Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Преданья старины глубокой
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Преданья старины глубокой
{LF_links}

Преданья старины глубокой


21 августа 2013. Разместил: lessons

Внеклассное мероприятие. Русский фольклор. Деревенские посиделки.

Для проведения мероприятия класс украшается в стиле русской старинной избы. На столе выпечка – бублики, пироги, блины. На полу тканые коврики, стол укрыт вышитой скатертью, деревянная и керамическая посуда, вышитые полотенца и другие предметы кухонной утвари начала XX века. Дети одеты в русские народные костюмы.


Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин: У нас для каждого найдётся теплое местечко и приветливое словечко.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

(Гости, ученики класса проходят, отдают русский поклон, рассаживаются на стулья).

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Гость: Место –то хватило, а вот вам, хозяин с хозяйкой, не тесновато?
Хозяин: В тесноте, да не в обиде!

(Хозяева усаживаются среди гостей).

Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник. Собрались мы для игр, для забавушек, для веселой для беседушки. И частушки будем петь, как когда-то прабабушки, ну а с ними и прадедушки. А знаете ли вы, что такое “фольклор”? это – народные песни, сказки, игры, загадки, пословицы, поговорки, частушки. В нашем чудесном коробе собрано много таких фольклорных произведений. Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Ещё в середине XVII столетия уральский казак Килилла Данилов стал записывать былины. А еще раньше Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и создал “Толковый словарь живого великорусского языка”. Из поколения в поколение передаются народная мудрость, народное поятическое слово. Но это может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое. Если мы интересуемся фольклором, значит, мы интересуемся своей историей.

Вспомним о некоторых фольклорных традициях… На Новый год дети, парни, девушки ходили по сёлам колядовать. Стучались в каждый дом, пели песни, желали хозяевам хорошего урожая в будущем году.

(Ребята выходят, поют колядки).

    Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой,
    Открывайте сундучок,
    Доставайте пятачок
    Либо гривенничек.
    У доброго мужика
    Родись рожь хороша:
    Колоском густа,
    Соломкой пуста!
    Уж я сяду на порог –
    Дай лепешку и пирог,
    Чтобы курочки водились,
    Чтобы свиньи поросились,
    Чтоб коровушка телилась,
    Чтоб кобылки жеребились,
    Чтобы счастье и веселье
    Было в доме круглый год,
    Чтоб гостей невпроворот!
    С Новым годом!
    Со всем родом!
    Чтоб здоровы были,
    Много лет жили!

Ведущий 1: В конце зимы на Масленицу пекли блины, круглые, как солнышко, зажигали костры, заманивали солнце.
Ведущий 2: Приближалось время летнего солнцестояния – праздник самого длинного дня и короткой ночи. В ночь на Ивана Купалу в чистых рубашках прыгали через костер, собирали лечебные травы.
Ведущий 3: Приходила осень, собирали урожай и последний сноп оставляли несжатым.
Ведущий: Посей день интерес к этим праздникам современного человека не пропадает. В них отразилась душа народа. Открывая чудесный короб, вспомним, что перед нами – образцы великой народной поэзии и музыки. Итак, слушайте, удивляйтесь, запоминайте!

Под номером 1 спрятаны потешки – насмешки. Заметьте, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты.

(Выбегают два скомороха).

1-й скоморох: Под кустом у дорожки сидели скоморошки.
2-й скоморох: Я – скоморох Прошка.
1-й скоморох: А я – Федул – скоморошка.

2-й скоморох:

    У меня, скомороха Прошки,
    Игр да забав полное лукошко!

1-й скоморох:

    Собирайся народ, становись в хоровод,
    Без толчеи, без спешки.

Вместе: Вас сегодня ожидают русские потешки!

(Выходят ученики и разыгрывают диалоги, сопровождая игровыми движениями).

1) Два ученика:

- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют да плачут.

2) Девочка и мальчик:

- Сынок сходи за водицей на речку.
- Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, что ж, коль мать зовёт, надо идти.

3) Два мальчика:

- Что везёшь?
- Сено.
- Какое же это сено?
- А коль видишь, что же спрашиваешь?

4) Девочка и мальчик:

- Фома, что из леса не идёшь?
- Медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт.
- Ну так сам иди.
- Да он меня не пускает.

Ведущий: Смотрим дальше, что еще есть в нашем коробе. А под номером 2 спрятаны пословицы. В Толковом словаре Даля можно прочитать, что пословица – краткое изречение, поучение, пословица – часть языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама. О себе она говорит: “Пословица не даром молвится”. Много разных пословиц о труде, о временах года, о дружбе, об уме и глупости, о пользе учения. Послушайте некоторые из них.

(Ученики читают пословицы, объясняют их смысл).

- Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
- Птица рада весне, а дитя – матери.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Друг познается в беде.
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
- У лодыря Егорки всегда найдутся отговорки.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Не место человека красит, а человек место.
- Люби ездить, люби возить.
- Отольют волку овечьи слёзки.

Ведущий: А теперь от пословиц перейдем к загадкам. Загадки – один из древнейших жанров русского фольклора. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а отгадка все равно с языка просится, стоит только внимательно прослушать загадку.

(Ученики загадывают загадки, гости отгадывают).

- Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).
- Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка).
- Зубов много, а ничего не ест. (Расческа или гребень).
- Посреди двора золотая голова. (Подсолнух).
- На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушапках. (Березки).
- Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
- Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река).
- Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).
- Живая живулечка на живом стульчике. (Грудной ребенок).
- В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца. (Крот).
- Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц).

Ведущий: А теперь пора и к играм перейти. В нашем коробе есть старинные русские игры. В них играли ваши прабабушки и прадедушки. Первая игра называется “Горелки”. Несколько веков она была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. Но прежде, чем играть, становитесь в круг, выберем водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка.

(Ученик считает).

    - Заяц белый, куда бегал?
    - В лес дубовый.
    - Что там делал?
    - Лыки драл.
    - Куда клал?
    - Под колоду?
    - Кто украл?
    - Родион.
    - Выйди вон.

(Проводятся русские народные игры “Горелки”, “Шли кони”).

Ведущий: Для проведения игры “ Горелки” образуем пары, станем вереницей. На два шага впереди стоит водящий. Ему нельзя оглядываться. Играющие хором говорят:

    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Стой подоле – гляди в поле.
    Едут там трубачи, да едят калачи.
    Погляди на небо – звезды горят,
    Журавли кричат – гу, гу, гу, убегу.
    Раз, два, не воронь,
    Беги, как огонь!

(Водящий смотрит вверх, как будто на небо, а в это время последняя пара разъединяется и один из пары бежит в одну вереницу детей, другой – в другую. Если водящий никого не поймал, то игра продолжается. Если поймает, то второй, оставшийся без пары, становится водящим, а за ним стоит новая пара).

Ведущий: А вот игра “ Шли кони”

(Дети становятся в круг и поют песенку).

    А шли кони по улице,
    Чем они попутаны?
    Золотым путом под копытом.
    Зайка идет, травку рвет –
    Что вырвет, то в пучок.

(Спев эту песенку, дети быстро приседают, кто не успел – присел последним, на того дети кричат: “Квач – бельмач, черные глаза!”)

Ведущий: Поиграли, а теперь можно продолжить знакомство с произведением фольклора. Что у нас еще есть в коробе? Это русская народная песня. Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдержать нужный ритм для работы. Да и работа

Продвигалась с песней веселей.

(Девочки вышивают, поют песню “ А я по лугу”, мальчики мотают клубки).

Ведущий: А в нашем коробе есть еще одно произведение фольклора – частушка. Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих, то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.

Выходи честной народ, частушки петь будем! Приложение 1

Хозяин: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать? (Раздаются сладости всем гостям).
Ведущий: Как вы уже догадались, мы достали из короба сказку.

(Инсценировка сказки “Золотое яичко” из серии “Старая сказка на новый лад”). Приложение 2

Ведущий: Вот и заканчивается наш праздник, закрыт чудесный короб. Но вы в любую минуту можете открыть его. Некоторые из этих поговорок, загадок вы запомнили и потом расскажите, споете, загадаете – и вот снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до на из глубины веков.

А сейчас давайте прощаться с хозяевами.

1 ученик: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!
2 ученик: Большого здоровья!
3 ученик: С новым вас урожаем!
4 ученик: Большого вам приплода у скотины!
5 ученик: С хорошими блинами!
6 ученик: На новое вам лето!
7 ученик: На красное вам лето!

8 ученик:

    Куда конь хвостом,
    Туда и жито кустом!

9 ученик:

    Куда коза рогом,
    Туда и сено стогом!

Все: Где труд, там и счастье!

(Праздник завершается чаепитием).


Скачать приложение 1: http://doc.support.shpors.ru/2013/07/Преданья старины глубокой_приложение1_(support.shpors.ru).pdf
Скачать приложение 2: http://doc.support.shpors.ru/2013/07/Преданья старины глубокой_приложение2_(support.shpors.ru).pdf
Лучшая бесплатная программа для .PDF файлов - Foxit PDF Reader

Дементьева Елена Афанасьевна, учитель начальных классов

МОУ "Заречная ООШ", Республика Саха




{SL_links}

Вернуться назад