Логопедическое занятие с учащимися, имеющими общее недоразвитие речи
В силу пониженной наблюдательности к языковым явлениям, несовершенного набора речевых средств, а также невысокой способности к переключению учащиеся с общим недоразвитием речи без специально организованных занятий не в состоянии с равной степенью внимания и сосредоточенности производить осознанные наблюдения над морфологическими признаками слов, что в дальнейшем приводит к появлению многочисленных ошибок на письме в правописании безударных гласных, сомнительных согласных, предлогов и приставок. На занятии дети знакомятся со словами, имеющими два корня, учатся сопоставлять слова по их морфологическому составу, актуализируется лексический запас учащихся, происходит формирование навыка адекватного использования учебной терминологии.
Цель: Создание условий для формирования у учащихся полноценных представлений о морфологическом составе слов через знакомство со словами, имеющими два корня.
Задачи:
- Формирование понятия “Сложные слова”.
- Развитие умения подбирать однокоренные слова.
- Расширение и активизация словарного запаса.
- Развитие наблюдательности к языковым явлениям, умения осмысливать материал, работать в определённом темпе.
- Формирование коммуникативного умения употреблять усвоенную учебную терминологию в связных высказываниях.
- Воспитание мотивации к учению.
Оборудование: карточки со словами, маркеры, ножницы, клеящие карандаши, предметные картинки - носорог, мухомор, самолёт, пылесос, рабочие тетради, ручки, карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Назовите, пожалуйста, сегодняшнее число, месяц, день недели.
- Какое число будет послезавтра?
- Какой день недели был позавчера?
2.Основная часть.
Повторение пройденного материала.
-
Ребята, на прошлых занятиях мы с вами стали изучать большую тему – “Состав слова”. Вы узнали, что слова состоят не только из звуков и слогов. В словах ещё можно выделить такие части, от которых зависит смысл, значение слова.
-
Как называется такая главная часть слов? (корень)
-
Слова, которые “выросли” от одного корня и близкие по значению называются однокоренные или однокорневые?
ИГРА “Четвёртый лишний”
ЧАЙ, ЧАЙКА, ЧАЙНЫЙ, ЧАЙНИК. ГУСИНЫЙ, ГУСЁНОК, ГУСТОЙ, ГУСЬ. КОРОВА, ТЕЛЁНОК, КОРОВУШКА, КОРОВЬИ. ГОРА, ГОРНЫЙ, ГОРЕТЬ, ГОРОЧКА
Изучение нового материала.
Наступила зима. Маленький Зайчонок сидел у окна и смотрел на улицу. Всё вокруг – дома, деревья, кусты были белыми. С неба падали крупные хлопья снега. Какой снегопад на дворе! - сказала мама - Зайчиха. Снегопад, - повторил Зайчонок. - Какое интересное слово?
-
Как вы думаете, ребята, что заинтересовало Зайчонка?
-
Правильно! Слово снегопад составлено из двух слов - снег и падает.
-
Как бы вы назвали такое слово?
-
Такое слово (слова) называют СЛОЖНЫМ.
Объявление темы и цели занятия.
-
Как вы думаете, а сколько корней в слове снегопад? Почему?
-
Давайте найдём корни в словах снег и падает. Что нужно сделать для этого? (Работают попарно. Подбирают однокоренные слова. Выделяют корень. Докладывают о результатах своей работы).
-
Выделите корни в слове снегопад у себя на карточках?
-
Сколько корней в сложном слове?
Зайчонок: Если зимой я вижу снегопад, то осенью был - листопад? А листопад - это когда листья падают?
-
Ребята, сравните слова снегопад и листопад. Выделите корни в слове листопад.
-
Оба слова являются сложными словами.
-
Вы уже поняли, почему их так называют?
-
Вспомните сложные слова, которые уже встречались вам на занятиях -
Садовод, лесовоз, мореход. Давайте найдём корни в этих словах. Обратите внимание на гласные о и е между корнями. Они соединяют корни в сложных словах. Подчеркните эти гласные.
Физкультминутка. Закрепление материала.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Отгадайте загадки. Прочитайте слова-отгадки орфографически. Запишите их в тетради.
Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что же это? (САМОЛЁТ)
Уборщик пыль и сор вдыхает, Но не чихает, не хворает. (ПЫЛЕСОС)
А вот кто-то важный, На беленькой ножке, Он с красною шляпкой, На шляпке горошки. (МУХОМОР)
На носу он носит рог И зовётся …? (НОСОРОГ)
А сейчас выберите слово-отгадку, объясните у доски её “происхождение”. Подберите однокоренные слова с корнями сложного слова. Выделите корни. Составьте устно предложения с этими словами.
“Если слова – сложные, то их можно сложить, - подумал Зайчонок, - мама, помоги мне придумать сложные слова. “Я рада тебе помочь, Зайчонок! – Сказала мама-Зайчиха, которая готовила на кухне обед, - Посмотри вокруг. Здесь очень много приборов, помогающих мне резать овощи, рубить мясо, молоть кофе, варить на пару. Вспомни, как называются все эти предметы. У тебя должны получиться сложные слова.”
-
Ребята, давайте, как Зайчонок, составим из пар слов сложные.
-
Возьмите слова (ОВОЩИ РЕЗАТЬ, МЯСО РУБИТЬ, КОФЕ МОЛОТЬ, ПАР ВАРИТЬ), найдите в них корни. Отрежьте те части, которые является корнями. Соедините их с помощью соединительной гласной О или Е. Допишите слово, если нужно, используя дополнительную часть бумаги. (Детям выдаются ножницы и клеящие карандаши.)
-
Проверка. Отчёт учащихся о проделанной работе.
Итог.
-
С какими словами вы сегодня познакомились?
-
Какие слова называют Сложными?
-
Что вам понравилось на занятии?
-
Оценка деятельности детей на уроке.
Анохина Елена Викторовна, учитель
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 58", г. Новоуральск, Свердловская обл.
{SL_links}
Вернуться назад
|