{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Сложные слова
{LF_links}

Сложные слова


15 января 2009. Разместил: lessons

Логопедическое занятие с учащимися, имеющими общее недоразвитие речи

В силу пониженной наблюдательности к языковым явлениям, несовершенного набора речевых средств, а также невысокой способности к переключению учащиеся с общим недоразвитием речи без специально организованных занятий не в состоянии с равной степенью внимания и сосредоточенности производить осознанные наблюдения над морфологическими признаками слов, что в дальнейшем приводит к появлению многочисленных ошибок на письме в правописании безударных гласных, сомнительных согласных, предлогов и приставок. На занятии дети знакомятся со словами, имеющими два корня, учатся сопоставлять слова по их морфологическому составу, актуализируется лексический запас учащихся, происходит формирование навыка адекватного использования учебной терминологии.


Цель: Создание условий для формирования у учащихся полноценных представлений о морфологическом составе слов через знакомство со словами, имеющими два корня.

Задачи:

  1. Формирование понятия “Сложные слова”.
  2. Развитие умения подбирать однокоренные слова.
  3. Расширение и активизация словарного запаса.
  4. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, умения осмысливать материал, работать в определённом темпе.
  5. Формирование коммуникативного умения употреблять усвоенную учебную терминологию в связных высказываниях.
  6. Воспитание мотивации к учению.

Оборудование: карточки со словами, маркеры, ножницы, клеящие карандаши, предметные картинки - носорог, мухомор, самолёт, пылесос, рабочие тетради, ручки, карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Назовите, пожалуйста, сегодняшнее число, месяц, день недели.

  • Какое число будет послезавтра?
  • Какой день недели был позавчера?

2.Основная часть.

Повторение пройденного материала.

  • Ребята, на прошлых занятиях мы с вами стали изучать большую тему – “Состав слова”.
    Вы узнали, что слова состоят не только из звуков и слогов.
    В словах ещё можно выделить такие части, от которых зависит смысл, значение слова.

  • Как называется такая главная часть слов? (корень)

  • Слова, которые “выросли” от одного корня и близкие по значению называются однокоренные или однокорневые?

ИГРА “Четвёртый лишний”

  • Определите, какое слово из четырёх “лишнее” и обоснуйте свой ответ:

ЧАЙ, ЧАЙКА, ЧАЙНЫЙ, ЧАЙНИК.
ГУСИНЫЙ, ГУСЁНОК, ГУСТОЙ, ГУСЬ.
КОРОВА, ТЕЛЁНОК, КОРОВУШКА, КОРОВЬИ.
ГОРА, ГОРНЫЙ, ГОРЕТЬ, ГОРОЧКА

  • Молодцы! Эти знания помогут вам и при изучении нашей новой темы.

Изучение нового материала.

  • А сейчас я хочу рассказать вам историю, про нашего старого знакомого – Зайчонка.

Наступила зима. Маленький Зайчонок сидел у окна и смотрел на улицу. Всё вокруг – дома, деревья, кусты были белыми. С неба падали крупные хлопья снега.
Какой снегопад на дворе! - сказала мама - Зайчиха.
Снегопад, - повторил Зайчонок. - Какое интересное слово?

  • Как вы думаете, ребята, что заинтересовало Зайчонка?

  • Правильно! Слово снегопад составлено из двух слов - снег и падает.

  • Как бы вы назвали такое слово?

  • Такое слово (слова) называют СЛОЖНЫМ.

Объявление темы и цели занятия.

  • Как вы думаете, а сколько корней в слове снегопад? Почему?

  • Давайте найдём корни в словах снег и падает. Что нужно сделать для этого? (Работают попарно. Подбирают однокоренные слова. Выделяют корень. Докладывают о результатах своей работы).

  • Выделите корни в слове снегопад у себя на карточках?

  • Сколько корней в сложном слове?

Зайчонок: Если зимой я вижу снегопад, то осенью был - листопад?
А листопад - это когда листья падают?

  • Ребята, сравните слова снегопад и листопад. Выделите корни в слове листопад.

  • Оба слова являются сложными словами.

  • Вы уже поняли, почему их так называют?

  • Вспомните сложные слова, которые уже встречались вам на занятиях -

Садовод, лесовоз, мореход. Давайте найдём корни в этих словах. Обратите внимание на гласные о и е между корнями. Они соединяют корни в сложных словах. Подчеркните эти гласные.

Физкультминутка.
Закрепление материала.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
Отгадайте загадки. Прочитайте слова-отгадки орфографически. Запишите их в тетради.

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет. Что же это?
(САМОЛЁТ)

Уборщик пыль и сор вдыхает,
Но не чихает, не хворает.
(ПЫЛЕСОС)

А вот кто-то важный,
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки.
(МУХОМОР)

На носу он носит рог
И зовётся …?
(НОСОРОГ)

А сейчас выберите слово-отгадку, объясните у доски её “происхождение”. Подберите однокоренные слова с корнями сложного слова. Выделите корни.
Составьте устно предложения с этими словами.

Практическая работа.

“Если слова – сложные, то их можно сложить, - подумал Зайчонок, - мама, помоги мне придумать сложные слова.
“Я рада тебе помочь, Зайчонок! – Сказала мама-Зайчиха, которая готовила на кухне обед, - Посмотри вокруг. Здесь очень много приборов, помогающих мне резать овощи, рубить мясо, молоть кофе, варить на пару. Вспомни, как называются все эти предметы. У тебя должны получиться сложные слова.”

  • Ребята, давайте, как Зайчонок, составим из пар слов сложные.

  • Возьмите слова (ОВОЩИ РЕЗАТЬ, МЯСО РУБИТЬ, КОФЕ МОЛОТЬ, ПАР ВАРИТЬ), найдите в них корни. Отрежьте те части, которые является корнями. Соедините их с помощью соединительной гласной О или Е. Допишите слово, если нужно, используя дополнительную часть бумаги. (Детям выдаются ножницы и клеящие карандаши.)

  • Проверка. Отчёт учащихся о проделанной работе.

Итог.

  • С какими словами вы сегодня познакомились?

  • Какие слова называют Сложными?

  • Что вам понравилось на занятии?

  • Оценка деятельности детей на уроке.


Анохина Елена Викторовна, учитель
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 58", г. Новоуральск, Свердловская обл.



{SL_links}

Вернуться назад