Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Для проведения мероприятия класс украшается в стиле русской старинной избы. На столе выпечка – бублики, пироги, блины. На полу тканые коврики, стол укрыт вышитой скатертью, деревянная и керамическая посуда, вышитые полотенца и другие предметы кухонной утвари начала XX века. Дети одеты в русские народные костюмы.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин: У нас для каждого найдётся теплое местечко и приветливое словечко.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
(Гости, ученики класса проходят, отдают русский поклон, рассаживаются на стулья).
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Гость: Место –то хватило, а вот вам, хозяин с хозяйкой, не тесновато?
Хозяин: В тесноте, да не в обиде!
(Хозяева усаживаются среди гостей).
Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник. Собрались мы для игр, для забавушек, для веселой для беседушки. И частушки будем петь, как когда-то прабабушки, ну а с ними и прадедушки. А знаете ли вы, что такое “фольклор”? это – народные песни, сказки, игры, загадки, пословицы, поговорки, частушки. В нашем чудесном коробе собрано много таких фольклорных произведений. Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Ещё в середине XVII столетия уральский казак Килилла Данилов стал записывать былины. А еще раньше Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и создал “Толковый словарь живого великорусского языка”. Из поколения в поколение передаются народная мудрость, народное поятическое слово. Но это может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое. Если мы интересуемся фольклором, значит, мы интересуемся своей историей.
Вспомним о некоторых фольклорных традициях… На Новый год дети, парни, девушки ходили по сёлам колядовать. Стучались в каждый дом, пели песни, желали хозяевам хорошего урожая в будущем году.
(Ребята выходят, поют колядки).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой,
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок
Либо гривенничек.
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
Уж я сяду на порог –
Дай лепешку и пирог,
Чтобы курочки водились,
Чтобы свиньи поросились,
Чтоб коровушка телилась,
Чтоб кобылки жеребились,
Чтобы счастье и веселье
Было в доме круглый год,
Чтоб гостей невпроворот!
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
Ведущий 1: В конце зимы на Масленицу пекли блины, круглые, как солнышко, зажигали костры, заманивали солнце.
Ведущий 2: Приближалось время летнего солнцестояния – праздник самого длинного дня и короткой ночи. В ночь на Ивана Купалу в чистых рубашках прыгали через костер, собирали лечебные травы.
Ведущий 3: Приходила осень, собирали урожай и последний сноп оставляли несжатым.
Ведущий: Посей день интерес к этим праздникам современного человека не пропадает. В них отразилась душа народа. Открывая чудесный короб, вспомним, что перед нами – образцы великой народной поэзии и музыки. Итак, слушайте, удивляйтесь, запоминайте!
Под номером 1 спрятаны потешки – насмешки. Заметьте, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты.
(Выбегают два скомороха).
1-й скоморох: Под кустом у дорожки сидели скоморошки.
2-й скоморох: Я – скоморох Прошка.
1-й скоморох: А я – Федул – скоморошка.
2-й скоморох:
У меня, скомороха Прошки,
Игр да забав полное лукошко!
1-й скоморох:
Собирайся народ, становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки.
Вместе: Вас сегодня ожидают русские потешки!
(Выходят ученики и разыгрывают диалоги, сопровождая игровыми движениями).
1) Два ученика:
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют да плачут.
2) Девочка и мальчик:
- Сынок сходи за водицей на речку.
- Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, что ж, коль мать зовёт, надо идти.
3) Два мальчика:
- Что везёшь?
- Сено.
- Какое же это сено?
- А коль видишь, что же спрашиваешь?
4) Девочка и мальчик:
- Фома, что из леса не идёшь?
- Медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт.
- Ну так сам иди.
- Да он меня не пускает.
Ведущий: Смотрим дальше, что еще есть в нашем коробе. А под номером 2 спрятаны пословицы. В Толковом словаре Даля можно прочитать, что пословица – краткое изречение, поучение, пословица – часть языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама. О себе она говорит: “Пословица не даром молвится”. Много разных пословиц о труде, о временах года, о дружбе, об уме и глупости, о пользе учения. Послушайте некоторые из них.
(Ученики читают пословицы, объясняют их смысл).
- Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
- Птица рада весне, а дитя – матери.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Друг познается в беде.
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
- У лодыря Егорки всегда найдутся отговорки.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Не место человека красит, а человек место.
- Люби ездить, люби возить.
- Отольют волку овечьи слёзки.
Ведущий: А теперь от пословиц перейдем к загадкам. Загадки – один из древнейших жанров русского фольклора. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а отгадка все равно с языка просится, стоит только внимательно прослушать загадку.
(Ученики загадывают загадки, гости отгадывают).
- Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).
- Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка).
- Зубов много, а ничего не ест. (Расческа или гребень).
- Посреди двора золотая голова. (Подсолнух).
- На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушапках. (Березки).
- Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
- Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река).
- Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).
- Живая живулечка на живом стульчике. (Грудной ребенок).
- В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца. (Крот).
- Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц).
Ведущий: А теперь пора и к играм перейти. В нашем коробе есть старинные русские игры. В них играли ваши прабабушки и прадедушки. Первая игра называется “Горелки”. Несколько веков она была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. Но прежде, чем играть, становитесь в круг, выберем водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка.
(Ученик считает).
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду?
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон.
(Проводятся русские народные игры “Горелки”, “Шли кони”).
Ведущий: Для проведения игры “ Горелки” образуем пары, станем вереницей. На два шага впереди стоит водящий. Ему нельзя оглядываться. Играющие хором говорят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле – гляди в поле.
Едут там трубачи, да едят калачи.
Погляди на небо – звезды горят,
Журавли кричат – гу, гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
(Водящий смотрит вверх, как будто на небо, а в это время последняя пара разъединяется и один из пары бежит в одну вереницу детей, другой – в другую. Если водящий никого не поймал, то игра продолжается. Если поймает, то второй, оставшийся без пары, становится водящим, а за ним стоит новая пара).
Ведущий: А вот игра “ Шли кони”
(Дети становятся в круг и поют песенку).
А шли кони по улице,
Чем они попутаны?
Золотым путом под копытом.
Зайка идет, травку рвет –
Что вырвет, то в пучок.
(Спев эту песенку, дети быстро приседают, кто не успел – присел последним, на того дети кричат: “Квач – бельмач, черные глаза!”)
Ведущий: Поиграли, а теперь можно продолжить знакомство с произведением фольклора. Что у нас еще есть в коробе? Это русская народная песня. Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдержать нужный ритм для работы. Да и работа
Продвигалась с песней веселей.
(Девочки вышивают, поют песню “ А я по лугу”, мальчики мотают клубки).
Ведущий: А в нашем коробе есть еще одно произведение фольклора – частушка. Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих, то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.
Выходи честной народ, частушки петь будем! Приложение 1
Хозяин: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать? (Раздаются сладости всем гостям).
Ведущий: Как вы уже догадались, мы достали из короба сказку.
(Инсценировка сказки “Золотое яичко” из серии “Старая сказка на новый лад”). Приложение 2
Ведущий: Вот и заканчивается наш праздник, закрыт чудесный короб. Но вы в любую минуту можете открыть его. Некоторые из этих поговорок, загадок вы запомнили и потом расскажите, споете, загадаете – и вот снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до на из глубины веков.
А сейчас давайте прощаться с хозяевами.
1 ученик: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!
2 ученик: Большого здоровья!
3 ученик: С новым вас урожаем!
4 ученик: Большого вам приплода у скотины!
5 ученик: С хорошими блинами!
6 ученик: На новое вам лето!
7 ученик: На красное вам лето!
8 ученик:
Куда конь хвостом,
Туда и жито кустом!
9 ученик:
Куда коза рогом,
Туда и сено стогом!
Все: Где труд, там и счастье!
(Праздник завершается чаепитием).
Дементьева Елена Афанасьевна, учитель начальных классов
МОУ "Заречная ООШ", Республика Саха
,