mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2013
    27
    мар
    Гласные звуки в ударном и безударном слоге
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок русского языка в 1-м классе

    Цели урока: уточнение представлений о роли ударения в речи и об особенностях ударного слога; развитие умения различать в слове ударный слог.


    I.  Организационный момент. Постановка учебной задачи.
         Учитель:
    Мы сегодня отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А  как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.
         На доске:
    Уу  Дд  Аа  Рр  Ее  Нн  Ии  Ее
    - Посмотрите, его имя написано на доске. Запишем сначала все эти буквы, а рядом - имя принца. Чистописание  Уу  Дд  Аа  Рр  Ее  Нн  Ии  Ее – ударение.
    - Как же его зовут?
    - Ударение.
    II.  Открытие нового знания.
     1)   Учитель:
    Сегодня мы узнаем, для чего же нужно ударение. Какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые  забыли про ударение?
    - Расскажите!
    Сказка начинается…. В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые″. Но забыли они пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и  закричало: «Что Вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение некоторых из вас!» Слова, конечно, не поверили. И вот дальше….
    На доске написаны слова и будут прикреплены картинки (8)
        замок
        белки
        стрелки
        кружки 
    -Вышел вперед замóк (приклеивается картинка) и сказал: « Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением.  Ведь ударение- это просто чёрточка!»
     А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
            Учитель:
    - Как вы думаете, какое теперь слово получилось?
    - Зáмок.
        Учитель прикрепляет картинку.
             Учитель:
    - А дальше вот что случилось. Вышли вперед…. белкú. Они говорят: « Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами- то Ударение ничего не сделает».
    «Веселая грамматика» В.Волина.  Волшебник Ударение
    - Как вы думаете, что произошло?
    - Ударение перешло на другой слог.
    - И превратило это слово в бéлок.
    (Прикрепляются картинки- бéлки и белóк яичный в посуде) 
    Дальше продолжается сказка с участием  учащихся.
       Потом вышли стрелкú. Они сказали, что умеют стрелять.
      - Мы можем защитить себя.
    Ударение их выслушало и превратило в стрéлки.
    Затем Ударение превратило кружкú в крýжки.
         Учитель:
    -  А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
    - Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.
         Дети:
    - Мы уже знаем, что если в слове один слог, то ударение не ставится.
    - И если слово состоит из одного слога, то значит, в этом  слове один гласный звук.
    - Этот гласный звук  всегда четко произносится. 
    2) Вот первое задание принца Ударения:
    - Напишите буквы, обозначающие  ударные гласные звуки в словах:
    пенáл, учúтель, альбóм, рýчка, портфéль, пятница, цветы, ёлка, Юра.
    а  и  о  у  е  я  ы  ё  ю
    - Посмотрите, что получилось?
    (Мы записали все буквы гласных звуков)
          Вывод делают учащиеся:
    - Получается  так, что ударение может ставиться над любой буквой звука, кроме ё, так как она всегда ударная.
    Скажи-ка, буква ё,
    Как твоё житьё- бытьё?
    Буква ё дает отчёт:
    Ничего житьё течёт.
    Я ударная всегда.
    III. Закрепление материала:      
    1) работа по учебнику- упр. 125, с. 68 (зонт- з..нты, гриб- гр..бы)
    2) задание по группам:  игра «Школа»
    Даны слова: школа, учебник, ученик, парта, пенал, карандаш, перемена, ручка, тетрадь.
    Учащиеся первой группы записывают слова с ударением на первом слоге, второй группы- с ударением на втором слоге, третьей группы - на третьем слоге, добавляя еще по одному слову.
    Физкультминутка.
    Ударный слог, ударный слог,
    Он назван так недаром.
    Эй, невидимка, молоток,
    Отметь его ударом.
    И молоток стучит, стучит
    И четко речь моя звучит.
     3) Принц Ударение очень доволен вашей работой и предлагает еще одно задание:
    - Прочитайте, что за слова написаны на магнитной доске?
    уху
    ворот
    пили
    Дети: - Здесь не ясно, о чем идёт речь, ведь ударения нет.
               (уха-суп, ворот - наверное, воротник, пили - значит, они что-то пили)
    -Видите, как трудно без ударения. Сейчас я вам помогу.
    Открываются предложения с пропущенными словами.
    -Теперь всё понятно. По предложению можно понять, о чём идет речь.
    Дети выбирают слова ухý, ýху, вóрот, ворóт, пúли, пилú и прикрепляют к предложениям:
            Сегодня мы ели…..                        Собака сидит у……
            Комар подлетел к ….                      У рубахи был вышит……
                                     Дети …… молоко.
                                      ….. бревно ровно.
    Дети:
    -Как ударение может изменить смысл слова!
    4) Принц очень рад, что вы пришли к нему в замок, и просит вас выполнить задание на внимание:
     Какое слово «лишнее»? Выбери правильный ответ:
                деревья                 кусты                 ландыши
    -  а) лишних слов нет;
    v б) лишнее слово кусты        - (2 слога)
    v в) лишнее слово ландыши   - (ударный слог I)
    -  г) лишнее слово деревья
    - Молодцы, ребята. И принц довольный, и мы. Закрывайте глазки. Мы возвращаемся.
                        Солнце село за село.
                        Нам ужасно повезло,
                        Что в гости к ударению сходили
                        И все его секреты раскрыли.
    Итог урока:
        Что это за секреты ударения?
    - Ударение ставиться, если в слове несколько слогов.
    - Буква ё всегда ударная.
    - Ударение может изменить смысл слова.
    - Ударение может изменить форму слова.


    Девитаева Камария Фарзеевна, учитель начальных классов

    МОУ СОШ № 17, г.Альметьевск



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4956
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.