Развивающий урок русского языка в системе Л.В. Занкова
Предлагаемый вниманию коллег урок русского языка выстроен в четком соответствии с методическими принципами развивающего обучения. Урок является методически цельным произведением. Все этапы связаны друг с другом, подчинены строгой логике изучаемой темы "Обобщение правил переноса слов".
Цели урока:
1) познакомить учащихся с особенностями переноса слов с мягким знаком в середине; 2) учить анализу языкового материала и обобщению грамматических правил (на примере правил переноса слов); 3) развивать наблюдательность, чувство юмора, совершенствовать умение сочинять короткие стихи по заданным рифмам; 4) познакомить с новым вариантом написания мягкого знака (с узелковым соединением).
Оборудование: опорные таблицы правил переноса слов, магнитная доска, табличка чистописания “Мягкий знак”, индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.
Ход урока.
- Каллиграфия.
- Гимнастика для пальцев.
- Чистописание: анализ нижнего соединения для варианта ЬТ (не удобно, поэтому применяем среднее петельное соединение). Закрепление: ЬТ, ЬЕ.
- Словарь.
- Новый материал: ПАЛЬТО (прописать одну строчку, соблюдая петельное соединение ЬТ) + ПЛАТЬЕ = ? Назвать одним словом: ОДЕЖДА (устная работа - выход на новую словарную тему “Одежда”).
- Проговаривание изученных ранее словарных слов (с. 204 учебника).
- Самостоятельная работа № 1 на индивидуальном листе “Кто разбудит спящие слова?” (вставит пропущенные буквы).
Физминутка.
- Новый материал.
- Определение проблемы урока: в сегодняшнем словарном материале найти слова, подходящие к теме урока ( с мягким знаком).
- Цель урока: выучить последнее правило переноса слов.
- Опорное повторение: что нужно сделать со словом, готовясь к его переносу?
Здесь у нас порядок строгий: Делим мы слова на слоги, Переносим по слогам. А теперь попробуй сам!
Упражнение 60 (со с.30 учебника перенесено на индивидуальный лист). Какие слова нельзя переносить? Почему?
- Анализ языкового материала (упражнение 61):
- Чему научимся, выполняя упражнение? (Переносить слова с Ь).
- Как переносить слова с мягким знаком в середине?
- Читать правило (с. 29 учебника), составить опорную схему правила.
- С каким правилом оно сходно? (Перенос слов с Й)
- Закрепление:
- Устно (подвижные таблички у учителя): ЗАЙ-ЧИК, РУЧЕЙ-КИ, КОНЬ-КИ, АЛЬ-БОМ.
- Письменно: упражнение 62. Для чего будем выполнять его? (Проверим, научились ли разделять слова с мягким знаком для переноса.)Дополнительно: сколько слогов в слове СКВОРЕЧНИК?
Почему оно пишется без мягкого знака в середине ? (ЧН)
Физминутка.
- Веселая минутка (закрепление изученного материала).
- “Сочиняй-ка” (3 ученика на индивидуальных досках):
— С каким новым правилом сегодня познакомились? Как перенести эти слова: деньки, васильки; зверьки, ручейки; коньки, огоньки ? — Что заметили в звучании этих пар слов? (Рифмуются) — Сочинить маленькие стихи с такими рифмами (по желанию).
- Игра “Помоги Незнайке” (2 ученика на магнитной доске):
Перенес слова Незнайка: ЗА-ЙКА, ЛЕ-ЙКА, ЧА-ЙКА, МА-ЙКА А еще он перенес: РО-ЖЬ, Я-ЧМЕНЬ, ГО-РОХ, О-ВЕС Где ошибки? Вот вопрос! Кто исправит перенос?
— Какие правила не знал Незнайка?
- Проверка “Сочиняйки”:
(Настали теплые деньки. Синеют в поле васильки. Словно шустрые зверьки, Побежали ручейки. Быстро мчат меня коньки, Лишь мелькают огоньки.)
- Самостоятельная работа на индивидуальных листах (задание № 3):
Разделить данные слова на слоги и для переноса. Есть разница? Какая?
СЛОГИ |
|
ПЕРЕНОС |
молния зима ухожу огурец вода играю радио |
|
мол-ния |
- Обобщение правил переноса слов:
а) по опорным схемам; б) в стихах учителя.
- Итог урока:
узнали правила переноса слов с мягким знаком в середине; обобщили все правила переноса слов.
Акифьева Людмила Викторовна, Учитель
Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Омск
{SL_links}
Вернуться назад
|