Урок русского языка в 1-м классе
Цели урока: уточнение представлений о роли ударения в речи и об особенностях ударного слога; развитие умения различать в слове ударный слог.
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи. Учитель: Мы сегодня отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь. На доске: Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее - Посмотрите, его имя написано на доске. Запишем сначала все эти буквы, а рядом - имя принца. Чистописание Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее – ударение. - Как же его зовут? - Ударение. II. Открытие нового знания. 1) Учитель: Сегодня мы узнаем, для чего же нужно ударение. Какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение? - Расскажите! Сказка начинается…. В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые″. Но забыли они пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что Вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение некоторых из вас!» Слова, конечно, не поверили. И вот дальше…. На доске написаны слова и будут прикреплены картинки (8) замок белки стрелки кружки -Вышел вперед замóк (приклеивается картинка) и сказал: « Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение- это просто чёрточка!» А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый. Учитель: - Как вы думаете, какое теперь слово получилось? - Зáмок. Учитель прикрепляет картинку. Учитель: - А дальше вот что случилось. Вышли вперед…. белкú. Они говорят: « Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами- то Ударение ничего не сделает». «Веселая грамматика» В.Волина. Волшебник Ударение - Как вы думаете, что произошло? - Ударение перешло на другой слог. - И превратило это слово в бéлок. (Прикрепляются картинки- бéлки и белóк яичный в посуде) Дальше продолжается сказка с участием учащихся. Потом вышли стрелкú. Они сказали, что умеют стрелять. - Мы можем защитить себя. Ударение их выслушало и превратило в стрéлки. Затем Ударение превратило кружкú в крýжки. Учитель: - А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история? - Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение. Дети: - Мы уже знаем, что если в слове один слог, то ударение не ставится. - И если слово состоит из одного слога, то значит, в этом слове один гласный звук. - Этот гласный звук всегда четко произносится. 2) Вот первое задание принца Ударения: - Напишите буквы, обозначающие ударные гласные звуки в словах: пенáл, учúтель, альбóм, рýчка, портфéль, пятница, цветы, ёлка, Юра. а и о у е я ы ё ю - Посмотрите, что получилось? (Мы записали все буквы гласных звуков) Вывод делают учащиеся: - Получается так, что ударение может ставиться над любой буквой звука, кроме ё, так как она всегда ударная. Скажи-ка, буква ё, Как твоё житьё- бытьё? Буква ё дает отчёт: Ничего житьё течёт. Я ударная всегда. III. Закрепление материала: 1) работа по учебнику- упр. 125, с. 68 (зонт- з..нты, гриб- гр..бы) 2) задание по группам: игра «Школа» Даны слова: школа, учебник, ученик, парта, пенал, карандаш, перемена, ручка, тетрадь. Учащиеся первой группы записывают слова с ударением на первом слоге, второй группы- с ударением на втором слоге, третьей группы - на третьем слоге, добавляя еще по одному слову. Физкультминутка. Ударный слог, ударный слог, Он назван так недаром. Эй, невидимка, молоток, Отметь его ударом. И молоток стучит, стучит И четко речь моя звучит. 3) Принц Ударение очень доволен вашей работой и предлагает еще одно задание: - Прочитайте, что за слова написаны на магнитной доске? уху ворот пили Дети: - Здесь не ясно, о чем идёт речь, ведь ударения нет. (уха-суп, ворот - наверное, воротник, пили - значит, они что-то пили) -Видите, как трудно без ударения. Сейчас я вам помогу. Открываются предложения с пропущенными словами. -Теперь всё понятно. По предложению можно понять, о чём идет речь. Дети выбирают слова ухý, ýху, вóрот, ворóт, пúли, пилú и прикрепляют к предложениям: Сегодня мы ели….. Собака сидит у…… Комар подлетел к …. У рубахи был вышит…… Дети …… молоко. ….. бревно ровно. Дети: -Как ударение может изменить смысл слова! 4) Принц очень рад, что вы пришли к нему в замок, и просит вас выполнить задание на внимание: Какое слово «лишнее»? Выбери правильный ответ: деревья кусты ландыши - а) лишних слов нет; v б) лишнее слово кусты - (2 слога) v в) лишнее слово ландыши - (ударный слог I) - г) лишнее слово деревья - Молодцы, ребята. И принц довольный, и мы. Закрывайте глазки. Мы возвращаемся. Солнце село за село. Нам ужасно повезло, Что в гости к ударению сходили И все его секреты раскрыли. Итог урока: Что это за секреты ударения? - Ударение ставиться, если в слове несколько слогов. - Буква ё всегда ударная. - Ударение может изменить смысл слова. - Ударение может изменить форму слова.
Девитаева Камария Фарзеевна, учитель начальных классов
МОУ СОШ № 17, г.Альметьевск
{SL_links}
Вернуться назад
|