mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    08
    окт
    Какая часть слова важнее?
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок русского языка в 5-м классе

    Урок обобщения изученного материала по разделу "Словообразование" в 5-м классе. Проблемная постановка темы урока и его структура позволяют показать учащимся "открытость" учебного материала и организовать в дальнейшем их проектную деятельность по изученному разделу школьного курса русского языка.


    Цели.

    1. Обобщить знания учащихся по разделу “Словообразование”, осуществить “запуск” проектов по данному разделу, учитывая индивидуальные особенности и склонности детей.
    2. Развивать способность к логическому мышлению, креативность, умение высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, умение работать в группе.
    3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других учеников.

    Ход урока

    I. Вступительное слово.

    Любознательный человек, увидев всякую вещь, обычно интересуется, для чего она служит и как устроена. Вопрос об устройстве может относиться не только к творениям человеческих рук и ума, но и к растениям, животным, минералам. А мы с вами на предыдущих уроках задумывались над устройством слова. Какие морфемы мы изучили? (Корень, суффикс, приставку, окончание).

    Все они являются составляющими слова (или почти все).

    А сегодня итогом изучения раздела “Словообразование” будет написание сочинений, темы которых записаны на доске. Выберите ту, которая вам ближе и пишите сочинение…

    Темы сочинений:

    1. Корень как самая важная и значимая часть слова.
    2. Приставка как самая важная и значимая часть слова.
    3. Значимость и важность суффикса в слове.
    4. Окончание – самая важная и значимая морфема.

    II. Учащимся дается время для осмысления тем сочинений, неизбежно возникает трудность, так как суждения, выдвинутые в качестве тем сочинений, слишком категоричны и неоднозначны.

    Какие трудности? Есть ли те, кто определился и выбрал тему №1? О чем вы будете писать в вашем сочинении (определите его тему). Каковы ключевые слова в данной теме? Определите идею вашего будущего сочинения (она выражена в формулировке темы сочинения).

    Есть ли те, кто решился писать о приставке? А кто считает более значимым суффикс? Окончание?

    III. Итак, мнения разделились. Сформулируйте группы в зависимости от выбранной темы сочинения. Обсудите в группе, о чем вы будете писать, почему вы считаете выбранную морфему наиболее важной и значимой в слове.

    IV. Выступление группы, считающей корень самой важной частью слова. (В корне содержится общее лексическое значение всех однокоренных слов).

    Обратите внимание на слова, записанные на доске, разберите их по составу:

    • прыгнуть, перешагнуть, вынуть;
    • привык-отвык, сомкнул-отомкнул, разул-обул.

    Какие мы можем сделать выводы о корне, глядя на эти слова? Есть слова без корня и слова с корнями, значение которых без приставки, суффикса неясно (так называемые связанные корни). Тогда, может, стоит задуматься о том, действительно ли корень – самая важная и значимая часть слова?

    V. Выступление группы – “защитников” приставок.

    Добавление учителя.

    Представьте, что вы сидите перед телевизором, а я говорю, называя лишь приставки: “вы- пере- в-”. Что вы сделаете с телевизором?

    А теперь мы сидим на стульях, я говорю: “подо”. Что вы сделаете?

    “Ото-” - а теперь? А ведь я называю только приставки, но вы все поняли! Какой вывод мы может сделать? (Приставки, как и корень, имеют лексическое значение).

    К. Чуковский писал: “Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. Докажем это еще раз. Перед вами глагол писать. Образуйте от него с помощью приставок новые слова и запишите их в тетрадь. Слов получилось великое множество! Каждая из приставок внесла свой оттенок лексического значения:

    • В – внутрь
    • Вы – наружу
    • Над – добавить
    • При – прибавить
    • За – начало
    • До – завершение

    Скажу по секрету, что раньше некоторые приставки, да и суффиксы были самостоятельными словами: въ ходить въ домъ – отсюда и сохранившееся лексическое значение. Но есть ведь слова и без приставок! И они прекрасно обходятся и без них!

    VI. Выступление группы – “защитников” суффиксов.

    Определите, к какой части речи будут принадлежать слова с такими суффиксами. Какое значение придают эти морфемы указанным вами частям речи?

    • -оват - “немного”
    • -енок- (-онок-) “детеныш
    • -онер- “лицо”
    • -щик - “профессия”
    • -л- “прошедшее время”
    • -ся - “возвратный суффикс, восходящий к местоимению”

    Здесь представлены суффиксы, которые могут образовывать новые слова (словообразующие) и формы слова (формообразующие). Последний суффикс в слове определяет часть речи и окончание слова! Может, стоит все-таки писать сочинение о суффиксе как о самой важной морфеме в слове?

    VII. А что же мы обделили вниманием окончания? Разве не это самая важная морфема? Она единственная изменяется в слове, и без нее мы никуда! На доске записаны слова:

    Без неука рука без

    Составьте предложение из этих отдельных, имеющих лексическое значение, но ничего не значащих пока слов. Что нам в этом поможет? Конечно же, окончание! Мы так были уверены в важности и значимости корня, так как он обладает лексическим значением. Посмотрите на предложение: есть ли в нем смысл?

    Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.

    А можем ли мы определить части речи, его составляющие? Что в этом помогает?

    А еще мы может определить грамматические признаки слов, составляющих это предложение. И поможет нам в этом…

    Разберите по составу следующие слова в данном словосочетании:

    Делая ловко

    Какой вывод можно сделать? (Есть слова, которые обходятся и без окончания).

    VIII. А теперь вернемся к темам наших сочинений. Что же нам делать? На какую тему писать? (Можно переформулировать вместе с ребятами тему, которая примерно будет звучать так: КАКАЯ МОРФЕМА В СЛОВЕ САМАЯ ВАЖНАЯ?). Достаточно ли вам материала, чтобы написать сочинение? Что тогда делать? (Идти в библиотеку, искать).

    Можно, конечно, написать сочинение на лингвистическую тему, а можно продолжить эту работу в привычной для вас форме – создании исследовательского проекта.

    IX. Могу порекомендовать вам следующие книги, которые помогут ответить на волнующий вас вопрос:

    1. Бодуэн де Куртэне “Введение в языкознание”;
    2. Иванов, Потиха “Занимательно о русском языке”;
    3. Панов “Изучение состава слова” и др.

    X. Подведем некоторые итоги. Что было для вас открытием на сегодняшнем уроке? Что запомнилось больше всего?

    XI. Напишите в “КОПИЛКУ ЗАБЛУЖДЕНИЙ” ваши записки: в чем раньше вы были уверены, а теперь думаете по-другому?

    После того, как дети набрали материал, он может “вылиться” в проекты, форма которых выбирается ими самостоятельно. Возможные варианты:

    • статья в научный журнал;
    • лингвистическая газета;
    • разработка урока на данную тему для учащихся других классов;
    • создание мультимедийной презентации и др.

    Азаркина Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы
    МОУ "СОШ № 24", г. Брянск


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 7701
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.