Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Процесс обновления дошкольного образования, вовлечение нашего дошкольного учреждения в экспериментальную работу потребовал от нас не только определённых управленческих действий, обновления содержания образования, но и серьёзной реконструкции системы методической работы с кадрами. Ориентируясь на гуманизацию образования, признание неповторимости личности каждого ребёнка, мы, прежде всего, должны учитывать, что личность ребёнка формируется личностью педагога. Поэтому система методической работы должна быть ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования. Для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении.
В 2001 году была создана методическая служба центра развития ребёнка. При создании методической службы нашего центра мы руководствовались следующими основаниями:
В состав методической службы центра вошли следующие структурные компоненты:
Предлагаемая нами модель методической службы позволяет организовать методическую работу на проблемно-диагностичекой основе, отследить и подробно проанализировать результаты работы. Делегирование полномочий позволяет стимулировать и создавать условия для методического совершенствования педагогов, обеспечить опережающую реакцию на проблему. Построение методической службы по предлагаемой нами схеме даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых планов, в выполнении разработанных рекомендаций, но и принимать активное участие в их разработке.
Деятельность методической службы центра осуществляется в следующих направлениях:
Перед методической службой Центра развития ребёнка стоят следующие задачи:
Определение задач методической службы помогло выбрать наиболее эффективные формы работы с педагогическим коллективом, отдельными педагогами. Такими формами для нашего коллектива стали активные (формирующие) формы работы.
Активные формы методической работы позволяют:
В практике работы с педагогическим коллективом используются следующие активные формы методической работы:
Оказание действенной помощи каждому педагогу возможно лишь при осуществление дифференцированного подхода. Обеспечить такой подход позволяет проведение педагогической диагностики. По результатам анкетирования, самоанализа заполняется педагогический паспорт воспитателя. Заполнение педагогических паспортов позволяет условно разделить педагогический коллектив на 4 группы:
Разработаны характеристики и определены перспективы работы для каждой группы педагогов.
Общая характеристика группы педагогов:
Перспективы педагогической деятельности:
Общая характеристика группы педагогов:
Перспективы педагогической деятельности:
Общая характеристика группы педагогов:
Перспективы педагогической деятельности:
В практике работы методической службы Центра используется система индивидуального сопровождения педагогов, в основе которой лежит распределение педагогов на группы с учётом стажа педагогической деятельности
Стаж работы | Характеристика профессиональной деятельности педагога | Психологическое сопровождение | Рекомендуемые формы методической работы |
---|---|---|---|
1-5 лет | Адаптация выпускника среднего или высшего учебного заведения к условиям работы в ОУ.
• Знает достаточно много, но мало умеет. • Сосредоточен на себе, на своих возможностях. • Ориентация на такие ценности, как “семья”, “близкие люди”, “друзья”. • Использует дисциплинарные методы воздействия. • В общении с детьми преобладают приказы, негативно окрашенные обращения к детям |
Основные задачи:
• предупредить в процессе адаптации разочарования и конфликты; • поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Наиболее эффективные методы: • баллинтовские группы (обслуживание затруднений, встречающихся в профессиональной деятельности в условиях группы); • видеотренинги профессионально-педагогического общения; • посещение занятий психологом с последующим обсуждением. |
Просмотр и анализ занятий более опытных педагогов.
Консультации индивидуальные и групповые. Карты – тренажёры. Анкетирование и обсуждение результатов анкетирования. |
6-10 лет | Стабилизация профессиональной деятельности педагога, формирование профессиональной позиции.
• Совершенствует арсенал методов и приемов обучения, воспитания и коррекции. • Уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью самоутвердиться в глазах коллег и учащихся. • Повышается значимость профессиональной деятельности в жизни |
Основные задачи:
• помочь педагогу в осмыслении своих ресурсов (позитивных возможностей) и ограничений; • наметить методы совершенствования профессионального мастерства. Наиболее эффективные методы: • тренинг личностного роста; • индивидуально-консультативная помощь |
Открытый показ и самоанализ.
Семинары – практикумы. Метод проектов Психолого-педагогические тренинги Консультации. Собеседования. |
11-15 лет | “Педагогический кризис”, связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с людьми и др.) и возможностями.
• Проявляет больший интерес к ученикам. • Умеет наладить конструктивные отношения с учениками. • Меньше использует требования, угрозы и наказания. Стереотипизация профессиональной деятельности
|
Основные задачи:
• предотвратить стереотипизацию профессиональной деятельности; • формировать способности к восприятию нового; • развивать творческий потенциал педагога. Наиболее эффективные методы: • рефлексивные тренинги; • организация педагогических мастерских; работа в творческих проектных группах
|
Обобщение собственного опыта.
Выступления на педагогических советах . Участие в педагогических чтениях. Разработка практических рекомендаций для коллег. Работа в профессиональных объединениях (МО, творческие группы, методические советы). Собеседования. Привлечение педагогов к осуществлению контроля за педагогическим процессом. |
16-20 лет | Кризис “середины жизни” (предварительных итогов жизни).
• Возникает несоответствие между “Я-реальным” и “каким бы я хотел быть”. • Возможно некоторое снижение профессионализма или расцвет профессионализма, увлеченность своим делом |
Основная задача:
• смягчить кризис “середины жизни”. Наиболее эффективные методы: • коммуникативные тренинги; • групповые формы организации досуга по интересам |
Привлечение педагогов к осуществлению контроля за педагогическим процессом.
Работа в профессиональных объединениях (МО, творческие группы, методические советы). Собеседования. Обобщение собственного опыта. Подготовка статей, буклетов Наставничество |
21-25 лет | “Пик” профессиональной деятельности: педагог - мастер.
• Высокий уровень профессионально значимых качеств. • Возможность посвятить себя профессии. • Стабильность в социально-экономическом плане. • Неготовность к контакту с психологом |
Основная задача:
• завоевать доверие педагога в совместной работе. Наиболее эффективные методы: • индивидуальное консультирование у педагога-мастера по вопросам проблем ребенка; • организация мастер-классов |
Мастер-класы
Обобщение собственного опыта. Выступления на педагогических советах . Участие в педагогических чтениях. Разработка практических рекомендаций для коллег. Работа в профессиональных объединениях (МО, творческие группы, методические советы). |
Свыше 25 лет |
“Синдром сгорания”: биологическое и профессиональное старение (невосприимчивость к новому, нарушение отношений партнерства с детьми), психоэмоциональное перенапряжение | Основные задачи:
• смягчить “синдром сгорания”; • подготовка к переходу на “заслуженный отдых”. Наиболее эффективные методы: • поддерживание статуса “ветерана”; • “озвучивание” уникальных моментов педагогической биографии мастера на общих собраниях коллектива |
Подготовка методической копилки мастера.
Проектирование Собеседование Привлечение к работе АК и иных коммисий |
Такое условное деление позволяет определить проблемы и перспективы каждой группы, облегчает планирование работы.
Немаловажным аспектом в работе методической службы выступает работа с молодыми специалистами (в нашем коллективе 5 молодых специалистов, имеющих стаж работы до3 лет). С целью оказания помощи молодым специалистам, организацией стажировки нашей службой была разработана “Визитная карточка молодого специалиста”.
Говоря о деятельности методической службы, нельзя не затронуть вопрос об оценке эффективности работы. Мы оцениваем эффективность нашей деятельности в трёх направлениях: эффективность для ребёнка, для родителей, для педагогов. Нами определены следующие критерии эффективности работы методической службы.
Эффективность для ребёнка
Эффктивность для родителя
Эффективность для педагога
,