Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении23 октября 2008. Разместил: lessons |
||||||||||||||||||||
Конспект урока Урок построен в системе "Развивающего обучения" Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - В.В. Репкина. На уроке выявляется уровень сформированности умений по данной теме самими учащимися. Учащиеся через выполнение ряда заданий контролируют следующие умения и навыки: умение находить в тексте сложные бессоюзные предложения, устанавливать смысловые связи между частями сложного предложения, правильно расставлять знаки препинания, определять стилистические функции бессоюзных предложений. Дидактический материал к уроку заслуживает особого внимания: он полностью подобран из произведений А.С. Пушкина. На уроке также звучат тексты классиков русской литературы о красоте и богатстве русского литературного языка. Цель урока: диагностика освоения способов действия – постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Дидактические задачи: выявление уровня освоения постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, правильного интонирования и определения стилистической функции предложений; проверка овладения действиями контроля и оценки при анализе выполняемых работ. Воспитательные задачи урока: прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать. Развивающая: создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме. Ожидаемые результаты: создание условий для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником. . Ход урока. В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю Пушкин кажется понятным, как в кристально Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня на уроке вы будете контролировать знания, умения и способы действия при постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, то есть оценивать самих себя. Результаты своей работы вы фиксируете в “Оценочном листе” (“Листок” прилагается). Обратите внимание на эпиграфы. Это означает, что на протяжении всего урока вы будете работать, обращаясь, к творчеству основоположника русского языка – А.С. Пушкина. - Какие знания, умения и способы действия вы должны проконтролировать? (выявление смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, пунктуационные навыки и речевое умение). Н.В.Гоголь справедливо заметил: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нём, как будто в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он явится через двести лет. В нём русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт. Они так просто возвышенны, так ярки, так пламенны, так сладострастны и вместе так детски чисты. (Выразительно читает наизусть заранее подготовленный ученик). Сегодня на уроке мы будем учиться постигать тайны русского языка, используя словарь А. С. Пушкина. Проверьте, как вы знаете слова пушкинской эпохи (один ученик работает у доски: пишет слова под диктовку, объясняет их значение, подчёркивает орфограммы). Задание 1. Боливар (широкая модная шляпа ), асессор (средний гражданский чин), брегет (часы), галлицизм (оборот речи, составленный по образцу французского языка), пращ (снаряд для метания камней), котильон (танец, которым заканчивается бал), пилигрим (странник, путешественник), витийство (красноречие), страсбургский пирог (паштет из гусиной печёнки ). (Учащиеся сами могут продолжить список). Задание 2.Прочитайте предложения с нужной интонацией. Выявите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, поставьте знаки препинания, обоснуйте их. Назовите произведения А.С.Пушкина, из которых взяты данные предложения. 1. Мрачно было 2. Я знаю в вашем сердце есть 3. То видит он 4. Вперил Онегин зоркий взгляд 5 .Он пьёт все пьют и все кричат 6. В красавиц он уж не влюблялся 7. Полки ряды свои сомкнули 8. Учись мой сын наука сокращает 9.Тут был на эпиграммы падкий 10. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали Учитель: Какие случаи постановки знаков препинания вам не встретились? Учащиеся: Не встретились случаи, где двоеточие ставится, если во втором предложении есть указания на причину того, о чём говорится в первом, тире в случае противопоставления, во втором предложении содержится вывод или следствие из того, о чём говорится в первом, а также тире в неполных предложениях. Учитель: Дополните примерами из домашнего задания.
- За мной гнались – я духом не смутился - И дерзостью неволи избежал. (противопоставление ) - Желания кипят – я снова счастлив, молод. (вывод, следствие ) Учитель: А теперь оцените свои умения. (В “Диагностическом листе” учащиеся оценивают себя). Задание 3: письмо по памяти: продолжите стихотворение А. С. Пушкина “Осень”. Унылая пора! Очей очарованье! - Какой знак вы поставите в бессоюзном сложном предложении? Записи в тетрадях:
Выход на проблемную ситуацию: причинно-следственная связь – можно ставить либо двоеточие, либо тире. Одно и то же предложение понято учащимися по-разному. - Как поступать в подобных ситуациях? Учитель: в настоящее время в подобных примерах предпочтение отдаётся тире, что не наблюдалось во времена А.С.Пушкина. Задание 3. На доске записаны предложения: 1. Вот утро: встали все давно, 2. Но день протёк, и нет ответа. 3. Делать было нечего: 4. Напрасно мне кудесники сулят Учитель: Проанализируйте смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Укажите, какой знак препинания вы поставили бы в соответствии с современными правилами пунктуации. Учащиеся: В первом и третьем предложениях – причинно-следственная связь, можно вставить союз “поэтому”, следовательно, здесь нужно поставить тире; во втором предложении части противопоставлены друг другу, значит, между частями сложного предложения тоже ставится тире; согласно современной пунктуации, в четвёртом предложении нужно поставить двоеточие, так как второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (можно вставить союз “потому что”). Группа ребят в классе готовили специальное задание: они исследовали, какими знаками препинания чаще всего пользовался А. С. Пушкин. Послушаем их. Ученик: Прочитав ряд произведений поэта, мы пришли к выводу, что А. С. Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой с запятой, реже – двоеточием и совсем редко – тире. В древнерусских текстах, например, в “Слове о полку Игореве”, отсутствуют многие знаки препинания. В “Энциклопедии юного филолога” мы прочитали, что в одиннадцатом веке первыми пунктуационными знаками стали точка и двоеточие, в шестнадцатом – точка с запятой, в четырнадцатом веке появилась запятая, в пятнадцатом – точка с запятой, в шестнадцатом – вопросительный знак, в восемнадцатом – восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие; тире одним из первых употребил Н.М.Карамзин Учитель: Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы можно было выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение. Они, по словам К.Паустовского, “как нотные знаки: твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. Задание 4. Учитель: Легко ли читать текст без знаков препинания? Убедитесь в этом сами. Перед вами на карточках напечатан текст. Прочитайте его, расставьте недостающие знаки препинания, определите стиль текста, тему и основную мысль. Обоснуйте своё мнение. Не забудьте оценить себя. Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею. Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов истинных ценителей русского языка звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка. Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования. - Проанализируйте в тексте орфографию и пунктуацию. Как вы думаете, что появилось раньше, знаки препинания или пунктуационные правила? (знаки препинания). Учитель: - Сейчас я вам предложу интересное задание на дом, и затем мы подведём итоги урока. Один из современных исследователей творчества А. С. Пушкина В. Непомнящий в статье “Точка с запятой” говорит о необходимости восстановить пушкинскую пунктуацию в первой строфе романа “Евгений Онегин”. Первая глава вышла в свет в 1825 году. Текст был напечатан так:
Стало быть, в первой и второй строке – законченная мысль: мой дядя самых честных правил, когда он заболел всерьёз. Когда? А что такое здесь “Когда”? Всегда ли оно в поэзии связано со временем? Сравните: “ Когда б надежду я имела ”… Значит слово “когда” в пушкинское время, да и вообще в поэзии употреблялось в значении “если”. Так что же думает молодой повеса? ( -Мой дядя – человек очень порядочный, если он заболел всерьёз). - Кого характеризует первая фраза – дядю или Онегина? ( Онегина: отношение героя к родственникам и другим людям ).Как видите, в первой части и даже строке содержится проблема; но это по-настоящему понятно, если…если в конце второй строки стоит точка с запятой, вынуждающая нас читать “когда” как “если”. Дома вы выполнтите интересную творческую работу – напишете сочинение-миниатюру на тему: Что изменится в понимании текста, если вторую запятую заменить точкой с запятой? Подведение итогов урока. Рефлексия. - Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднение? Над чем надо ещё поработать? Кто владеет всеми умениями на высоком уровне? На среднем? На низком? Вам ясно, над чем надо поработать дома? Подберите самостоятельно дидактический материал по теме: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, отрефлексируйте способы действия, которые у вас недостаточно хорошо отработаны. Дополнительный дидактический материал (для учителя ).
ПРИЛОЖЕНИЕ. Оценочный лист.
Акулинина Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Гимназия № 1", г. Кирово-Чепецк, Кировская обл.
Вернуться назад |