Внеклассное мероприятие. Русский фольклор. Деревенские посиделки.
Для проведения мероприятия класс украшается в стиле русской старинной избы. На столе выпечка – бублики, пироги, блины. На полу тканые коврики, стол укрыт вышитой скатертью, деревянная и керамическая посуда, вышитые полотенца и другие предметы кухонной утвари начала XX века. Дети одеты в русские народные костюмы.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Хозяин: Веселья вам да радости! Хозяйка: давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. Хозяин: У нас для каждого найдётся теплое местечко и приветливое словечко. Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
(Гости, ученики класса проходят, отдают русский поклон, рассаживаются на стулья).
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Гость: Место –то хватило, а вот вам, хозяин с хозяйкой, не тесновато? Хозяин: В тесноте, да не в обиде!
(Хозяева усаживаются среди гостей).
Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник. Собрались мы для игр, для забавушек, для веселой для беседушки. И частушки будем петь, как когда-то прабабушки, ну а с ними и прадедушки. А знаете ли вы, что такое “фольклор”? это – народные песни, сказки, игры, загадки, пословицы, поговорки, частушки. В нашем чудесном коробе собрано много таких фольклорных произведений. Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Ещё в середине XVII столетия уральский казак Килилла Данилов стал записывать былины. А еще раньше Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и создал “Толковый словарь живого великорусского языка”. Из поколения в поколение передаются народная мудрость, народное поятическое слово. Но это может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое. Если мы интересуемся фольклором, значит, мы интересуемся своей историей.
Вспомним о некоторых фольклорных традициях… На Новый год дети, парни, девушки ходили по сёлам колядовать. Стучались в каждый дом, пели песни, желали хозяевам хорошего урожая в будущем году.
(Ребята выходят, поют колядки).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, Открывайте сундучок, Доставайте пятачок Либо гривенничек. У доброго мужика Родись рожь хороша: Колоском густа, Соломкой пуста! Уж я сяду на порог – Дай лепешку и пирог, Чтобы курочки водились, Чтобы свиньи поросились, Чтоб коровушка телилась, Чтоб кобылки жеребились, Чтобы счастье и веселье Было в доме круглый год, Чтоб гостей невпроворот! С Новым годом! Со всем родом! Чтоб здоровы были, Много лет жили!
Ведущий 1: В конце зимы на Масленицу пекли блины, круглые, как солнышко, зажигали костры, заманивали солнце. Ведущий 2: Приближалось время летнего солнцестояния – праздник самого длинного дня и короткой ночи. В ночь на Ивана Купалу в чистых рубашках прыгали через костер, собирали лечебные травы. Ведущий 3: Приходила осень, собирали урожай и последний сноп оставляли несжатым. Ведущий: Посей день интерес к этим праздникам современного человека не пропадает. В них отразилась душа народа. Открывая чудесный короб, вспомним, что перед нами – образцы великой народной поэзии и музыки. Итак, слушайте, удивляйтесь, запоминайте!
Под номером 1 спрятаны потешки – насмешки. Заметьте, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты.
(Выбегают два скомороха).
1-й скоморох: Под кустом у дорожки сидели скоморошки. 2-й скоморох: Я – скоморох Прошка. 1-й скоморох: А я – Федул – скоморошка.
2-й скоморох:
У меня, скомороха Прошки, Игр да забав полное лукошко!
1-й скоморох:
Собирайся народ, становись в хоровод, Без толчеи, без спешки.
Вместе: Вас сегодня ожидают русские потешки!
(Выходят ученики и разыгрывают диалоги, сопровождая игровыми движениями).
1) Два ученика:
- Что ваши девчата делают? - Шьют да поют. - А матушки? - Порют да плачут.
2) Девочка и мальчик:
- Сынок сходи за водицей на речку. - Живот болит. - Сынок, иди кашу есть. - Ну, что ж, коль мать зовёт, надо идти.
3) Два мальчика:
- Что везёшь? - Сено. - Какое же это сено? - А коль видишь, что же спрашиваешь?
4) Девочка и мальчик:
- Фома, что из леса не идёшь? - Медведя поймал. - Так веди его сюда! - Да он не идёт. - Ну так сам иди. - Да он меня не пускает.
Ведущий: Смотрим дальше, что еще есть в нашем коробе. А под номером 2 спрятаны пословицы. В Толковом словаре Даля можно прочитать, что пословица – краткое изречение, поучение, пословица – часть языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама. О себе она говорит: “Пословица не даром молвится”. Много разных пословиц о труде, о временах года, о дружбе, об уме и глупости, о пользе учения. Послушайте некоторые из них.
(Ученики читают пословицы, объясняют их смысл).
- Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль. - Птица рада весне, а дитя – матери. - Крепкую дружбу и топором не разрубишь. - Друг познается в беде. - Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. - У лодыря Егорки всегда найдутся отговорки. - Хочешь есть калачи – не сиди на печи. - Не место человека красит, а человек место. - Люби ездить, люби возить. - Отольют волку овечьи слёзки.
Ведущий: А теперь от пословиц перейдем к загадкам. Загадки – один из древнейших жанров русского фольклора. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а отгадка все равно с языка просится, стоит только внимательно прослушать загадку.
(Ученики загадывают загадки, гости отгадывают).
- Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь). - Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка). - Зубов много, а ничего не ест. (Расческа или гребень). - Посреди двора золотая голова. (Подсолнух). - На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушапках. (Березки). - Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык). - Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река). - Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук). - Живая живулечка на живом стульчике. (Грудной ребенок). - В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца. (Крот). - Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц).
Ведущий: А теперь пора и к играм перейти. В нашем коробе есть старинные русские игры. В них играли ваши прабабушки и прадедушки. Первая игра называется “Горелки”. Несколько веков она была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. Но прежде, чем играть, становитесь в круг, выберем водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка.
(Ученик считает).
- Заяц белый, куда бегал? - В лес дубовый. - Что там делал? - Лыки драл. - Куда клал? - Под колоду? - Кто украл? - Родион. - Выйди вон.
(Проводятся русские народные игры “Горелки”, “Шли кони”).
Ведущий: Для проведения игры “ Горелки” образуем пары, станем вереницей. На два шага впереди стоит водящий. Ему нельзя оглядываться. Играющие хором говорят:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле – гляди в поле. Едут там трубачи, да едят калачи. Погляди на небо – звезды горят, Журавли кричат – гу, гу, гу, убегу. Раз, два, не воронь, Беги, как огонь!
(Водящий смотрит вверх, как будто на небо, а в это время последняя пара разъединяется и один из пары бежит в одну вереницу детей, другой – в другую. Если водящий никого не поймал, то игра продолжается. Если поймает, то второй, оставшийся без пары, становится водящим, а за ним стоит новая пара).
Ведущий: А вот игра “ Шли кони”
(Дети становятся в круг и поют песенку).
А шли кони по улице, Чем они попутаны? Золотым путом под копытом. Зайка идет, травку рвет – Что вырвет, то в пучок.
(Спев эту песенку, дети быстро приседают, кто не успел – присел последним, на того дети кричат: “Квач – бельмач, черные глаза!”)
Ведущий: Поиграли, а теперь можно продолжить знакомство с произведением фольклора. Что у нас еще есть в коробе? Это русская народная песня. Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдержать нужный ритм для работы. Да и работа
Продвигалась с песней веселей.
(Девочки вышивают, поют песню “ А я по лугу”, мальчики мотают клубки).
Ведущий: А в нашем коробе есть еще одно произведение фольклора – частушка. Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих, то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.
Выходи честной народ, частушки петь будем! Приложение 1
Хозяин: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать? (Раздаются сладости всем гостям). Ведущий: Как вы уже догадались, мы достали из короба сказку.
(Инсценировка сказки “Золотое яичко” из серии “Старая сказка на новый лад”). Приложение 2
Ведущий: Вот и заканчивается наш праздник, закрыт чудесный короб. Но вы в любую минуту можете открыть его. Некоторые из этих поговорок, загадок вы запомнили и потом расскажите, споете, загадаете – и вот снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до на из глубины веков.
А сейчас давайте прощаться с хозяевами.
1 ученик: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой! 2 ученик: Большого здоровья! 3 ученик: С новым вас урожаем! 4 ученик: Большого вам приплода у скотины! 5 ученик: С хорошими блинами! 6 ученик: На новое вам лето! 7 ученик: На красное вам лето!
8 ученик:
Куда конь хвостом, Туда и жито кустом!
9 ученик:
Куда коза рогом, Туда и сено стогом!
Все: Где труд, там и счастье!
(Праздник завершается чаепитием).
Скачать приложение 1: http://doc.support.shpors.ru/2013/07/Преданья старины глубокой_приложение1_(support.shpors.ru).pdf
Скачать приложение 2: http://doc.support.shpors.ru/2013/07/Преданья старины глубокой_приложение2_(support.shpors.ru).pdf
Дементьева Елена Афанасьевна, учитель начальных классов
МОУ "Заречная ООШ", Республика Саха
{SL_links}
Вернуться назад
|