Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Какая часть слова важнее? Какая часть слова важнее?8 октября 2008. Разместил: lessons |
Урок русского языка в 5-м классе Урок обобщения изученного материала по разделу "Словообразование" в 5-м классе. Проблемная постановка темы урока и его структура позволяют показать учащимся "открытость" учебного материала и организовать в дальнейшем их проектную деятельность по изученному разделу школьного курса русского языка. Цели.
Ход урокаI. Вступительное слово. Любознательный человек, увидев всякую вещь, обычно интересуется, для чего она служит и как устроена. Вопрос об устройстве может относиться не только к творениям человеческих рук и ума, но и к растениям, животным, минералам. А мы с вами на предыдущих уроках задумывались над устройством слова. Какие морфемы мы изучили? (Корень, суффикс, приставку, окончание). Все они являются составляющими слова (или почти все). А сегодня итогом изучения раздела “Словообразование” будет написание сочинений, темы которых записаны на доске. Выберите ту, которая вам ближе и пишите сочинение… Темы сочинений:
II. Учащимся дается время для осмысления тем сочинений, неизбежно возникает трудность, так как суждения, выдвинутые в качестве тем сочинений, слишком категоричны и неоднозначны. Какие трудности? Есть ли те, кто определился и выбрал тему №1? О чем вы будете писать в вашем сочинении (определите его тему). Каковы ключевые слова в данной теме? Определите идею вашего будущего сочинения (она выражена в формулировке темы сочинения). Есть ли те, кто решился писать о приставке? А кто считает более значимым суффикс? Окончание? III. Итак, мнения разделились. Сформулируйте группы в зависимости от выбранной темы сочинения. Обсудите в группе, о чем вы будете писать, почему вы считаете выбранную морфему наиболее важной и значимой в слове. IV. Выступление группы, считающей корень самой важной частью слова. (В корне содержится общее лексическое значение всех однокоренных слов). Обратите внимание на слова, записанные на доске, разберите их по составу:
Какие мы можем сделать выводы о корне, глядя на эти слова? Есть слова без корня и слова с корнями, значение которых без приставки, суффикса неясно (так называемые связанные корни). Тогда, может, стоит задуматься о том, действительно ли корень – самая важная и значимая часть слова? V. Выступление группы – “защитников” приставок. Добавление учителя. Представьте, что вы сидите перед телевизором, а я говорю, называя лишь приставки: “вы- пере- в-”. Что вы сделаете с телевизором? А теперь мы сидим на стульях, я говорю: “подо”. Что вы сделаете? “Ото-” - а теперь? А ведь я называю только приставки, но вы все поняли! Какой вывод мы может сделать? (Приставки, как и корень, имеют лексическое значение). К. Чуковский писал: “Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. Докажем это еще раз. Перед вами глагол писать. Образуйте от него с помощью приставок новые слова и запишите их в тетрадь. Слов получилось великое множество! Каждая из приставок внесла свой оттенок лексического значения:
Скажу по секрету, что раньше некоторые приставки, да и суффиксы были самостоятельными словами: въ ходить въ домъ – отсюда и сохранившееся лексическое значение. Но есть ведь слова и без приставок! И они прекрасно обходятся и без них! VI. Выступление группы – “защитников” суффиксов. Определите, к какой части речи будут принадлежать слова с такими суффиксами. Какое значение придают эти морфемы указанным вами частям речи?
Здесь представлены суффиксы, которые могут образовывать новые слова (словообразующие) и формы слова (формообразующие). Последний суффикс в слове определяет часть речи и окончание слова! Может, стоит все-таки писать сочинение о суффиксе как о самой важной морфеме в слове? VII. А что же мы обделили вниманием окончания? Разве не это самая важная морфема? Она единственная изменяется в слове, и без нее мы никуда! На доске записаны слова: Без неука рука без Составьте предложение из этих отдельных, имеющих лексическое значение, но ничего не значащих пока слов. Что нам в этом поможет? Конечно же, окончание! Мы так были уверены в важности и значимости корня, так как он обладает лексическим значением. Посмотрите на предложение: есть ли в нем смысл? Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка. А можем ли мы определить части речи, его составляющие? Что в этом помогает? А еще мы может определить грамматические признаки слов, составляющих это предложение. И поможет нам в этом… Разберите по составу следующие слова в данном словосочетании: Делая ловко Какой вывод можно сделать? (Есть слова, которые обходятся и без окончания). VIII. А теперь вернемся к темам наших сочинений. Что же нам делать? На какую тему писать? (Можно переформулировать вместе с ребятами тему, которая примерно будет звучать так: КАКАЯ МОРФЕМА В СЛОВЕ САМАЯ ВАЖНАЯ?). Достаточно ли вам материала, чтобы написать сочинение? Что тогда делать? (Идти в библиотеку, искать). Можно, конечно, написать сочинение на лингвистическую тему, а можно продолжить эту работу в привычной для вас форме – создании исследовательского проекта. IX. Могу порекомендовать вам следующие книги, которые помогут ответить на волнующий вас вопрос:
X. Подведем некоторые итоги. Что было для вас открытием на сегодняшнем уроке? Что запомнилось больше всего? XI. Напишите в “КОПИЛКУ ЗАБЛУЖДЕНИЙ” ваши записки: в чем раньше вы были уверены, а теперь думаете по-другому? После того, как дети набрали материал, он может “вылиться” в проекты, форма которых выбирается ими самостоятельно. Возможные варианты:
Азаркина Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы
МОУ "СОШ № 24", г. Брянск
Вернуться назад |