В данной статье говориться о том, как организовать учебно-воспитательный процесс первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.
Пояснительная записка.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
Задача, стоящая перед педагогическим коллективом гимназии №37 – создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя первых классов, учителя-предметники, работающие в 1 классах, медицинская служба гимназии, родители, администрация.
Цель программы: организовать учебно-воспитательный процесс первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.
Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.
Раздел I. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-х классов.
I. Организационная работа.
|
Сроки |
Ответственные |
Анализ достаточности учебно-методического обеспечения.
Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей.
Введение новых форм организации нерегламентированной деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры).
Организация “Школы развития для детей 5-6 лет”, которые не посещают дошкольных учреждений, в рамках платных дополнительных услуг.
|
Август–сентябрь
В течение года
В течение года
Октябрь–март
|
Библиотекарь
Администрация, учителя
Учителя
Зам. директора по УВП
|
II. Работа с педагогическим коллективом.
|
Сроки |
Ответственные |
1. Курсы повышения квалификации на базе экспериментальной площадки при АПК и ПРО по содержанию и методике работы по комплекту программ и учебников “Школа 2000-2100”.
2. Совещания при завуче:
2.1. Ознакомление с нормативно-правовыми документами.
2.2. Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 1 кл.
2.3. Особенности организации деятельности учащихся 1 классов.
3. Заседания МО учителей начальных классов. Педконсилиум: обработка аналитического материала по классно-обобщающему контролю в 1-ых классах, уровень адаптации учащихся 1 классов.
4. Создание системы единого медикопсихолого-педагогического контроля за динамикой развития детей с целью решения проблемы адаптации в 1 классе.
5. Взаимопосещения:
5.1. Посещение уроков в 1 классе воспитателем ДОУ, другими учителями.
5.2. Посещение занятий в ДОУ учителями начальных классов.
|
Май
Август
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
В течение года
В течение года
|
Учителя первых классов
Замдиректора
Замдиректора
Замдиректора
Руководитель МО нач. классов
Учителя, медик
Учителя, воспитатель
|
III. Работа с учащимися.
|
Сроки |
Ответственные |
Помощь учащимся по ориентированию в расположении кабинетов, столовой, раздевалки.
Изучение медицинских карт учащихся.
Праздники знакомства. Посвящение в гимназисты.
Встречи в неформальной обстановке (поездки в театр, экскурсии и т.д.)
Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся через индивидуальные беседы с учащимися, родителями.
Проведение на уроках минуток отдыха и расслабления, игровых моментов.
|
Сентябрь-октябрь
Август-сентябрь
Сентябрь-октябрь
В течение года
Сентябрь-октябрь
Постоянно
|
Учителя
Учителя, медик
Учителя
Учителя
Учителя
Учителя
|
IV. Работа с родителями.
|
Сроки |
Ответственные |
Родительские собрания.
1.1. Переход на четырехлетнее начальное обучение. Особенности обучения в 1 классе.
1.2. Первая неделя ребенка в школе.
1.3. Анализ итогов совместной деятельности гимназии № 37 и родителей в период адаптации учащихся 1 классов.
Консультации для родителей.
Оформление “Информация для родителей”.
Организация тематических выставок: “Подготовка детей к школе”, “Уголок школьника”,
“Что должен знать и уметь первоклассник”.
Организация “Школы родителей” будущих
первоклассников.
|
Май
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь-октябрь
Сентябрь
Октябрь-март
Октябрь-март
|
Директор, учителя
Учителя
Зам. директора,
Учителя
Логопед, учителя
Учителя
Учителя
Зам. директора по УВП
|
Раздел II. Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников.
Форма деятельности |
Тематика |
Ответственные |
Сроки |
Административные совещания |
Задачи пед. коллектива в период адаптации. |
Директор гимназии |
Август |
Заседания МО учителей начальной школы |
Реализация программы помощи в адаптации. |
Руководитель МО начальных классов |
Сентябрь |
Классно-обобщающий контроль в 1-х классах |
Изучение деятельности первоклассников в период адаптации. |
Замдиректора по начальной школе |
Сентябрь
Октябрь
|
Совещания при замдиректора по УВП |
Особенности организации деятельности учащихся 1-х классов. |
Замдиректора по начальной школе |
Октябрь |
Совещание при замдиректора по ВР |
Особенности классных коллективов 1-х классов. |
Замдиректора по воспитательной работе |
Октябрь |
Раздел III. Аналитическая деятельность. Подведение итогов (ноябрь).
- Подготовка аналитических справок по итогам классно–обобщающего контроля в 1 классах, отчетов классных руководителей.
- Выработка рекомендаций и решений.
- Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.
- Проведение родительских собраний “Анализ итогов совместной деятельности гимназии № 37 и родителей в период адаптации учащихся 1-х классов”.
Агапова Светлана Юрьевна, заместитель директора по УВП
МОУ "Гимназия № 37", г. Екатеринбург
{SL_links}
Вернуться назад
|