Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Конспект урока
Урок построен в системе "Развивающего обучения" Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - В.В. Репкина. На уроке выявляется уровень сформированности умений по данной теме самими учащимися. Учащиеся через выполнение ряда заданий контролируют следующие умения и навыки: умение находить в тексте сложные бессоюзные предложения, устанавливать смысловые связи между частями сложного предложения, правильно расставлять знаки препинания, определять стилистические функции бессоюзных предложений. Дидактический материал к уроку заслуживает особого внимания: он полностью подобран из произведений А.С. Пушкина. На уроке также звучат тексты классиков русской литературы о красоте и богатстве русского литературного языка.
Цель урока: диагностика освоения способов действия – постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Дидактические задачи: выявление уровня освоения постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, правильного интонирования и определения стилистической функции предложений; проверка овладения действиями контроля и оценки при анализе выполняемых работ.
Воспитательные задачи урока: прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать.
Развивающая: создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.
Ожидаемые результаты: создание условий для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.
. Ход урока.
В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю
Жизнь надобно учиться своему, природному.
Вольтер
Пушкин кажется понятным, как в кристально
прозрачной воде кажется близким дно на
безмерной глубине.
В. Брюсов
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке вы будете контролировать знания, умения и способы действия при постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, то есть оценивать самих себя. Результаты своей работы вы фиксируете в “Оценочном листе”
(“Листок” прилагается). Обратите внимание на эпиграфы. Это означает, что на протяжении всего урока вы будете работать, обращаясь, к творчеству основоположника русского языка – А.С. Пушкина.
- Какие знания, умения и способы действия вы должны проконтролировать?
(выявление смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, пунктуационные навыки и речевое умение).
Н.В.Гоголь справедливо заметил: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нём, как будто в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он явится через двести лет. В нём русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт. Они так просто возвышенны, так ярки, так пламенны, так сладострастны и вместе так детски чисты. (Выразительно читает наизусть заранее подготовленный ученик).
Сегодня на уроке мы будем учиться постигать тайны русского языка, используя словарь А. С. Пушкина. Проверьте, как вы знаете слова пушкинской эпохи (один ученик работает у доски: пишет слова под диктовку, объясняет их значение, подчёркивает орфограммы).
Задание 1. Боливар (широкая модная шляпа ), асессор (средний гражданский чин), брегет (часы), галлицизм (оборот речи, составленный по образцу французского языка), пращ (снаряд для метания камней), котильон (танец, которым заканчивается бал), пилигрим (странник, путешественник), витийство (красноречие), страсбургский пирог (паштет из гусиной печёнки ). (Учащиеся сами могут продолжить список).
Задание 2.Прочитайте предложения с нужной интонацией. Выявите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, поставьте знаки препинания, обоснуйте их. Назовите произведения А.С.Пушкина, из которых взяты данные предложения.
1. Мрачно было
Дождь капал ветер выл уныло
2. Я знаю в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь
3. То видит он
На талом снеге
Недвижим юноша лежит
4. Вперил Онегин зоркий взгляд
Где где смятенье состраданье
5 .Он пьёт все пьют и все кричат
6. В красавиц он уж не влюблялся
А волочился как-нибудь
Откажут мигом утешался
Изменят рад был отдохнуть
7. Полки ряды свои сомкнули
В кустах рассыплись стрелки
Катятся ядра свищут пули
Нависли хладные штыки
8. Учись мой сын наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни
9.Тут был на эпиграммы падкий
На всё сердитый господин
На чай хозяйский слишком сладкий
На плоскость дам на тон мужчин (предложение-ловушка: простое по своей структуре)
10. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали
Учитель: Какие случаи постановки знаков препинания вам не встретились?
Учащиеся: Не встретились случаи, где двоеточие ставится, если во втором предложении есть указания на причину того, о чём говорится в первом, тире в случае противопоставления, во втором предложении содержится вывод или следствие из того, о чём говорится в первом, а также тире в неполных предложениях.
Учитель: Дополните примерами из домашнего задания.
Она темнеющих очей не поднимает:
Пышет бурно
В ней страстный жар.
Теперь моя пора: я не люблю весны. (указание на причину)
- За мной гнались – я духом не смутился
- И дерзостью неволи избежал. (противопоставление )
- Желания кипят – я снова счастлив, молод. (вывод, следствие )
Учитель: А теперь оцените свои умения. (В “Диагностическом листе” учащиеся оценивают себя).
Задание 3: письмо по памяти: продолжите стихотворение А. С. Пушкина “Осень”.
Унылая пора! Очей очарованье!
- Какой знак вы поставите в бессоюзном сложном предложении?
Записи в тетрадях:
Приятна мне твоя прощальная краса: ( - )
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Выход на проблемную ситуацию: причинно-следственная связь – можно ставить либо двоеточие, либо тире. Одно и то же предложение понято учащимися по-разному.
- Как поступать в подобных ситуациях?
Учитель: в настоящее время в подобных примерах предпочтение отдаётся тире, что не наблюдалось во времена А.С.Пушкина.
Задание 3.
На доске записаны предложения:
1. Вот утро: встали все давно,
Моей Татьяне всё равно
2. Но день протёк, и нет ответа.
Другой настал: всё нет, как нет.
3. Делать было нечего:
Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец.
4. Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной –
Ни власть, ни жизнь меня не веселят.
Учитель:
Проанализируйте смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Укажите, какой знак препинания вы поставили бы в соответствии с современными правилами пунктуации.
Учащиеся:
В первом и третьем предложениях – причинно-следственная связь, можно вставить союз “поэтому”, следовательно, здесь нужно поставить тире; во втором предложении части противопоставлены друг другу, значит, между частями сложного предложения тоже ставится тире; согласно современной пунктуации, в четвёртом предложении нужно поставить двоеточие, так как второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (можно вставить союз “потому что”).
Группа ребят в классе готовили специальное задание: они исследовали, какими знаками препинания чаще всего пользовался А. С. Пушкин. Послушаем их.
Ученик:
Прочитав ряд произведений поэта, мы пришли к выводу, что А. С. Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой с запятой, реже – двоеточием и совсем редко – тире. В древнерусских текстах, например, в “Слове о полку Игореве”, отсутствуют многие знаки препинания. В “Энциклопедии юного филолога” мы прочитали, что в одиннадцатом веке первыми пунктуационными знаками стали точка и двоеточие, в шестнадцатом – точка с запятой, в четырнадцатом веке появилась запятая, в пятнадцатом – точка с запятой, в шестнадцатом – вопросительный знак, в восемнадцатом – восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие; тире одним из первых употребил Н.М.Карамзин
Учитель:
Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы можно было выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение. Они, по словам К.Паустовского, “как нотные знаки: твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Задание 4.
Учитель:
Легко ли читать текст без знаков препинания? Убедитесь в этом сами. Перед вами на карточках напечатан текст. Прочитайте его, расставьте недостающие знаки препинания, определите стиль текста, тему и основную мысль. Обоснуйте своё мнение. Не забудьте оценить себя.
Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею.
Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов истинных ценителей русского языка звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка.
Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования.
- Проанализируйте в тексте орфографию и пунктуацию. Как вы думаете, что появилось раньше, знаки препинания или пунктуационные правила? (знаки препинания).
Учитель:
- Сейчас я вам предложу интересное задание на дом, и затем мы подведём итоги урока.
Один из современных исследователей творчества А. С. Пушкина В. Непомнящий в статье “Точка с запятой” говорит о необходимости восстановить пушкинскую пунктуацию в первой строфе романа “Евгений Онегин”. Первая глава вышла в свет в 1825 году. Текст был напечатан так:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог(;),
Он уважать себя заставил…
Стало быть, в первой и второй строке – законченная мысль: мой дядя самых честных правил, когда он заболел всерьёз. Когда? А что такое здесь “Когда”? Всегда ли оно в поэзии связано со временем?
Сравните: “ Когда б надежду я имела ”…
“ Когда б вы знали, как ужасно ”…
“ Когда Борис хитрить не перестанет, давай народ искусно волновать ”.
Значит слово “когда” в пушкинское время, да и вообще в поэзии употреблялось в значении “если”.
Так что же думает молодой повеса? ( -Мой дядя – человек очень порядочный, если он заболел всерьёз).
- Кого характеризует первая фраза – дядю или Онегина? ( Онегина: отношение героя к родственникам и другим людям ).Как видите, в первой части и даже строке содержится проблема; но это по-настоящему понятно, если…если в конце второй строки стоит точка с запятой, вынуждающая нас читать “когда” как “если”.
Дома вы выполнтите интересную творческую работу – напишете сочинение-миниатюру на тему: Что изменится в понимании текста, если вторую запятую заменить точкой с запятой?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднение? Над чем надо ещё поработать?
Кто владеет всеми умениями на высоком уровне? На среднем? На низком?
Вам ясно, над чем надо поработать дома? Подберите самостоятельно дидактический материал по теме: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, отрефлексируйте способы действия, которые у вас недостаточно хорошо отработаны.
Дополнительный дидактический материал (для учителя ).
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее – слава богу –
Того, о ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?
Всё мёртво; рощицы молчат,
Беседки пусты; на стремнинах,
Вдоль берегов ручья, в долинах –
Нигде Людмилы следу нет,
И ухо ничего не внемлет.
Внезапно князя хлад объемлет,
В его очах темнеет свет.
В то время был ещё жених
Её супруг, но поневоле она вздыхала о другом,
Который сердцем и умом ей нравился
Ей нравился гораздо боле:
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Оценочный лист.
Задания. |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
№1 Знание словаря пушкинской эпохи. |
|||
№2 Выявление смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. |
|||
№3 Письмо по памяти, расстановка знаков препинания. |
|||
№4 Анализ художественного текста, установление смысловых связей, расстановка знаков препинания. |
,