mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    01
    окт
    Общие проблемы экологического состояния республики Калмыкии
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    элективный курс для 9-го класса

    Цель данного курса, рассчитанного на учащихся 9-х классов, состоит в том, чтобы во-первых, помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в Калмыкии и выявить их взаимосвязи, а во-вторых, содействовать в дальнейшем выбору профиля обучения в 10–11-х классах и своей будущей специальности после окончания школы.


    В наше время, когда с каждым годом экологическая обстановка обостряется, а наша республика признана зоной экологического бедствия, особое внимание уделяется воспитанию молодежи совершенно с иным мировоззрением, с иным отношением к окружающему миру. Люди до сих пор не могут избавиться от деления всех живых организмов на полезные и вредные, и только экологически просвещенные уверены в целесообразности существования любых форм жизни. Человечество должно научиться жить в гармонии с природой, хозяйствовать, не нарушая экологического равновесия. Школа делает только первые шаги в этом направлении. Учителя ведут активный поиск новых форм работы с детьми, неординарных подходов к проблеме экологического просвещения и природоохранной работы.

    Данный курс является важной ступенью в экологическом воспитании учащихся, так как проблемность и обобщающий характер содержания предопределили методы и организационные формы изучения данного элективного курса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, экскурсии и наблюдения. Такой подход ставит своей целью развитие у старшеклассников умений принятия решений, оценочных суждений, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к людям и своей среде обитания.

    Цель данного курса рассчитанного на учащихся 9-х классов состоит не только в том, чтобы помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в нашей республике и выявить их взаимосвязи, но и помочь в дальнейшем в выборе профиля обучения в 10-11 классах и своей будущей специальности после окончания школы.

    В приложениях приводятся методические рекомендации для проведения занятий по отдельным темам по данной программе. 

    Программа

    Введение.

    Природные условия Калмыкии – 2 часа

    Географическое положение. Районирование территории республики. Климатические особенности. Почвы Калмыкии.

    Демонстрация. Карты Калмыкии.

    Экологическое состояние окружающей среды в республике – 3 часа

    1. Состояние атмосферы и ее охрана.

    Причины нарушения баланса газов в атмосфере. Естественные и искусственные источники загрязнения воздуха. Состояние воздушной среды в городе. Влияние загрязнения и изменения состава воздуха на состояние живых организмов. Меры по охране воздушной среды.

    Демонстрация.

    1. Видеофильм “ Воздух в природе”.

    2. Таблицы по экологии и охране природы.

    Лабораторная работа. Определение степени загрязнения воздуха в городе.

    2.Водные ресурсы Калмыкии.

    Источники водоснабжения населенных пунктов. Дефицит пресной воды. Характеристика подземных вод. Открытые водоемы (пруды, озера и реки). Их характеристика. Использование внутренних водоемов. Загрязнение природных вод.

    Демонстрация.

    1. Видеофильм “Гидросфера”.

    2. Схемы: а) очистных сооружений; б) классификации водных ресурсов.

    3. Таблиц по экологии и охране природы.

    Лабораторная работа.

    1. Анализ проб воды.

    2. Почвенные ресурсы.

    Особенности почвенного покрова территории Калмыкии. Состояние земельных ресурсов. Загрязнение почвы. Опустынивание и вторичное засоление. Черные Земли. Пути повышения плодородия почв. Защита почв от эрозии. Хозяйственная деятельность человека и ее последствия. Влияние химических удобрений и пестицидов на почвы. Сохранение, улучшение и восстановление пастбищ.

    Демонстрация.

    1.Видеофильм “Животный мир почв”.

    2. Таблиц по экологии и охране природы.

    Экскурсия. Наблюдение за развитием эрозии в природе (окрестностях города).

    Лабораторная работа. Определение механического состава почвы.

    Растительный мир Калмыкии – 2 часа

    Из истории изучения растительности Калмыкии. Природные комплексы. Коренная растительность. Флора Калмыкии. Экологические группы растений. Растения засушливых и влажных мест обитания. Растения Красной книги Калмыкии. Сельскохозяйственные и декоративные растения..

    Экскурсия. Изучение видового состава растений и сбор гербария в окрестностях города.

    Практическая работа. Определение растений и оформление гербария для занятий на уроках.

    Животный мир Калмыкии – 2 часа

    Видовой состав животных. Динамика популяций. Антропогенное воздействие на животный мир. Экологические группы животных. Животные почвенной, водной и наземной сред обитания. Редкие и исчезающие животные. Сельскохозяйственные животные.

    Экскурсия.

    1.Естественные условия обитания различных животных в окрестностях города. Наблюдения за их поведением и образом жизни.

    2. Краеведческий музей или зоологический музей биофака КГУ.

    Практическая работа.

    1. Изучение состава животных в почвенных образцах.

    2. Изучение животных в воде природных водоемов.

    Окружающая среда и здоровье населения республики – 3 часа

    Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение окружающей среды (химическое, биологическое, физическое). Качество воздушной среды и болезни связанные с ее состоянием. Водная среда и болезни, вызываемые ее состоянием. Загрязнение почв и болезни населения связанные с этим. Питание и здоровье человека. Природно-очаговые заболевания. Состояние заболеваемости населения Калмыкии.

    Демонстрация.

    1. Графиков биоритмов человека.

    2. Схем, отражающих динамику средней продолжительности жизни людей в разных странах.

    Практическая работа. Изучение состояния заболеваемости учащихся в своем классе и в школе и выявление причин болезней.

    Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем – 2 часа

    Качество окружающей среды поселка или города. Загрязнение и источники его загрязнения. Способы борьбы с загрязнением. Состояние здоровье детей и взрослых.

    Экологический десант по территории населенного пункта с целью выявления неблагополучных по состоянию мест и оказания помощи в ликвидации выявленных нарушений.

    Конференция. Проблемы загрязнения окружающей среды своей местности. Обсуждение результатов и встреча со специалистами разных профилей.

    Итоговое занятие – 1 час.

    1. Выступление учащихся с результатами (устный журнал, “Экологический вестник”).

    2. Предложения по улучшению состояния окружающей среды по месту жительства и обращение с ними в местные органы самоуправления.

    Тематическое планирование курса

    п/п Темы занятий Кол-во часов Экскурсии, лаб. и практич. работы
     

    Введение. Природные условия Калмыкии

    2  
    1. Географические условия. Районирование территории республики 1  
    2. Климатические особенности.

    Почвы Калмыкии

    1  
     

    Экологическое состояние окружающей среды в республике

    3  
    3. Состояние воздушной среды и ее охрана. Источники загрязнения. 1 Лабораторная работа
    4. Водные ресурсы Калмыкии. Источники водоснабжения. Качество природных вод. 1 Лабораторная работа
    5. Почвенные ресурсы. Состояние земельных ресурсов. 1 Лабораторная работа
     

    Растительный мир Калмыкии

    2  
    6. Флора Калмыкии. Коренная растительность 1 Экскурсия
    7. Экологические группы растений. Редкие и исчезающие растения. 1 Практическая работа
      Животный мир Калмыкии 2  
    8. Животные республики. Видовой состав животных 1 Экскурсия

    (Приложение 3)

    9. Экологические группы животных. Животные Красной Книги 1 Практическая работа (Приложение 1,2)
     

    Окружающая среда и здоровье населения республики

    3  
    10. Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение среды обитания. Питание и здоровье. 1  
    11. Качество воздушной и водной среды, и болезни связанные с ним. 1 Практическая работа
    12. Загрязнение почвы и болезни связанные с этим фактором. Природно-очаговые болезни. Состояние заболеваемости населения Калмыкии. 1 Практическая работа
     

    Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем

    2  
    13. Качество окружающей среды. Загрязнение и источники загрязнения. 1 Экологический десант
    14. Состояние здоровья детей и взрослых 1  
     

    Итоговое занятие

    1  
    15. Выступление учащихся с исследовательскими работами на заседании круглого стола с приглашением специалистов разных профилей и работников администрации 1  

    Требования к знаниям и умениям

    Учащиеся должны знать:

    - понятия: окружающая среда, природные условия, природопользование, аридизация, экологические группы животных, экологические группы растений, опустынивание, вторичное засоление, ветровая эрозия;

    - примеры, иллюстрирующие взаимосвязь природы, человека и общества;

    - влияние человека на рельеф, почву, подземные и надземные воды и последствия этого;

    - влияние изменений природных условий, вызванных хозяйственной деятельностью человека на здоровье населения республики;

    - причины экологического кризиса в Калмыкии.

    Учащиеся должны уметь:

    - выявлять противоречия между экологически необоснованной деятельностью человека и окружающей средой;

    - объяснять роль природы в жизни человека;

    - находить и объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных в Калмыкии;

    - приводить примеры нерационального использования природных ресурсов в республике;

    - предлагать альтернативные виды хозяйственной деятельности в нашем регионе;

    - оценивать состояние природных вод, почвы в своей местности;

    - выявлять источники загрязнения воды, почвы, воздуха на территории республики и своем населенном пункте.

    Литература

    1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М., АО МДС, 1996

    2. Аникин В.В., Бакташева Н.М. и др. Материалы для КРАСНОЙ КНИГИ Республики Калмыкия. Под ред. В.М. Музаева. Элиста, 2005

    3. Бакташева Н.М., Журкина Л.А. Редкие и исчезающие виды флоры Калмыцкой АССР//Растительные ресурсы Северо-Кавказский экономический район. Ростов-Н/Д., 1986

    4. Близнюк А.И. Млекопитающие Калмыкии (Аннотированный список видов) // Республика Калмыкия на пути к устойчивому развитию. – Элиста, 1998.

    5. Вестник АсЭкО, 1997, № 1-2

    6. Габунщина Э.Б. Животный мир Калмыкии: от простейших до насекомых. Элиста: АПП “Джангр”, 1998

    7. Горбачев Б.Н, Бананова В.А., Журкина Л.А., Середин Р.М., Вотинова Т.И. Растительный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1976.

    8. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1994.

    9. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1995.

    10. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1996.

    11. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1997.

    12. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1998.

    13. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1999.

    14. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2000.

    15. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2001.

    16. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2002.

    17. Киреев В.А. Об охране амфибий и рептилий Калмыкии // Биота и природная среда Калмыкии. М.-Элиста, 1995.

    18. Коростов Г.А. Бабочки. Животный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986.

    19. Кукиш А.И. Птицы. Животный мир Калмыкии. – Элиста: Калм. кн. изд-во.1982.

    20. Журкина Л.А., Бакташева Н.М. Редкие и исчезающие растения Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990.

    21.Манджиев С.Б., Березовская Д.А. География. Калмыцкая АССР. Элиста: Калм.. кн. изд-во, 1986.

    22. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города.. 9 – 11 классы. Школьный практикум, М. Владос. 2001.

    23. Охрана и использование природных ресурсов Калмыкии. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1985.

    24. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл., М., Дрофа. 1998.

    25. Позняк В.Г. Животный мир Калмыкии. Рыбы. – Элиста: Калм. кн. изд-во. 1987.

    26. Самкова В.А. Экологический практикум. Город, в котором я живу. Биология в школе. 2001, № 5.

    27. Фомичев А.И. Животный мир Калмыкии. Беспозвоночные. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1986.

    28. Эрдниев Ц.Э. Калмыки. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980.

    Технические средства

    1. Экология. Учебное электронное издание. Диск 1.Московский государственный институт электроники и математики, 2004.

    2. Экология. Учебное электронное издание. Диск 2. Московский государственный институт электроники и математики, 2004.

    3. 1 С:Школа.. Экология , 10-11 классы. Учебное пособие. Под редакцией А.К .Ахлебинина, В.И. Сивоглазова.. Министерство образования РФ, 2004.

    4. 1 С:Школа. Биология, Учебное электронное издание. Лабораторный практикум.. 6-11 классы Министерство образования РФ, 2004.

    5. 1С:Школа. Биология, 10-11 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ,2004.

    6. 1С:Школа. География, 6-9 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ, 2004.


    Агапова Людмила Петровна



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 10635
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.