mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    15
    янв
    Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок-игра по русскому языку

    Урок разработан для учащихся 2-х классов (1–4). На уроке использовался дифференцированный подход, в урок были включены повторение одного и того же алгоритма, элементы игры и соревнования, упражнения на развитие мелкой моторики рук, чистоговорки и другие логопедические упражнения. Использование разнообразных приёмов позволяет даже детям с дисграфией (их около 60%) успешно повторить и запомнить данный материал.


    Цели:

    • закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’];
    • развитие орфографической зоркости у учащихся;
    • развитие внимания, мышления;
    • обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
    • закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
    • воспитание любви к природе.

    Оборудование:

    • картина “Лесная чаща”, картинка с изображением лесной птицы щура;
    • рисунок поезда;
    • карточки со станциями: “Словарная”, “Чаща”, “Парная”, “Соревновательная”, “Самостоятельная”;
    • карточки с гласными буквами.

    Ход урока

    Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка).

    А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по рядам.

    1 ряд 2 ряд 3 ряд
    крыши роща грущу
    стрижи щавель живёт
    куча часы стучу
    ежи чугун ищу

    - Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живёт)

    - Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?

    Итак, с заданием мы справились, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).

    - Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

    - Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

    Вот и первая наша остановка. “Словарная”.

    - Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова. Возьмите карточки с гласными буквами.

    Игра “Молчанка”. Учащиеся показывают гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а учитель записывает их.

    М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши.

    Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв.

    - А какая ещё орфограмма есть в этих словах? (Во всех словах сочетание ши)

    - Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые)

    - Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

    Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

    Чистоговорки.

    - Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

    - Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.

    Вот мы и подъехали к чаще.

    - Что обозначает это слово? (Густой лес, заросль)

    Рассматривание картины “Лесная чаща”.

    - Какая орфограмма спряталась в слове чаща?

    А задание на этой станции будет трудное. Мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’].

    Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’].

    Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка, чайник, щур.

    Проверка слов. Учитель вывешивает напечатанные слова на доску, учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы, с любым из слов составляют предложение, записывают его в тетрадь.

    - Какие орфограммы объединяют все эти слова? (Сочетания ча-ща, чу-щу)

    - Что вы знаете про звуки [ч’], [щ’]? (Эти звуки всегда мягкие)

    - Какая гласная буква пишется в сочетание ча-ща? чу-щу?

    - Ребята, а кто может объяснить слово щур? (Это небольшая северная певчая птица) Учитель показывает картинку.

    Сейчас в наших краях зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

    - Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам?

    Чистоговорки:

    - Щу-щу-щу – я по маме грущу.

    - Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу.

    Следующая станция – “Парная”.

    А сейчас, ребята, мы будем составлять пары, подбирать близкие по значению слова. К доске вызываются от каждого ряда по одному человеку.

    1 ряд 2 ряд 3 ряд
    волшебник горемычный внимательный
    нередко храбрец грязный
    глушь жалеть скучаю

    слова для справок:
    часто несчастный чумазый
    чародей щадить чуткий
    чаща смельчак грущу

    Проверка слов, запись с одним из слов предложения. Учащимся, отвечающим у доски, ставится оценка.

    Физкультминутка. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

    “Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

    “Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.

    Чистоговорки.

    - Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.

    - Ши-ши-ши – веселятся малыши.

    Станция “Соревновательная”.

    Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.

    1 ряд 2 ряд 3 ряд
    лу… …знь све… …сы сту… …гун
    гара… …лет ку… …й кри… …лки
    малы… …ло ро… …вель у Са… …шики
    зада… …сто лы… …знь ута… …ка
    ер… …пы зада… …сто схва… …тьё
    е… …льё алы… …бан мол… …лан

    Проверка слов по рядам. Найдите лишнюю пару. Докажите.

    - Объясните значение слов: чабан (пастух), алыча (южное плодовое дерево, родственное сливе)

    Чистоговорки.

    - Ча-ча-ча – у меня нет ключа.

    - Уч-уч-уч – ёжик наш колюч.

    Станция “Самостоятельная”.

    Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.

    1 уровень.

    Списать, вставив пропущенные буквы.

    Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

    2 уровень.

    Запишите, раскрывая скобки.

    Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

    3 уровень.

    Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

    Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

    Итог урока:

    - Какие орфограммы мы закрепляли на уроке?

    - Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши?

    Домашнее задание:

    Записать по два слова:

    - с сочетаниями ча-ща – односложные;

    - с сочетаниями чу-щу – двусложные;

    - с сочетаниями жи-ши – трехсложные.


    Анохина Надежда Алексеевна, учитель начальных классов
    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11", г. Кимры, Тверская обл.


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 81309
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №1
    катя




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 10 января 2010 20:06

    игрушка нормальная и прикольная я с 1 класса здеся занимаюсь я сейчас в 4 классе
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.