Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
элективный курс для 9-го класса
Цель данного курса, рассчитанного на учащихся 9-х классов, состоит в том, чтобы во-первых, помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в Калмыкии и выявить их взаимосвязи, а во-вторых, содействовать в дальнейшем выбору профиля обучения в 10–11-х классах и своей будущей специальности после окончания школы.
В наше время, когда с каждым годом экологическая обстановка обостряется, а наша республика признана зоной экологического бедствия, особое внимание уделяется воспитанию молодежи совершенно с иным мировоззрением, с иным отношением к окружающему миру. Люди до сих пор не могут избавиться от деления всех живых организмов на полезные и вредные, и только экологически просвещенные уверены в целесообразности существования любых форм жизни. Человечество должно научиться жить в гармонии с природой, хозяйствовать, не нарушая экологического равновесия. Школа делает только первые шаги в этом направлении. Учителя ведут активный поиск новых форм работы с детьми, неординарных подходов к проблеме экологического просвещения и природоохранной работы.
Данный курс является важной ступенью в экологическом воспитании учащихся, так как проблемность и обобщающий характер содержания предопределили методы и организационные формы изучения данного элективного курса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, экскурсии и наблюдения. Такой подход ставит своей целью развитие у старшеклассников умений принятия решений, оценочных суждений, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к людям и своей среде обитания.
Цель данного курса рассчитанного на учащихся 9-х классов состоит не только в том, чтобы помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в нашей республике и выявить их взаимосвязи, но и помочь в дальнейшем в выборе профиля обучения в 10-11 классах и своей будущей специальности после окончания школы.
В приложениях приводятся методические рекомендации для проведения занятий по отдельным темам по данной программе.
Введение.
Природные условия Калмыкии – 2 часа
Географическое положение. Районирование территории республики. Климатические особенности. Почвы Калмыкии.
Демонстрация. Карты Калмыкии.
Экологическое состояние окружающей среды в республике – 3 часа
1. Состояние атмосферы и ее охрана.
Причины нарушения баланса газов в атмосфере. Естественные и искусственные источники загрязнения воздуха. Состояние воздушной среды в городе. Влияние загрязнения и изменения состава воздуха на состояние живых организмов. Меры по охране воздушной среды.
Демонстрация.
1. Видеофильм “ Воздух в природе”.
2. Таблицы по экологии и охране природы.
Лабораторная работа. Определение степени загрязнения воздуха в городе.
2.Водные ресурсы Калмыкии.
Источники водоснабжения населенных пунктов. Дефицит пресной воды. Характеристика подземных вод. Открытые водоемы (пруды, озера и реки). Их характеристика. Использование внутренних водоемов. Загрязнение природных вод.
Демонстрация.
1. Видеофильм “Гидросфера”.
2. Схемы: а) очистных сооружений; б) классификации водных ресурсов.
3. Таблиц по экологии и охране природы.
Лабораторная работа.
1. Анализ проб воды.
2. Почвенные ресурсы.
Особенности почвенного покрова территории Калмыкии. Состояние земельных ресурсов. Загрязнение почвы. Опустынивание и вторичное засоление. Черные Земли. Пути повышения плодородия почв. Защита почв от эрозии. Хозяйственная деятельность человека и ее последствия. Влияние химических удобрений и пестицидов на почвы. Сохранение, улучшение и восстановление пастбищ.
Демонстрация.
1.Видеофильм “Животный мир почв”.
2. Таблиц по экологии и охране природы.
Экскурсия. Наблюдение за развитием эрозии в природе (окрестностях города).
Лабораторная работа. Определение механического состава почвы.
Растительный мир Калмыкии – 2 часа
Из истории изучения растительности Калмыкии. Природные комплексы. Коренная растительность. Флора Калмыкии. Экологические группы растений. Растения засушливых и влажных мест обитания. Растения Красной книги Калмыкии. Сельскохозяйственные и декоративные растения..
Экскурсия. Изучение видового состава растений и сбор гербария в окрестностях города.
Практическая работа. Определение растений и оформление гербария для занятий на уроках.
Животный мир Калмыкии – 2 часа
Видовой состав животных. Динамика популяций. Антропогенное воздействие на животный мир. Экологические группы животных. Животные почвенной, водной и наземной сред обитания. Редкие и исчезающие животные. Сельскохозяйственные животные.
Экскурсия.
1.Естественные условия обитания различных животных в окрестностях города. Наблюдения за их поведением и образом жизни.
2. Краеведческий музей или зоологический музей биофака КГУ.
Практическая работа.
1. Изучение состава животных в почвенных образцах.
2. Изучение животных в воде природных водоемов.
Окружающая среда и здоровье населения республики – 3 часа
Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение окружающей среды (химическое, биологическое, физическое). Качество воздушной среды и болезни связанные с ее состоянием. Водная среда и болезни, вызываемые ее состоянием. Загрязнение почв и болезни населения связанные с этим. Питание и здоровье человека. Природно-очаговые заболевания. Состояние заболеваемости населения Калмыкии.
Демонстрация.
1. Графиков биоритмов человека.
2. Схем, отражающих динамику средней продолжительности жизни людей в разных странах.
Практическая работа. Изучение состояния заболеваемости учащихся в своем классе и в школе и выявление причин болезней.
Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем – 2 часа
Качество окружающей среды поселка или города. Загрязнение и источники его загрязнения. Способы борьбы с загрязнением. Состояние здоровье детей и взрослых.
Экологический десант по территории населенного пункта с целью выявления неблагополучных по состоянию мест и оказания помощи в ликвидации выявленных нарушений.
Конференция. Проблемы загрязнения окружающей среды своей местности. Обсуждение результатов и встреча со специалистами разных профилей.
Итоговое занятие – 1 час.
1. Выступление учащихся с результатами (устный журнал, “Экологический вестник”).
2. Предложения по улучшению состояния окружающей среды по месту жительства и обращение с ними в местные органы самоуправления.
Тематическое планирование курса
п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Экскурсии, лаб. и практич. работы |
Введение. Природные условия Калмыкии |
2 | ||
1. | Географические условия. Районирование территории республики | 1 | |
2. | Климатические особенности.
Почвы Калмыкии |
1 | |
Экологическое состояние окружающей среды в республике |
3 | ||
3. | Состояние воздушной среды и ее охрана. Источники загрязнения. | 1 | Лабораторная работа |
4. | Водные ресурсы Калмыкии. Источники водоснабжения. Качество природных вод. | 1 | Лабораторная работа |
5. | Почвенные ресурсы. Состояние земельных ресурсов. | 1 | Лабораторная работа |
Растительный мир Калмыкии |
2 | ||
6. | Флора Калмыкии. Коренная растительность | 1 | Экскурсия |
7. | Экологические группы растений. Редкие и исчезающие растения. | 1 | Практическая работа |
Животный мир Калмыкии | 2 | ||
8. | Животные республики. Видовой состав животных | 1 | Экскурсия
(Приложение 3) |
9. | Экологические группы животных. Животные Красной Книги | 1 | Практическая работа (Приложение 1,2) |
Окружающая среда и здоровье населения республики |
3 | ||
10. | Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение среды обитания. Питание и здоровье. | 1 | |
11. | Качество воздушной и водной среды, и болезни связанные с ним. | 1 | Практическая работа |
12. | Загрязнение почвы и болезни связанные с этим фактором. Природно-очаговые болезни. Состояние заболеваемости населения Калмыкии. | 1 | Практическая работа |
Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем |
2 | ||
13. | Качество окружающей среды. Загрязнение и источники загрязнения. | 1 | Экологический десант |
14. | Состояние здоровья детей и взрослых | 1 | |
Итоговое занятие |
1 | ||
15. | Выступление учащихся с исследовательскими работами на заседании круглого стола с приглашением специалистов разных профилей и работников администрации | 1 |
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- понятия: окружающая среда, природные условия, природопользование, аридизация, экологические группы животных, экологические группы растений, опустынивание, вторичное засоление, ветровая эрозия;
- примеры, иллюстрирующие взаимосвязь природы, человека и общества;
- влияние человека на рельеф, почву, подземные и надземные воды и последствия этого;
- влияние изменений природных условий, вызванных хозяйственной деятельностью человека на здоровье населения республики;
- причины экологического кризиса в Калмыкии.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять противоречия между экологически необоснованной деятельностью человека и окружающей средой;
- объяснять роль природы в жизни человека;
- находить и объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных в Калмыкии;
- приводить примеры нерационального использования природных ресурсов в республике;
- предлагать альтернативные виды хозяйственной деятельности в нашем регионе;
- оценивать состояние природных вод, почвы в своей местности;
- выявлять источники загрязнения воды, почвы, воздуха на территории республики и своем населенном пункте.
Литература
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М., АО МДС, 1996
2. Аникин В.В., Бакташева Н.М. и др. Материалы для КРАСНОЙ КНИГИ Республики Калмыкия. Под ред. В.М. Музаева. Элиста, 2005
3. Бакташева Н.М., Журкина Л.А. Редкие и исчезающие виды флоры Калмыцкой АССР//Растительные ресурсы Северо-Кавказский экономический район. Ростов-Н/Д., 1986
4. Близнюк А.И. Млекопитающие Калмыкии (Аннотированный список видов) // Республика Калмыкия на пути к устойчивому развитию. – Элиста, 1998.
5. Вестник АсЭкО, 1997, № 1-2
6. Габунщина Э.Б. Животный мир Калмыкии: от простейших до насекомых. Элиста: АПП “Джангр”, 1998
7. Горбачев Б.Н, Бананова В.А., Журкина Л.А., Середин Р.М., Вотинова Т.И. Растительный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1976.
8. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1994.
9. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1995.
10. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1996.
11. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1997.
12. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1998.
13. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1999.
14. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2000.
15. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2001.
16. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2002.
17. Киреев В.А. Об охране амфибий и рептилий Калмыкии // Биота и природная среда Калмыкии. М.-Элиста, 1995.
18. Коростов Г.А. Бабочки. Животный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986.
19. Кукиш А.И. Птицы. Животный мир Калмыкии. – Элиста: Калм. кн. изд-во.1982.
20. Журкина Л.А., Бакташева Н.М. Редкие и исчезающие растения Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990.
21.Манджиев С.Б., Березовская Д.А. География. Калмыцкая АССР. Элиста: Калм.. кн. изд-во, 1986.
22. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города.. 9 – 11 классы. Школьный практикум, М. Владос. 2001.
23. Охрана и использование природных ресурсов Калмыкии. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1985.
24. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл., М., Дрофа. 1998.
25. Позняк В.Г. Животный мир Калмыкии. Рыбы. – Элиста: Калм. кн. изд-во. 1987.
26. Самкова В.А. Экологический практикум. Город, в котором я живу. Биология в школе. 2001, № 5.
27. Фомичев А.И. Животный мир Калмыкии. Беспозвоночные. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1986.
28. Эрдниев Ц.Э. Калмыки. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980.
Технические средства
1. Экология. Учебное электронное издание. Диск 1.Московский государственный институт электроники и математики, 2004.
2. Экология. Учебное электронное издание. Диск 2. Московский государственный институт электроники и математики, 2004.
3. 1 С:Школа.. Экология , 10-11 классы. Учебное пособие. Под редакцией А.К .Ахлебинина, В.И. Сивоглазова.. Министерство образования РФ, 2004.
4. 1 С:Школа. Биология, Учебное электронное издание. Лабораторный практикум.. 6-11 классы Министерство образования РФ, 2004.
5. 1С:Школа. Биология, 10-11 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ,2004.
6. 1С:Школа. География, 6-9 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ, 2004.
Агапова Людмила Петровна
,