Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Урок русского языка в 5-м классе
Урок имеет цель активизировать познавательную деятельность учащихся, повышать интерес к предмету через дополнительную информацию, осуществлять межпредметную связь.
Цели:
ХОД УРОКА
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (минутки по развитию речи)
Слова: почерк, подчеркнуть
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1. На доске предложения с пропущенными гласными:
Л..б..п..тн..й сл..н..н..к спр..с..л. чт..ст.. кр..к..д..л з.. ..б..д..м. Кр..к..д..л схв..т..л сл..н..нк.. з.. н..с.
Вывод: Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь.
а) Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Р.Рождественского “Упражнение по фонетике”. Какая особенность гласных звуков подчеркнута в нем?
Мы гласные, Мы – гласные, Стоглазые и властные. Мы – в вашем первом крике. На фронте. И на рынке. В “ура!” И в “помогите!” На сцене, На могиле. В страдании И в злобе… |
Мы – как фундамент в слове. Кричите, если страшно, Кричите, если больно… Мы – в лихости футбольной, Когда – удар и – мимо. Когда орут: “На мы-ы-ы-ло-о!” Мы рвемся из гортани, И вы нас не глотайте. Мы не хотим обратно. Мы – гласные. Мы - правда |
2. Наблюдение:
Зажигаем свечу, подносим ко рту и произносим слово по слогам: апельсин. Пламя трижды колеблется и при произношении последнего слога гаснет.
Вопрос:
а) Гласные – добрые “волшебники” для согласных, но сами они очень опасны. Из-за гласных в слабой позиции часто делаем ошибки. Почему? Потому что в слове у гласных есть только одна сильная позиция – под ударением.
Задание: записать слово современный
- деление на слоги;
- ударение.
Вывод: Об ударном и безударном слоге и звуке.
Вопрос:
б) Разделить на слоги и поставить ударение в следующих словах: сад, река, барабан, разговорчивость.
- Сколько трудностей (ошибок) может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? Два? В слове из трех слогов? Из четырех? Из пяти? Из шести?
в) Задание: на доске слова:
зимний
зима
зимовка (л.знач)
озимь (л.знач)
- что это за слова (однокоренные).
- разбор по составу,
- расставить ударения.
Куда, на какие части слова падает ударение в однокоренных словах? (На корень, окончание, приставку, суффикс)
Вывод: Ударение подвижное. Благодаря этому мы и можем проверять безударные гласные. (Повторяется правило о правописании безударных гласных №1)
г) Словарный диктант с самопроверкой:
Синтаксис, суффикс, приставка, диалог, предлог.
Задание:
- Расставить ударение.
- Разделить на слоги.
- На какие по счету слоги может падать ударение?
Вывод: Ударение разноместное, что характерно для слов в русском языке. Во многих других языках оно постоянное, например, во французском языке ударение на последнем слоге (жюри, парашют, Виктор Гюго и др).
3. Словарный диктант с последующей самопроверкой по учебнику (стр.130):
Досуг, предмет, километр, магазин.
Вопрос:
4. Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? А гласных звуков? Почему?
дело – дела.
э и
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
На солнце темный лес зардел,
в долине пар белеет тонкий,
и песню раннюю запел
в лазури жаворонок звонкий
Вопросы:
Задание:
Подчеркнуть грамматические основы в частях предложений, начертить схему предложения, объяснить правописание безударных гласных в корне слов и в окончаниях существительных.
ЗАДАНИЕ
Найди и исправь речевые и орфоэпические ошибки, допущенные Неучем. Выпиши исправленные слова в конце стихотворения В.Масса.
“Между прочим”
Говорил он, между прочим,
“Красивее”, “Мы так хочим”,
“Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билитень”,
“Поверх плана выполняем”,
“Агент звонит цельный день”.
ОБОБЩЕНИЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на индивидуальных карточках:
Пользуясь словарем, выпишите, расставив ударения, сначала слова с ударением на последнем слоге, затем – на первом слоге, а после – остальные.
Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, компас, крапива, магазин, молодежь, ненависть, партер, портфель, предмет, процент, равенство, свекла, сирота, статуя, столяр.
Литература
Аргунова Валентина Ивановна, директор, учитель русского языка и литературы
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 20", Нерюнгринский район, п.Чульман
,