Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Жизнь на суше Жизнь на суше21 октября 2008. Разместил: lessons |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мультимедийный проект по информатике и географии Проектная деятельность создает условия для ненасильственного привлечения учащихся к процессу учебной деятельности, формирует процесс творческого поиска, что способствует повышению учебной мотивации, личностной мотивации, способствует развитию самооценки, самокоррекции, самовоспитанию. Мы предлагаем создание мультимедийного проекта по предмету "География" на тему "Жизнь на суше". На эту тему отводится 6 часов, используется учебник "География. 6-й класс: Мир Земли" под редакцией авторского коллектива: В.А. Кошевой, И.В. Душина, А.А. Летягина, А.А. Лобжанидзе. Сегодня много говорится и пишется о методе проектов, так как это — потребность общества, которое, ощутив некую свободу, сразу отреагировало на изменение в личностных ценностях человека. Действительно, ныне, когда перед каждым выпускником встает проблема поиска своего места в конкурентной внешней среде, востребованы иные качества личности, нежели те, что формирует традиционная школа, основанная на догматической парадигме и жестком руководстве организационных и учебно-воспитательных процессов. Педагогическая практика уже на протяжении столетий ищет согласие между формально-функциональной составляющей обучения, построенной на ведущей роли учителя в предоставлении готовых знаний, которые закрепляются в большей степени за счет эксплуатации памяти, и школой, развивающей, нацеленной на свободу, характеризующуюся правом выбора, самостоятельностью, неформальным общением, самовыражением и высшей человеческой потребностью (по мотивационной теории А. Маслоу) в самореализации. Во многом вышеизложенным задачам и отвечает популярный сегодня метод проектов, возникший еще в начале прошлого столетия в США. Само понятие "проект” заимствовано из латинского языка и имеет в буквальном переводе яркую смысловую окраску: "брошенный вперед”. Анализируя историю его появления, ведущий раздела "Этимологический словарь” в журнале "Лицейское и гимназическое образова-ние” А. Михайловский указывает, что корни этого понятия можно найти в еще более ранней эпохе, в древнегреческой культуре, где оно означает "помеху, препятствие, задачу, вопрос”. "Взаимопринадлежность их — отмечает А. Михайловский, — очевидна: помеха на пути идущего человека имеет вызывающий характер, заставляет остановиться, задуматься и принять какие-то меры. Как в жизни, так и в мысли препятствие на пути как бы "провоцирует”, пробуждает скрытые силы”. Проект — это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д. Какова же методика работы над проектом? Здесь важна определенная последовательность. Первым шагом должно стать включение ребенка в данную систему деятельности. Это может быть рассказ учителя, посещение мероприятий, где защищают свои проекты старшеклассники. Дети должны понять, что именно требуется от их авторства — это поиск проблемы; создание качественно нового продукта, получение результата. Это проверка себя на самоорга-низованность, самодисциплину; на уровень творчества и неординарного мышления; на умение строить отношения с другими людьми, убеждать, отстаивать свои решения, позиционировать. Следующая стадия — это выбор проблемы. Пожалуй, это самый сложный и самый важный момент, так как нельзя рекомендовать детям проблему в готовом виде. Учитель может направить мысль ребенка в нужном направлении самостоятельного поиска, подсказать источники информации. Важно учить "спотыкаться”, "цепляться” за проблему, вопрос. Далее стоит уточнить именно предмет исследования, который, как правило, отражен в теме проекта и находит свое звучание в ключевом слове заголовка. Очень важен момент осмысления значимости, объема и уровня нерешенности задач, который можно определить как сбор информации В момент определения цели проекта школьнику обязательно нужна консультация, собеседование с научным руководителем, чтобы более реально построить свою работу Далее следует этап разработки гипотезы. Гипотеза — это научное предположение, допущение, которое автор проекта будет проверять, подтверждать или иногда опровергать. Разработка собственного варианта решения проблемы. Здесь происходит систематизация полученного материала, на основе которого предлагается обоснование, модель, вариант, программа решения исследуемой проблемы. План реализации дальнейших действий, решений. Завершение работы — это оформление материалов проекта в единый логический труд. С этим набором можно выходить на защиту. К ней надо готовиться, так как она всегда регламентирована по времени. Вот мы и подошли, как мне кажется, к одной из основных мыслей этой статьи. Чтобы состоялась проектная деятельность учащихся, необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Проектная деятельность создает условия ненасильственного привлечения учащихся к процессу учебной деятельности, формирует процесс творческого поиска, что способствует повышению учебной мотивации, личностной мотивации, способствует развитию самооценки, самокоррекции, самовоспитанию. Мы предлагаем создание мультимедийного проекта по предмету география на тему "Жизнь на суше”. На эту тему отводится 6 часов, используется учебник География: 6 класс: "Мир Земли”, под редакцией авторского коллектива: В.А. Кошевой, И.В. Душина, А.А.Летягин, А.А. Лобжанидзе. Итак, при создании проекта желательно соблюдать определенную последовательность этапов работы:
Тема: Жизнь на сушеЦели первого урока:
Оборудование: карта природных зон мира, дополнительная литература, карточки с заданиями Ход урока
Цели второго урока:
Оборудование:
Ход урока
Цели третьего урока:
Оборудование:
Цели четвертого и пятого уроков:
Оборудование: проектор с экраном, компьютеры, офисное программное обеспечение, диски с презентациями Ход уроков
Цели шестого урока: Провести обобщающее повторение и проверку знаний материала по разделу "Жизнь на суше” Оборудование: Тест Ход урока
Рассохина Светлана Григорьевна, учитель информатики Вернуться назад |