здоровье детей и взрослых. Экологический десант по территории населенного пункта с целью выявления неблагополучных по состоянию мест и оказания помощи в ликвидации выявленных нарушений. Конференция. Проблемы загрязнения окружающей среды своей местности. Обсуждение результатов и встреча со специалистами разных профилей. Итоговое занятие – 1 час. 1. Выступление учащихся с результатами (устный журнал, “Экологический вестник”). 2. Предложения по улучшению состояния окружающей среды по месту жительства и обращение с ними в местные органы самоуправления. Тематическое планирование курса
Требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: - понятия: окружающая среда, природные условия, природопользование, аридизация, экологические группы животных, экологические группы растений, опустынивание, вторичное засоление, ветровая эрозия; - примеры, иллюстрирующие взаимосвязь природы, человека и общества; - влияние человека на рельеф, почву, подземные и надземные воды и последствия этого; - влияние изменений природных условий, вызванных хозяйственной деятельностью человека на здоровье населения республики; - причины экологического кризиса в Калмыкии. Учащиеся должны уметь: - выявлять противоречия между экологически необоснованной деятельностью человека и окружающей средой; - объяснять роль природы в жизни человека; - находить и объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных в Калмыкии; - приводить примеры нерационального использования природных ресурсов в республике; - предлагать альтернативные виды хозяйственной деятельности в нашем регионе; - оценивать состояние природных вод, почвы в своей местности; - выявлять источники загрязнения воды, почвы, воздуха на территории республики и своем населенном пункте. Литература 1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М., АО МДС, 1996 2. Аникин В.В., Бакташева Н.М. и др. Материалы для КРАСНОЙ КНИГИ Республики Калмыкия. Под ред. В.М. Музаева. Элиста, 2005 3. Бакташева Н.М., Журкина Л.А. Редкие и исчезающие виды флоры Калмыцкой АССР//Растительные ресурсы Северо-Кавказский экономический район. Ростов-Н/Д., 1986 4. Близнюк А.И. Млекопитающие Калмыкии (Аннотированный список видов) // Республика Калмыкия на пути к устойчивому развитию. – Элиста, 1998. 5. Вестник АсЭкО, 1997, № 1-2 6. Габунщина Э.Б. Животный мир Калмыкии: от простейших до насекомых. Элиста: АПП “Джангр”, 1998 7. Горбачев Б.Н, Бананова В.А., Журкина Л.А., Середин Р.М., Вотинова Т.И. Растительный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1976. 8. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1994. 9. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1995. 10. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1996. 11. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1997. 12. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1998. 13. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1999. 14. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2000. 15. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2001. 16. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2002. 17. Киреев В.А. Об охране амфибий и рептилий Калмыкии // Биота и природная среда Калмыкии. М.-Элиста, 1995. 18. Коростов Г.А. Бабочки. Животный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986. 19. Кукиш А.И. Птицы. Животный мир Калмыкии. – Элиста: Калм. кн. изд-во.1982. 20. Журкина Л.А., Бакташева Н.М. Редкие и исчезающие растения Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. 21.Манджиев С.Б., Березовская Д.А. География. Калмыцкая АССР. Элиста: Калм.. кн. изд-во, 1986. 22. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города.. 9 – 11 классы. Школьный практикум, М. Владос. 2001. 23. Охрана и использование природных ресурсов Калмыкии. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1985. 24. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл., М., Дрофа. 1998. 25. Позняк В.Г. Животный мир Калмыкии. Рыбы. – Элиста: Калм. кн. изд-во. 1987. 26. Самкова В.А. Экологический практикум. Город, в котором я живу. Биология в школе. 2001, № 5. 27. Фомичев А.И. Животный мир Калмыкии. Беспозвоночные. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1986. 28. Эрдниев Ц.Э. Калмыки. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. Технические средства 1. Экология. Учебное электронное издание. Диск 1.Московский государственный институт электроники и математики, 2004. 2. Экология. Учебное электронное издание. Диск 2. Московский государственный институт электроники и математики, 2004. 3. 1 С:Школа.. Экология , 10-11 классы. Учебное пособие. Под редакцией А.К .Ахлебинина, В.И. Сивоглазова.. Министерство образования РФ, 2004. 4. 1 С:Школа. Биология, Учебное электронное издание. Лабораторный практикум.. 6-11 классы Министерство образования РФ, 2004. 5. 1С:Школа. Биология, 10-11 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ,2004. 6. 1С:Школа. География, 6-9 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ, 2004. Агапова Людмила Петровна Вернуться назад |