mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    15
    янв
    Сложные слова
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Логопедическое занятие с учащимися, имеющими общее недоразвитие речи

    В силу пониженной наблюдательности к языковым явлениям, несовершенного набора речевых средств, а также невысокой способности к переключению учащиеся с общим недоразвитием речи без специально организованных занятий не в состоянии с равной степенью внимания и сосредоточенности производить осознанные наблюдения над морфологическими признаками слов, что в дальнейшем приводит к появлению многочисленных ошибок на письме в правописании безударных гласных, сомнительных согласных, предлогов и приставок. На занятии дети знакомятся со словами, имеющими два корня, учатся сопоставлять слова по их морфологическому составу, актуализируется лексический запас учащихся, происходит формирование навыка адекватного использования учебной терминологии.


    Цель: Создание условий для формирования у учащихся полноценных представлений о морфологическом составе слов через знакомство со словами, имеющими два корня.

    Задачи:

    1. Формирование понятия “Сложные слова”.
    2. Развитие умения подбирать однокоренные слова.
    3. Расширение и активизация словарного запаса.
    4. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, умения осмысливать материал, работать в определённом темпе.
    5. Формирование коммуникативного умения употреблять усвоенную учебную терминологию в связных высказываниях.
    6. Воспитание мотивации к учению.

    Оборудование: карточки со словами, маркеры, ножницы, клеящие карандаши, предметные картинки - носорог, мухомор, самолёт, пылесос, рабочие тетради, ручки, карандаши.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие.

    Назовите, пожалуйста, сегодняшнее число, месяц, день недели.

    • Какое число будет послезавтра?
    • Какой день недели был позавчера?

    2.Основная часть.

    Повторение пройденного материала.

    • Ребята, на прошлых занятиях мы с вами стали изучать большую тему – “Состав слова”.
      Вы узнали, что слова состоят не только из звуков и слогов.
      В словах ещё можно выделить такие части, от которых зависит смысл, значение слова.

    • Как называется такая главная часть слов? (корень)

    • Слова, которые “выросли” от одного корня и близкие по значению называются однокоренные или однокорневые?

    ИГРА “Четвёртый лишний”

    • Определите, какое слово из четырёх “лишнее” и обоснуйте свой ответ:

    ЧАЙ, ЧАЙКА, ЧАЙНЫЙ, ЧАЙНИК.
    ГУСИНЫЙ, ГУСЁНОК, ГУСТОЙ, ГУСЬ.
    КОРОВА, ТЕЛЁНОК, КОРОВУШКА, КОРОВЬИ.
    ГОРА, ГОРНЫЙ, ГОРЕТЬ, ГОРОЧКА

    • Молодцы! Эти знания помогут вам и при изучении нашей новой темы.

    Изучение нового материала.

    • А сейчас я хочу рассказать вам историю, про нашего старого знакомого – Зайчонка.

    Наступила зима. Маленький Зайчонок сидел у окна и смотрел на улицу. Всё вокруг – дома, деревья, кусты были белыми. С неба падали крупные хлопья снега.
    Какой снегопад на дворе! - сказала мама - Зайчиха.
    Снегопад, - повторил Зайчонок. - Какое интересное слово?

    • Как вы думаете, ребята, что заинтересовало Зайчонка?

    • Правильно! Слово снегопад составлено из двух слов - снег и падает.

    • Как бы вы назвали такое слово?

    • Такое слово (слова) называют СЛОЖНЫМ.

    Объявление темы и цели занятия.

    • Как вы думаете, а сколько корней в слове снегопад? Почему?

    • Давайте найдём корни в словах снег и падает. Что нужно сделать для этого? (Работают попарно. Подбирают однокоренные слова. Выделяют корень. Докладывают о результатах своей работы).

    • Выделите корни в слове снегопад у себя на карточках?

    • Сколько корней в сложном слове?

    Зайчонок: Если зимой я вижу снегопад, то осенью был - листопад?
    А листопад - это когда листья падают?

    • Ребята, сравните слова снегопад и листопад. Выделите корни в слове листопад.

    • Оба слова являются сложными словами.

    • Вы уже поняли, почему их так называют?

    • Вспомните сложные слова, которые уже встречались вам на занятиях -

    Садовод, лесовоз, мореход. Давайте найдём корни в этих словах. Обратите внимание на гласные о и е между корнями. Они соединяют корни в сложных словах. Подчеркните эти гласные.

    Физкультминутка.
    Закрепление материала.

    Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
    Отгадайте загадки. Прочитайте слова-отгадки орфографически. Запишите их в тетради.

    Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет. Что же это?
    (САМОЛЁТ)

    Уборщик пыль и сор вдыхает,
    Но не чихает, не хворает.
    (ПЫЛЕСОС)

    А вот кто-то важный,
    На беленькой ножке,
    Он с красною шляпкой,
    На шляпке горошки.
    (МУХОМОР)

    На носу он носит рог
    И зовётся …?
    (НОСОРОГ)

    А сейчас выберите слово-отгадку, объясните у доски её “происхождение”. Подберите однокоренные слова с корнями сложного слова. Выделите корни.
    Составьте устно предложения с этими словами.

    Практическая работа.

    “Если слова – сложные, то их можно сложить, - подумал Зайчонок, - мама, помоги мне придумать сложные слова.
    “Я рада тебе помочь, Зайчонок! – Сказала мама-Зайчиха, которая готовила на кухне обед, - Посмотри вокруг. Здесь очень много приборов, помогающих мне резать овощи, рубить мясо, молоть кофе, варить на пару. Вспомни, как называются все эти предметы. У тебя должны получиться сложные слова.”

    • Ребята, давайте, как Зайчонок, составим из пар слов сложные.

    • Возьмите слова (ОВОЩИ РЕЗАТЬ, МЯСО РУБИТЬ, КОФЕ МОЛОТЬ, ПАР ВАРИТЬ), найдите в них корни. Отрежьте те части, которые является корнями. Соедините их с помощью соединительной гласной О или Е. Допишите слово, если нужно, используя дополнительную часть бумаги. (Детям выдаются ножницы и клеящие карандаши.)

    • Проверка. Отчёт учащихся о проделанной работе.

    Итог.

    • С какими словами вы сегодня познакомились?

    • Какие слова называют Сложными?

    • Что вам понравилось на занятии?

    • Оценка деятельности детей на уроке.


    Анохина Елена Викторовна, учитель
    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 58", г. Новоуральск, Свердловская обл.


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 13264
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.