Методическая работа в образовательном учреждении - это специальный комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта; направленный на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства педагогов. В современном образовательном учреждении должны учитывать, что личность ребёнка формируется личностью педагога. Представленная система методической работы ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагогa, педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.
Процесс обновления дошкольного образования, вовлечение нашего дошкольного учреждения в экспериментальную работу потребовал от нас не только определённых управленческих действий, обновления содержания образования, но и серьёзной реконструкции системы методической работы с кадрами. Ориентируясь на гуманизацию образования, признание неповторимости личности каждого ребёнка, мы, прежде всего, должны учитывать, что личность ребёнка формируется личностью педагога. Поэтому система методической работы должна быть ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования. Для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении.
В 2001 году была создана методическая служба центра развития ребёнка. При создании методической службы нашего центра мы руководствовались следующими основаниями:
- задачами, стоящими перед ДОУ;
- уровнем учебно-воспитательного процесса;
- состоянием учебно-методической базы;
- накопленным опытом работы.
В состав методической службы центра вошли следующие структурные компоненты:
- Педагогический совет – высший орган коллективного руководства методической работой. В состав педагогического совета входят все педагоги дошкольного образовательного учреждения, члены родительского комитета.
Функции Педагогического совета: планирование, экспертиза, принятие решений.
- Старший воспитатель – выступает в роли координатора, обеспечивает взаимодействие равнозначных структурных компонентов, указанных ниже.
Старший воспитатель выполняет следующие функции: планирование, информационно-аналитическая деятельность, педагогическая диагностика, первичная экспертиза, выявление и распространение ППО, индивидуальное и групповое консультирование, адресная помощь педагогам, семье.
- Руководители профессиональных объединений – руководители избираются педагогами сроком на один год. Функции руководителя МО: сбор информации, диагностика учебно-воспитательного процесса в пределах параллели, определение наставников для молодых специалистов, курирование аттестующихся педагогов. В Центре на протяжении 2 лет действуют следующие методические объединения: Методическое объединение воспитателей групп раннего возраста, Методическое объединение воспитателей работающих по программе “Школа 2100…”, Методическое объединение воспитателей коррекционных групп, Школа молодого воспитателя.
- Психолого–педагогическая медико-социальная служба сопровождения – в состав службы входят педагог-психолог, учитель-логопед, врач, старшая мед. сестра. Основная задача службы – обеспечение высокопрофессиональной консультативной, диагностической, коррекционной помощи детям, педагогам, родителям. Служба выполняет следующие функции: сбор информации о проблеме, консультирование педагогов, родителей по запросам, диагностика учебно-воспитательного процесса.
- Временные творческие группы – в состав группы входят педагоги, желающие совершенствовать свой профессионализм путем изучения какой-либо темы, проблемы, которая представляет для них интерес и является актуальной для коллектива. Творческая группа педагогов выступает в роли генератора идей.
- Научно-методический совет – важнейшее звено методической службы города. Производит экспертизу авторских программ, учебных пособий, иных разработок, обеспечивает связь методической службы Центра с методическими службами других образовательных учреждений методической службой города.
Предлагаемая нами модель методической службы позволяет организовать методическую работу на проблемно-диагностичекой основе, отследить и подробно проанализировать результаты работы. Делегирование полномочий позволяет стимулировать и создавать условия для методического совершенствования педагогов, обеспечить опережающую реакцию на проблему. Построение методической службы по предлагаемой нами схеме даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых планов, в выполнении разработанных рекомендаций, но и принимать активное участие в их разработке.
Деятельность методической службы центра осуществляется в следующих направлениях:
- Организационно-педагогическая деятельность: включает взаимодействие с заинтересованными организациями (МУУО, ГЦВР, сш №24 и.т.д.), планирование и организацию образовательного процесса, организацию коррекционно-диагностической деятельности, работу по проведению аттестации, создание благоприятного психологического климата в коллективе.
- Диагностика–аналитическая деятельность: проблемно-ориентированный анализ, диагностика профессиональной деятельности, учебно-воспитательного процесса.
- Научно-исследовательская деятельность: экспериментальная деятельность отдельных педагогов, городская экспериментальная площадка.
- Собственно методическая деятельность: работа с педагогическим коллективом (сохранение традиций коллектива, выработка единой педагогической позиции, повышение деловой квалификации), отдельными педагогами (изучение педагогической деятельности, обеспечение условий для самообразования, информационное обеспечение), детьми (создание условий для всестороннего развития), семьёй (изучение социума, поиск эффективных форм работы).
Перед методической службой Центра развития ребёнка стоят следующие задачи:
- Создание образовательной среды, позволяющей реализовать творческий потенциал каждого ребёнка, педагога, всего педагогического коллектива.
- Ориентация педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.
Определение задач методической службы помогло выбрать наиболее эффективные формы работы с педагогическим коллективом, отдельными педагогами. Такими формами для нашего коллектива стали активные (формирующие) формы работы.
Активные формы методической работы позволяют:
- Максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания.
- Создать благоприятный психологический климат в коллективе.
- Обеспечить оптимальные условия для обмена опытом.
- Педагогу опробовать себя в новой роли.
В практике работы с педагогическим коллективом используются следующие активные формы методической работы:
- Игровые формы: деловые игры, ролевые игры, игры-имитации.
- Дискуссии: диспуты, дебаты, круглые столы, техника аквариума.
- Поисково-творческие задания: проекты пособий, занятий, игр.
- Социологические опросы: анкетирование, блиц-опросы.
- Семинары-практикумы.
- Решение педагогических задач.
- Конкурсы профессионального мастерства.
- Мастер-класс.
- Педагогические кроссворды.
- Карты-тренажёры.
Оказание действенной помощи каждому педагогу возможно лишь при осуществление дифференцированного подхода. Обеспечить такой подход позволяет проведение педагогической диагностики. По результатам анкетирования, самоанализа заполняется педагогический паспорт воспитателя. Заполнение педагогических паспортов позволяет условно разделить педагогический коллектив на 4 группы:
- Группа высокого профессионального мастерства.
- Группа совершенствования мастерства.
- Группа становления мастерства.
- Группа особого контроля (Молодые специалисты).
Разработаны характеристики и определены перспективы работы для каждой группы педагогов.
Группа высокого педагогического мастерства
Общая характеристика группы педагогов:
- Неоднократное обобщение опыта на уровне ДОУ, города.
- Осознание необходимости систематической работы над собой.
- Усиление позитивных моментов в профессиональной деятельности.
- Активное участие в методической работе.
Перспективы педагогической деятельности:
- Работа в творческих группах.
- Наставничество.
- Подготовка авторских семинаров.
- Разработка консультаций.
- Осуществление контроля.
Группа совершенствования педагогического мастерства
Общая характеристика группы педагогов:
- Определённые наработки в одном направлении.
- Регулярные отчёты о ходе самообразования.
- Анализ недостатков в собственной педагогической деятельности.
- Участие в методической работе по поручениям.
Перспективы педагогической деятельности:
- Совместный анализ педагогической деятельности.
- Привлечение к методической работе, участие в семинарах, консультациях для более молодых педагогов.
- Осуществление контроля, участие в тематических проверках.
Группа становления мастерства
Общая характеристика группы педагогов:
- Отрывочные наработки по какому-либо направлению.
- Значительные затруднения в выборе методической темы.
- Значительные затруднения в подведении итогов собственной деятельности, составлении отчётов.
- Эпизодическое участие в методической работе.
Перспективы педагогической деятельности:
- Помощь в выборе методической темы, темы по самообразованию.
- Совместная диагностика профессиональной деятельности и уровня усвоения программного материала.
- Подготовка небольших сообщений теоретического характера.
В практике работы методической службы Центра используется система индивидуального сопровождения педагогов, в основе которой лежит распределение педагогов на группы с учётом стажа педагогической деятельности
Стаж работы | Характеристика профессиональной деятельности педагога | Психологическое сопровождение | Рекомендуемые формы методической работы |
1-5 лет |
Адаптация выпускника среднего или высшего учебного заведения к условиям работы в ОУ.
• Знает достаточно много, но мало умеет.
• Сосредоточен на себе, на своих возможностях.
• Ориентация на такие ценности, как “семья”, “близкие люди”, “друзья”.
• Использует дисциплинарные методы воздействия.
• В общении с детьми преобладают приказы, негативно окрашенные обращения к детям
|
Основные задачи:
• предупредить в процессе адаптации разочарования и конфликты;
• поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Наиболее эффективные методы:
• баллинтовские группы (обслуживание затруднений, встречающихся в профессиональной деятельности в условиях группы);
• видеотренинги профессионально-педагогического общения;
• посещение занятий психологом с
последующим обсуждением.
|
Просмотр и анализ занятий более опытных педагогов.
Консультации индивидуальные и групповые.
Карты – тренажёры.
Анкетирование и обсуждение результатов анкетирования.
|
6-10 лет |
Стабилизация профессиональной деятельности педагога, формирование профессиональной позиции.
• Совершенствует арсенал методов и приемов обучения, воспитания и коррекции.
• Уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью самоутвердиться в глазах коллег и учащихся.
• Повышается значимость профессиональной деятельности в жизни
|
Основные задачи:
• помочь педагогу в осмыслении своих ресурсов (позитивных возможностей) и ограничений;
• наметить методы совершенствования профессионального мастерства.
Наиболее эффективные методы:
• тренинг личностного роста;
• индивидуально-консультативная помощь
|
Открытый показ и самоанализ.
Семинары – практикумы.
Метод проектов
Психолого-педагогические тренинги
Консультации.
Собеседования.
|
11-15 лет |
“Педагогический кризис”, связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с людьми и др.) и возможностями.
• Проявляет больший интерес к ученикам.
• Умеет наладить конструктивные отношения с учениками.
• Меньше использует требования, угрозы и наказания.
Стереотипизация профессиональной деятельности
|
Основные задачи:
• предотвратить стереотипизацию профессиональной деятельности;
• формировать способности к восприятию нового;
• развивать творческий потенциал педагога.
Наиболее эффективные методы:
• рефлексивные тренинги;
• организация педагогических мастерских; работа в творческих проектных группах
|
Обобщение собственного опыта.
Выступления на педагогических советах .
Участие в педагогических чтениях.
Разработка практических рекомендаций для коллег.
Работа в профессиональных объединениях (МО, творческие группы, методические советы).
Собеседования.
Привлечение педагогов к осуществлению контроля за педагогическим процессом.
|
16-20 лет |
Кризис “середины жизни” (предварительных итогов жизни).
• Возникает несоответствие между “Я-реальным” и “каким бы я хотел быть”.
• Возможно некоторое снижение профессионализма или расцвет профессионализма, увлеченность своим делом
|
Основная задача:
• смягчить кризис “середины жизни”.
Наиболее эффективные методы:
• коммуникативные тренинги;
• групповые формы организации досуга по интересам
|
Привлечение педагогов к осуществлению контроля за педагогическим процессом.
Работа в профессиональных объединениях (МО, творческие группы, методические советы).
Собеседования.
Обобщение собственного опыта.
Подготовка статей, буклетов
Наставничество
|
21-25 лет |
“Пик” профессиональной деятельности: педагог - мастер.
• Высокий уровень профессионально значимых качеств. • Возможность посвятить себя профессии.
• Стабильность в социально-экономическом плане.
• Неготовность к контакту с психологом
|
Основная задача:
• завоевать доверие педагога в совместной работе.
Наиболее эффективные методы:
• индивидуальное консультирование у педагога-мастера по вопросам проблем ребенка;
• организация мастер-классов
|
Мастер-класы
Обобщение собственного опыта.
Выступления на педагогических советах .
Участие в педагогических чтениях.
Разработка практических рекомендаций для коллег.
Работа в профессиональных объединениях (МО, творческие группы, методические советы).
|
Свыше 25 лет |
“Синдром сгорания”: биологическое и профессиональное старение (невосприимчивость к новому, нарушение отношений партнерства с детьми), психоэмоциональное перенапряжение |
Основные задачи:
• смягчить “синдром сгорания”;
• подготовка к переходу на “заслуженный отдых”.
Наиболее эффективные методы:
• поддерживание статуса “ветерана”;
• “озвучивание” уникальных моментов педагогической биографии мастера на общих собраниях коллектива
|
Подготовка методической копилки мастера.
Проектирование
Собеседование
Привлечение к работе АК и иных коммисий
|
Такое условное деление позволяет определить проблемы и перспективы каждой группы, облегчает планирование работы.
Немаловажным аспектом в работе методической службы выступает работа с молодыми специалистами (в нашем коллективе 5 молодых специалистов, имеющих стаж работы до3 лет). С целью оказания помощи молодым специалистам, организацией стажировки нашей службой была разработана “Визитная карточка молодого специалиста”.
Говоря о деятельности методической службы, нельзя не затронуть вопрос об оценке эффективности работы. Мы оцениваем эффективность нашей деятельности в трёх направлениях: эффективность для ребёнка, для родителей, для педагогов. Нами определены следующие критерии эффективности работы методической службы.
Эффективность для ребёнка
- Положительная динамика качества обучения и воспитания.
- Отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников.
- Дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Эффктивность для родителя
- Положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей.
- Готовность и желание родителей помогать ДОУ.
- Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей.
Эффективность для педагога
- Положительный психологический климат в коллективе.
- Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
- Удовлетворённость педагогов собственной деятельностью.
- Качественно организованная система повышения квалификации.
- Высокий уровень профессиональной деятельности.
Акопян Наталья Александровна, старший воспитатель
МУУО, ЦРР — детский сад "Одуванчик", г. Нерюнгри
{SL_links}
Вернуться назад
|