Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Факторы формирования величины денежной массы Факторы формирования величины денежной массы15 октября 2008. Разместил: lessons |
Урок экономики построен в технологии личностно ориентированного обучения, с опорой на социальный опыт и «прошлые» ЗУНы учащихся, ориентирован на демократичный стиль общения учителя, широкое использование эвристических приёмов с целью максимального приращения новых ЗУНов через теорию и практику предмета, развитие познавательной активности школьников.
Цели: создать условия для
Понятия:
Оборудование: - Липсиц И.В. кн.1 «Экономика» М.,1998г., с.100-103 (рис.6-11); - образцы валют разных стран, монеты и денежные знаки России и СССР разных эпох Тип урока: урок новых знаний. Ход урока: I. Организационный момент. 1. Приветствие учащихся: - проверка готовности учащихся к уроку; - проверка посещаемости. 2. Постановка темы и целей урока. - Тема урока: «Факторы формирования величины денежной массы». - Какие, по-вашему, факторы влияют на формирование денежной массы страны; - из предложенных вами попробуем выделить доминирующие; аргументируйте, пожалуйста, свои выводы. Таким образом, нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:
II. Изучение нового материала. 1. Вводная беседа по вопросам: 1. Как вы думаете, что такое денежная масса? (ответы учащихся опираются на их социальный и учебный опыт). 2. Каждая денежная единица несёт на себе обозначение своего номинала (учитель демонстрирует образцы валют разных стран, монеты и денежные знаки России и СССР разных эпох). Например, 10 рублей или 5000 рублей и так далее. Таким образом, сумма номиналов всех наличных денег и существующие деньги в безналичной форме называются денежной массой страны. 2. Денежная масса (сумма денег, которой граждане, фирмы и организации страны владеют, используют для расчетов и в качестве сбережений). (данное определение учащиеся записывают в тетради после обсуждений вариантов определения, выбора наиболее полно раскрывающего понятие)
3. Скорость обращения денег (число раз, которое каждая денежная единица участвовала в течение года в любых сделках). Условно данное определение можно записать в виде схемы
(после обсуждений вариантов определения, выбора наиболее полно раскрывающего понятие учащиеся записывают определение и схему в тетрадь). - Приведите примеры перехода денег от одного владельца к другому, согласно данной схемы. (учащиеся приводят примеры на основе своего социального опыта). - Рассмотрите рисунок 6-1 стр.102 учебника «Изменение скорости обращения денег в России в 1991-1995годы». Какой можно сделать вывод о состоянии экономики страны в зависимости от скорости обращения денег? (Учащиеся, проанализировав информацию, высказывают свои предположения. Совместно с учителем делается вывод) Вывод: увеличение скорости обращения денег напрямую связан с хозяйственным и экономическим развитием. - Зная три основных фактора, определяющих денежную массу страны, запишем уравнение количественной теории денег (УКТД) или знаменитое уравнение Ирвинга Фишера: М*V=P*T, где
Р*Т- количество рублей, обернувшихся в течение года, или денежное выражение всех совершенных сделок за год. УКТД - тождество, т.к. левая часть уравнения - М*V и правая - Р*Т являются уравнением, поэтому при изменении одной из переменных любые другие тоже должны измениться для сохранения равенства. - В данном уравнении Фишера есть сложность расчета количества совершенных сделок. Поэтому Т заменяют на Y- величина совокупного объема производства. Число совершенных сделок (Т) и объем производства (Y) связаны друг с другом, т.е. чем больше товаров в экономике производится, тем больше их и продается. Отсюда, формула М*V=P*Y,где Р- уровень цен (дефлятор ВНП); Y-реальный ВНП (валовой национальный продукт); Р*Y-номинальный национальный продукт, т.е. реальный объем национального производства, представленный в денежном выражении, или, иначе говоря, исчисленный в текущих (ныне действующих) ценах. Отсюда, можно сделать выводы: 1) если Центральный банк удерживает предложение денег на стабильном уровне, уровень цен будет неизменным. 2) если Центральный банк увеличивает предложение денег, то уровень цен растет. - Таким образом, изменение количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике. III. Закрепление нового материала. 1.Ответьте на контрольные вопросы к параграфу 18 учебника: (Фронтальный опрос). 1) Какие факторы определяют нужную стране массу денег? 2) Как рассчитывается скорость обращения денег? 3) Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег? 2.Бинарный тест (письменная работа по вариантам) 1) Дайте однозначный ответ «да» или «нет» на вопросы: Справедливо ли следующее утверждение? Вариант-1. а) скорость денежного обращения - это число оборотов, совершаемое деньгами за год в процессе купли-продажи. в) Английский экономист Дж. Кейнс является автором уравнения количественной теории денег. Вариант-2. а) Изменение количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике. в) Реальный ВНП - это стоимость товаров и услуг в неизменных ценах. 2). Тесты. Выберите единственно правильный ответ: Вариант-1. - Что случится в экономике, если количество денег в обращении увеличится, в то время как скорость обращения денег и реальный объем национального производства не изменится?
- Валовой внутренний продукт – это сумма цен всех:
в стране за год товаров и услуг. Вариант-2. Если номинальный национальный продукт (Р*Y) составляет 400 млрд. рублей, а количество денег в обращении составляет 800 млрд. рублей, то:
- Увеличение потребления дешевых продуктов питания, скорее всего свидетельствует о:
Решите задачи. Вариант-1. Предположим, что номинальный национальный продукт страны А. составил 1 млн. долларов. Обращение каждого доллара составляет 4 раза в год.Сколько долларов должно выпустить в обращение правительство страны А, чтобы не допустить повышения цен в стране? Вариант-2. За год было выпущено товаров и оказано услуг на сумму 1 млн. рублей, количество оборотов, совершаемое деньгами равно 5. Какое количество денег необходимо для обращения? (После выполнения тестов и решения задач, назвать правильные ответы в ходе взаимопроверки) - Поменяйтесь выполненными работами для взаимопроверки. Правильные ответы: Вариант-1. 1) да, нет; 2) а, в; 3) 250000 рублей. Вариант-2. 1) да, да; 2) в, а; 3) 200000 рублей. - Если все ответы верны, оцените работу - «5»; - Если все задания выполнены, но допущена ошибка - «4»; - Если допущены две ошибки, оцените работу - «3»; В остальных случаях необходима дополнителная подготовка. IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Если вы допустили пробелы в усвоении нового материала, то можно ликвидировать их, выполнив домашнее задание и пополнить знания дополнительными занятиями. V. Домашнее задание.
Акимова Ольга Николаевна Вернуться назад |