Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление15 января 2009. Разместил: lessons |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок-игра по русскому языку Урок разработан для учащихся 2-х классов (1–4). На уроке использовался дифференцированный подход, в урок были включены повторение одного и того же алгоритма, элементы игры и соревнования, упражнения на развитие мелкой моторики рук, чистоговорки и другие логопедические упражнения. Использование разнообразных приёмов позволяет даже детям с дисграфией (их около 60%) успешно повторить и запомнить данный материал. Цели:
Оборудование:
Ход урока Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по рядам.
- Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живёт) - Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять? Итак, с заданием мы справились, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки). - Жи-жи-жи – в лесу живут ежи. - Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши. Вот и первая наша остановка. “Словарная”. - Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова. Возьмите карточки с гласными буквами. Игра “Молчанка”. Учащиеся показывают гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а учитель записывает их. М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши. Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв. - А какая ещё орфограмма есть в этих словах? (Во всех словах сочетание ши) - Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые) - Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и) Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше. Чистоговорки. - Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача. - Ща-ща-ща – в пруду поймали леща. Вот мы и подъехали к чаще. - Что обозначает это слово? (Густой лес, заросль) Рассматривание картины “Лесная чаща”. - Какая орфограмма спряталась в слове чаща? А задание на этой станции будет трудное. Мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’]. Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’]. Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка, чайник, щур. Проверка слов. Учитель вывешивает напечатанные слова на доску, учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы, с любым из слов составляют предложение, записывают его в тетрадь. - Какие орфограммы объединяют все эти слова? (Сочетания ча-ща, чу-щу) - Что вы знаете про звуки [ч’], [щ’]? (Эти звуки всегда мягкие) - Какая гласная буква пишется в сочетание ча-ща? чу-щу? - Ребята, а кто может объяснить слово щур? (Это небольшая северная певчая птица) Учитель показывает картинку. Сейчас в наших краях зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края. - Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам? Чистоговорки: - Щу-щу-щу – я по маме грущу. - Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу. Следующая станция – “Парная”. А сейчас, ребята, мы будем составлять пары, подбирать близкие по значению слова. К доске вызываются от каждого ряда по одному человеку.
Проверка слов, запись с одним из слов предложения. Учащимся, отвечающим у доски, ставится оценка. Физкультминутка. Упражнения для развития мелкой моторики рук. “Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д. “Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола. Чистоговорки. - Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи. - Ши-ши-ши – веселятся малыши. Станция “Соревновательная”. Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.
Проверка слов по рядам. Найдите лишнюю пару. Докажите. - Объясните значение слов: чабан (пастух), алыча (южное плодовое дерево, родственное сливе) Чистоговорки. - Ча-ча-ча – у меня нет ключа. - Уч-уч-уч – ёжик наш колюч. Станция “Самостоятельная”. Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.
Списать, вставив пропущенные буквы. Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.
Запишите, раскрывая скобки. Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).
Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку. Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж…. Итог урока: - Какие орфограммы мы закрепляли на уроке? - Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши? Домашнее задание: Записать по два слова: - с сочетаниями ча-ща – односложные; - с сочетаниями чу-щу – двусложные; - с сочетаниями жи-ши – трехсложные. Анохина Надежда Алексеевна, учитель начальных классов
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11", г. Кимры, Тверская обл.
Вернуться назад |