Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Сибирские посиделки Сибирские посиделки21 октября 2008. Разместил: lessons |
Проект фольклорного праздника Предлагаемый материал основан на сибирском фольклоре, который дает детям возможность узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма. Цель проекта: Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора. Задачи:
В зале темно, Хозяйка зажигает лучину, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм). Хозяин плетет лапти. Хозяйка подсаживается к Хозяину, начинает прясть, поет протяжную песню. Зажигается свет, Хозяйка говорит:
(Звучит русская народная мелодия, поочередно в зал входят гости - 2 девицы). Хозяйка: Здравствуйте, гостьи дорогие, проходите, будьте как дома! Девица: Не беспокойся, Хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим. (Хозяйка усаживает девушек на лавку, те достают рукоделье - вязанье, вышиванье, входят еще 3 девицы). Хозяин: Проходите, красавицы у нас для каждого работа найдется и местечко и словечко. Девица: Гости люди подневольные, где посадят, там и сядут. (Хозяин провожает девушек на лавку, гостьи достают рукоделье). Хозяйка, (обращаясь к девицам): Редкий гость никогда не в тягость. (Входят еще 3 девицы.) Хозяин: Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь. Девица: Туда голуби летают, где их привечают. Хозяйка: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем. Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски. (Хозяйка поет песню “Ой, калинушка”). Гостьи начинают сибирские переговорки. Хозяйка:
Хозяин: Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Кто хочет показать свое уменье? (Проводится игра “Кто быстрее смотает клубок”). После игры звучит музыка, входят парни (по 4 человека из разных дверей). Становятся напротив друг друга и начинают перетанцовывать друг друга (“улица на улицу”). Первая группа парней:
Вторая группа парней:
(Первая группа парней приглашает 4 девиц на хоровод “А мы просо сеяли”). Хозяйка:
(Парни переговариваются небылицами). Парень:
(Исполняется сибирский хоровод “Тетера”). Хозяин:
(Сибирские частушки “Елочки-сосеночки” исполняют 3 девицы и 2 парня). Хозяйка: Вижу я, что вам поиграть захотелось, есть у меня для вас сибирские игры. (Проводятся сибирские игры: “Ручейки и озера”, “Льдинки ветер и мороз”, “Евражки и сова”). Парень:
(Четыре пары исполняют сибирский хоровод “Восьмера”). Хозяйка:
Девица: Ну, что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить. (“Бой” скороговорок между гостями). Хозяйка: Что-то мы засиделись. Поскорее выходите, хоровод свой заводите! (Исполняется хоровод “ Со вьюном я хожу). Хозяин: Играми, да плясками сыт, не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным. Хозяйка:
Хозяин:
(На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай. Задание - определить на вкус с чем заварен чай: листья малины, смородины, брусники, мяты). Парень: Посидели, повеселились, пора и честь знать. Девица: Спасибо Хозяин с Хозяюшкой за веселье и за угощенье. (Под народную музыку гости кланяются и выходят). Представленный проект является результатом работы музыкального руководителя МДОУ “Детский сад комбинированного вида № 71” с детьми старшего дошкольного возраста по изучению сибирского фольклора. Цель проекта: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения сибирского фольклора. В процессе работы над проектом, при проведении представленного проекта решали следующие задачи:
Для успешной реализации задач определили направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:
Новизна проекта заложена в изучении именно регионального фольклора с детьми дошкольного возраста, так как работа по использованию русского фольклора довольно широко ведется многими педагогами, музыкальными руководителями. Ценность же регионального фольклора состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма. Специфика сибирского фольклора заключается в употребление в речи предлогов “но”, “чо”, произношении слов: “тятера”, “калинушика”, “улушика”, частушки-часточки, посиделки-посидки, дразнилки-поддевки, особенностях игр, частушек, сказок, которые отражают жизненный уклад сибиряков, особенности природы, восхваляют сибирский народ, край. В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа с педагогами, детьми, родителями. Педагогами была изучена история зарождения Восточной Сибири, история сибирского костюма, кухни, быта, обрядов. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. С детьми проводились беседы, развлечения, игры, разучивание фольклорных произведений. Я использовала в работе с детьми сибирский музыкальный фольклор: разучены хороводы “А мы просо сеяли”, “ Вьюн”, “Коза и медведь”, танцы “Тетера”, “Восьмера”, “Тесто месим – воду носим”, частушки, песни “Калинушка”, “Сидит дрема”, музыкальные игры “Поцелуи”, “Подушечка”, большинство из которых представлены в проекте. Работу по использованию сибирского фольклора строили на основе программы О.Князевой, М. Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”, по использованию музыкального фольклора на основе программы М.Хазовой “Горенка”. Результат работы заключен в обогащении знаний детей и педагогов по краеведению, обобщении моего опыта и опыта воспитателя Змановской Р.Н., решении задач, поставленных при подготовке и проведении проекта, создании в ДОУ музейной комнаты, в которой сосредоточен наработанный материал. Приобщение детей к истокам народной культуры, воспитание любви к родному краю продолжается: мы решили изучить культуру, традиции, быт коренных жителей Сибири – бурят, так как после смешения двух культур бурятской и русской, произошел характерный сибирский фольклор. Представленный проект рекомендую использовать воспитателям, музыкальным руководителям для работы с детьми по краеведению, в организации работы по фольклору, учреждениям, работающим в эмоционально-ценностной образовательной практике. Аксенова Елена Николаевна, музыкальный руководитель
МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 71", г. Ангарск
Вернуться назад |