mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    21
    окт
    Сибирские посиделки
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Проект фольклорного праздника

    Предлагаемый материал основан на сибирском фольклоре, который дает детям возможность узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма.


    Цель проекта: Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.

    Задачи:

    1. Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора;
    2. Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;
    3. Развитие творческих способностей: детей на певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров сибирского фольклора.

    В зале темно, Хозяйка зажигает лучину, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм). Хозяин плетет лапти. Хозяйка подсаживается к Хозяину, начинает прясть, поет протяжную песню.

    Зажигается свет, Хозяйка говорит:

    На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,
    Собирали посиделки пожилых и молодых.
    При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
    Говорили, песни пели и водили хоровод.
    А играли как в Сибири! Ах, как игры хороши.
    Словом эти посиделки были праздником души!

    (Звучит русская народная мелодия, поочередно в зал входят гости - 2 девицы).

    Хозяйка: Здравствуйте, гостьи дорогие, проходите, будьте как дома!

    Девица: Не беспокойся, Хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим.

    (Хозяйка усаживает девушек на лавку, те достают рукоделье - вязанье, вышиванье, входят еще 3 девицы).

    Хозяин: Проходите, красавицы у нас для каждого работа найдется и местечко и словечко.

    Девица: Гости люди подневольные, где посадят, там и сядут.

    (Хозяин провожает девушек на лавку, гостьи достают рукоделье).

    Хозяйка, (обращаясь к девицам): Редкий гость никогда не в тягость.

    (Входят еще 3 девицы.)

    Хозяин: Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь.

    Девица: Туда голуби летают, где их привечают.

    Хозяйка: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем. Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски.

    (Хозяйка поет песню “Ой, калинушка”).

    Гостьи начинают сибирские переговорки.

    Хозяйка:

    Уж в Сибири так идет, что талантливый народ
    Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
    И блоху он подкует, дом добротный возведет,
    Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет.

    Хозяин: Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься.

    Кто хочет показать свое уменье?

    (Проводится игра “Кто быстрее смотает клубок”).

    После игры звучит музыка, входят парни (по 4 человека из разных дверей). Становятся напротив друг друга и начинают перетанцовывать друг друга (“улица на улицу”).

    Первая группа парней:

    Эй, девчата, выходите, хороводы заводите,
    Ведь сибирский наш народ ловко пляшет и поет.

    Вторая группа парней:

    Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела,
    Да и девушки под стать, им не станут уступать.

    (Первая группа парней приглашает 4 девиц на хоровод “А мы просо сеяли”).

    Хозяйка:

    Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,
    Щелкают орешки, да творят посмешки, ни короткие,
    ни длинные, а такие, что в самый раз, как от меня до вас.

    (Парни переговариваются небылицами).

    Парень:

    Мы по улице гуляем, хороводы выбираем,
    Где веселый народ – тут наш будет хоровод.

    (Исполняется сибирский хоровод “Тетера”).

    Хозяин:

    Как известно всем подружки мастерицы петь частушки.
    И вы, парни, не зевайте, а девчатам помогайте.

    (Сибирские частушки “Елочки-сосеночки” исполняют 3 девицы и 2 парня).

    Хозяйка: Вижу я, что вам поиграть захотелось, есть у меня для вас сибирские игры.

    (Проводятся сибирские игры: “Ручейки и озера”, “Льдинки ветер и мороз”, “Евражки и сова”).

    Парень:

    Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать,
    И на этих посиделках мы хотели б вам сплясать.

    (Четыре пары исполняют сибирский хоровод “Восьмера”).

    Хозяйка:

    Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
    Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

    Девица: Ну, что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.

    (“Бой” скороговорок между гостями).

    Хозяйка: Что-то мы засиделись. Поскорее выходите, хоровод свой заводите!

    (Исполняется хоровод “ Со вьюном я хожу).

    Хозяин: Играми, да плясками сыт, не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

    Хозяйка:

    Чай горячий – наша сила, украшение стола.
    “ С чая лихо не бывает!” - так в народе говорят.
    Чай – здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!

    Хозяин:

    Мы вас к чаю приглашаем и заданье назначаем,
    Угадайте-ка, ребята, с чем мы чай вам наливаем.

    (На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай. Задание - определить на вкус с чем заварен чай: листья малины, смородины, брусники, мяты).

    Парень: Посидели, повеселились, пора и честь знать.

    Девица: Спасибо Хозяин с Хозяюшкой за веселье и за угощенье.

    (Под народную музыку гости кланяются и выходят).

    Представленный проект является результатом работы музыкального руководителя МДОУ “Детский сад комбинированного вида № 71” с детьми старшего дошкольного возраста по изучению сибирского фольклора.

    Цель проекта: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения сибирского фольклора.

    В процессе работы над проектом, при проведении представленного проекта решали следующие задачи:

    1. Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора.
    2. Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.
    3. Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров сибирского фольклора.

    Для успешной реализации задач определили направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:

    • Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, поддевки, приговоры, легенды)
    • Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)
    • Изучение игрового фольклора.

    Новизна проекта заложена в изучении именно регионального фольклора с детьми дошкольного возраста, так как работа по использованию русского фольклора довольно широко ведется многими педагогами, музыкальными руководителями. Ценность же регионального фольклора состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма. Специфика сибирского фольклора заключается в употребление в речи предлогов “но”, “чо”, произношении слов: “тятера”, “калинушика”, “улушика”, частушки-часточки, посиделки-посидки, дразнилки-поддевки, особенностях игр, частушек, сказок, которые отражают жизненный уклад сибиряков, особенности природы, восхваляют сибирский народ, край.

    В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа с педагогами, детьми, родителями.

    Педагогами была изучена история зарождения Восточной Сибири, история сибирского костюма, кухни, быта, обрядов. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры.

    С детьми проводились беседы, развлечения, игры, разучивание фольклорных произведений.

    Я использовала в работе с детьми сибирский музыкальный фольклор: разучены хороводы “А мы просо сеяли”, “ Вьюн”, “Коза и медведь”, танцы “Тетера”, “Восьмера”, “Тесто месим – воду носим”, частушки, песни “Калинушка”, “Сидит дрема”, музыкальные игры “Поцелуи”, “Подушечка”, большинство из которых представлены в проекте.

    Работу по использованию сибирского фольклора строили на основе программы О.Князевой, М. Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”, по использованию музыкального фольклора на основе программы М.Хазовой “Горенка”.

    Результат работы заключен в обогащении знаний детей и педагогов по краеведению, обобщении моего опыта и опыта воспитателя Змановской Р.Н., решении задач, поставленных при подготовке и проведении проекта, создании в ДОУ музейной комнаты, в которой сосредоточен наработанный материал.

    Приобщение детей к истокам народной культуры, воспитание любви к родному краю продолжается: мы решили изучить культуру, традиции, быт коренных жителей Сибири – бурят, так как после смешения двух культур бурятской и русской, произошел характерный сибирский фольклор.

    Представленный проект рекомендую использовать воспитателям, музыкальным руководителям для работы с детьми по краеведению, в организации работы по фольклору, учреждениям, работающим в эмоционально-ценностной образовательной практике.


    Аксенова Елена Николаевна, музыкальный руководитель
    МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 71", г. Ангарск


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6263
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.