mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    15
    окт
    Факторы формирования величины денежной массы
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Урок экономики построен в технологии личностно ориентированного обучения, с опорой на социальный опыт и «прошлые» ЗУНы учащихся, ориентирован на демократичный стиль общения учителя, широкое использование эвристических приёмов с целью максимального приращения новых ЗУНов через теорию и практику предмета, развитие познавательной активности школьников.

    Цели: создать условия для

    • знакомства учащихся с факторами, влияющими на формирование величины денежной массы;
    • развития умений анализировать экономическую ситуацию (в том числе в стране);
    • определения взаимосвязи между количеством денег в обращении и общим уровнем цен, используя уравнение количественной теории денег;
    • воспитания сознательного отношения к решению экономических задач

    Понятия:

    • количественная теория денег;
    • уравнение обмена;
    • денежная масса;
    • скорость обращения денег.

    Оборудование:

    - Липсиц И.В. кн.1 «Экономика» М.,1998г., с.100-103 (рис.6-11);

    - образцы валют разных стран, монеты и денежные знаки России и СССР разных эпох

    Тип урока: урок новых знаний.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    1. Приветствие учащихся:

    - проверка готовности учащихся к уроку;

    - проверка посещаемости.

    2. Постановка темы и целей урока.

    - Тема урока: «Факторы формирования величины денежной массы».

    - Какие, по-вашему, факторы влияют на формирование денежной массы страны;

    - из предложенных вами попробуем выделить доминирующие; аргументируйте, пожалуйста, свои выводы.

    Таким образом, нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:

    1. Денежная масса и факторы ее формирования.
    2. Скорость денежного обращения.
    3. Уравнение количественной теории денег (УКТД).

    II. Изучение нового материала.

    1. Вводная беседа по вопросам:

    1. Как вы думаете, что такое денежная масса? (ответы учащихся опираются на их социальный и учебный опыт).

    2. Каждая денежная единица несёт на себе обозначение своего номинала (учитель демонстрирует образцы валют разных стран, монеты и денежные знаки России и СССР разных эпох).

    Например, 10 рублей или 5000 рублей и так далее.

    Таким образом, сумма номиналов всех наличных денег и существующие деньги в безналичной форме называются денежной массой страны.

    2. Денежная масса (сумма денег, которой граждане, фирмы и организации страны владеют, используют для расчетов и в качестве сбережений).

    (данное определение учащиеся записывают в тетради после обсуждений вариантов определения, выбора наиболее полно раскрывающего понятие)

    1. Какой должна быть денежная масса? Сколько денег надо выпустить в обращение? (учащиеся высказывают свои предположения).
    2. Многие считают, что чем больше денег в стране, тем лучше. Что увеличение общей суммы обращающихся денег в стране ведет к росту ее богатства.
    3. Какие, по-вашему, существуют объективные факторы формирования денежной массы:

    a) объем товаров, продающихся на рынке страны;

    b) цены на эти товары;

    c) скорость обращения денег.

    3. Скорость обращения денег (число раз, которое каждая денежная единица участвовала в течение года в любых сделках).

    Условно данное определение можно записать в виде схемы
    alt

    (после обсуждений вариантов определения, выбора наиболее полно раскрывающего понятие учащиеся записывают определение и схему в тетрадь).

    - Приведите примеры перехода денег от одного владельца к другому, согласно данной схемы.

    (учащиеся приводят примеры на основе своего социального опыта).

    - Рассмотрите рисунок 6-1 стр.102 учебника «Изменение скорости обращения денег в России в 1991-1995годы». Какой можно сделать вывод о состоянии экономики страны в зависимости от скорости обращения денег?

    (Учащиеся, проанализировав информацию, высказывают свои предположения. Совместно с учителем делается вывод)

    Вывод: увеличение скорости обращения денег напрямую связан с хозяйственным и экономическим развитием.

    - Зная три основных фактора, определяющих денежную массу страны, запишем уравнение количественной теории денег (УКТД) или знаменитое уравнение Ирвинга Фишера:

    М*V=P*T, где

    М- количество денег в обращении;

    V - скорость обращения денег;

    Т - общее число сделок за определенный период времени;

    Р - цена, по которой совершается сделка.

    Р*Т- количество рублей, обернувшихся в течение года, или денежное выражение всех совершенных сделок за год.

    УКТД - тождество, т.к. левая часть уравнения - М*V и правая - Р*Т являются уравнением, поэтому при изменении одной из переменных любые другие тоже должны измениться для сохранения равенства.

    - В данном уравнении Фишера есть сложность расчета количества совершенных сделок. Поэтому Т заменяют на Y- величина совокупного объема производства.

    Число совершенных сделок (Т) и объем производства (Y) связаны друг с другом, т.е. чем больше товаров в экономике производится, тем больше их и продается.

    Отсюда, формула М*V=P*Y,где Р- уровень цен (дефлятор ВНП);

    Y-реальный ВНП (валовой национальный продукт);

    Р*Y-номинальный национальный продукт, т.е. реальный объем национального производства, представленный в денежном выражении, или, иначе говоря, исчисленный в текущих (ныне действующих) ценах.

    Отсюда, можно сделать выводы:

    1) если Центральный банк удерживает предложение денег на стабильном уровне, уровень цен будет неизменным.

    2) если Центральный банк увеличивает предложение денег, то уровень цен растет.

    - Таким образом, изменение количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике.

    III. Закрепление нового материала.

    1.Ответьте на контрольные вопросы к параграфу 18 учебника:

    (Фронтальный опрос).

    1) Какие факторы определяют нужную стране массу денег?

    2) Как рассчитывается скорость обращения денег?

    3) Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?

    2.Бинарный тест (письменная работа по вариантам)

    1) Дайте однозначный ответ «да» или «нет» на вопросы:

    Справедливо ли следующее утверждение?

    Вариант-1.

    а) скорость денежного обращения - это число оборотов, совершаемое деньгами за год в процессе купли-продажи.

    в) Английский экономист Дж. Кейнс является автором уравнения количественной теории денег.

    Вариант-2.

    а) Изменение количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике.

    в) Реальный ВНП - это стоимость товаров и услуг в неизменных ценах.

    2). Тесты. Выберите единственно правильный ответ:

    Вариант-1.

    - Что случится в экономике, если количество денег в обращении увеличится, в то время как скорость обращения денег и реальный объем национального производства не изменится?

    А) уровень цен в экономике повысится;
    Б) уровень цен в экономике не изменится;
    В) уровень цен в экономике снизится;
    Г) изменение количества денег не повлияет на уровень цен в экономике.

    - Валовой внутренний продукт – это сумма цен всех:

    а) реализованных;
    б) потребленных;
    в)произведенных;
    г)оплаченных;

    в стране за год товаров и услуг.

    Вариант-2.

    Если номинальный национальный продукт (Р*Y) составляет 400 млрд. рублей, а количество денег в обращении составляет 800 млрд. рублей, то:

    А) необходимо увеличить количество денег в обращении, чтобы обеспечить обмен произведенных товаров и услуг;
    Б) необходимо понизить цены товаров и услуг;
    В) в среднем каждый рубль обращается 5 раз в год.

    - Увеличение потребления дешевых продуктов питания, скорее всего свидетельствует о:

    а) снижении уровня жизни;
    б) росте уровня жизни;
    в) росте заработной платы;
    г) снижении цен.

    Решите задачи.

    Вариант-1.

    Предположим, что номинальный национальный продукт страны А. составил 1 млн. долларов. Обращение каждого доллара составляет 4 раза в год.Сколько долларов должно выпустить в обращение правительство страны А, чтобы не допустить повышения цен в стране?

    Вариант-2.

    За год было выпущено товаров и оказано услуг на сумму 1 млн. рублей, количество оборотов, совершаемое деньгами равно 5. Какое количество денег необходимо для обращения?

    (После выполнения тестов и решения задач, назвать правильные ответы в ходе взаимопроверки)

    - Поменяйтесь выполненными работами для взаимопроверки.

    Правильные ответы:

    Вариант-1.

    1) да, нет; 2) а, в; 3) 250000 рублей.

    Вариант-2.

    1) да, да; 2) в, а; 3) 200000 рублей.

    - Если все ответы верны, оцените работу - «5»;

    - Если все задания выполнены, но допущена ошибка - «4»;

    - Если допущены две ошибки, оцените работу - «3»;

    В остальных случаях необходима дополнителная подготовка.

    IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    • что нового вы узнали на уроке;
    • какие возникли проблемы или затруднения;
    • что показалось вам сложным при выполнении тестов и решении задач;
    • какие виды работы вам позволили лучше усвоить материал урока;
    • что бы вы хотели повторить для закрепления новых знаний?

    Если вы допустили пробелы в усвоении нового материала, то можно ликвидировать их, выполнив домашнее задание и пополнить знания дополнительными занятиями.

    V. Домашнее задание.

    • Для всех групп учащихся: § 19, с.100-104; далее – по выбору:
    • задания группы «А»: контрольные вопросы № 1-3, с. 103;
    • задания группы «В»: вопросы для обсуждения 1-3, с. 113;
    • задания группы «С»: сделать анализ факторов формирования денежной массы семьи, в которой вы живёте.
    Факторы формирования величины денежной массы

    Акимова Ольга Николаевна



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9760
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.