Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ... НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ...10 апреля 2007. Разместил: lessons |
|
Сцена I Звучит романс М. Звездинского «Сгорая, плачут свечи...» Ведущий: На той планете, где враждуют ветры, Сегодня мы проводим необычный урок. Урок-бал. Сегодня мы прощаемся с героями романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Но прежде чем закрыть книгу, давайте еще раз перелистаем ее страницы. От северного инея Сцена II Инсценировка «Сватовство Курагина к Марье Болконской» (т. 1ч. 3 гл. 5) Старый князь Николай Андреич Болконский сидит за столом. Входит княжна Марья, подходит к отцу; стоит перед ним, опустив глаза. Князь: Мне сделали пропозицию насчет вас. Вы, я думаю, догадались, что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам. Княжна: Как мне вас понимать, топ рёге? Князь (сердито): Как понимать! Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?! А я у тебя спрашиваю. 'Княжна (почти шепотом): Я не знаю, как вы, топ рёге. К н я з ь: Я? я? что ж я-то? меня-то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? Вот это желательно знать (пристально смотрит на дочь). Княжна (опустив голову): Я желаю только одного — исполнить вашу волю, но ежели бы мое желание нужно было выразить... Князь (перебивает): И прекрасно! (Кричит.) Он тебя возьмет с приданым да кстати захватит mademoiselle Bourienne. Та будет женой, а ты... Княжна готова плакать; князь встает из-за стола. Князь: Ну, ну, шучу, шучу. Помни одно, княжна: я держусь тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить. К н я ж н а: Да я не знаю... топ рёге. Князь: Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать... Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай. Княжна, шатаясь, выходит. Князь ходит взад-вперед. Князь (кричит вдогонку дочери): Да или нет, да или нет, да или нет! Уходит, сердито кричит. Сцена III Учащийся читает страницы романа из сцены «Сватовство Курагина к Марье Болконской» от слов «Судьба ее решилась...» до слов «Я пойду к отцу, — сказала она и вышла». Ведущий (читает стихотворениеС. Острового): И. Фонякова): Говорите о любви любимым! Сцена IV Инсценировка «Предложение Денисова» Картина 1 Графиня Ростова сидит в кресле, неторопливо обмахивается веером. Взволнованная Наташа бросается к матери. Наташа: Мама!.. Мама!., он мне сделал... Графиня: Что сделал? Наташа: Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! Графиня: Наташа, полно, глупости! Наташа (сердито): Ну вот, глупости! Я вам дело го ворю. Я пришла спросить, что делать, а вы говорите: «Глу пости». Графиня (пожимает плечами): Ежели правда, что Наташа (обиженно и серьезно): Нет, он не дурак. Графиня (смеется): Ну, так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи замуж, — с Богом! Наташа: Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть, не влюблена в него. Графиня: Ну так так и скажи ему. Наташа: Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата? (Ласкается к матери.) Наташа: Нет, я сама, только вы научите. Вам все легко. А коли бы вы видели, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел сказать; да уж нечаянно сказал. Графиня: Ну, все-таки надо отказать. Наташа: Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый! Графиня (насмешливо): Ну, так прими предложение. И то, пора замуж идти. Наташа: Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу. Графиня (возмущенно): Да тебе и нечего говорить, я сама скажу. Наташа: Нет, ни за что, я сама, а вы идите слушайте у двери. (Убегает; графиня идет следом.) Картина 2 На стуле, закрыв лицо руками, сидит Денисов. Когда появляется Денисов: Натали, решайте мою судьбу. Она в ваших руках! Наташа: Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный... Но не надо... это... а так я вас всегда буду любить. Денисов нагнулся над ее рукою. В это время поспешно входит графиня. Графиня (смущенно): Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа. Денисов fc опущенными глазами): Г'афиня... Наташа начала громко всхлипывать. Денисов: Г'афиня, я виноват перед вами, но знайте, что я так боготворю вашу дочь и все ваше семейство, что две жизни отдам... Ну прощайте, г'афиня... (Целует руку графини и, не взглянув на Наташу, решительным шагом выходит из комнаты.) Ведущий: Без ошибок не прожить на свете, «Место для поединка было выбрано шагах в восьмидесяти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом... Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали...» Сцена V (т. II ч. 1 гл.5) Д о л о х о в стоит против Пьера, недалеко от них их секунданты: Д о л о х о в: Ну, начинайте! Денисов вышел на середину между ними. Денисов: Так как противники отказались от пг'ими-г'ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову тг'и начинать сходиться. Г'...аз! Два! Тг'и!.. Денисов отошел в сторону. Пьер и Долохов начали сходить- при слове «три» быстро идет вперед, вытянув правую руку, и первым Пьер готов броситься к нему на помощь. Долохов: К барьеру! (Стал целиться в Пьера.) Пьер грустно смотрит на Долохов а. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. Долохов (стреляет в Пьера): Мимо! Пьер (идет в противоположную сторону, схватившись за голову): Глупо... глупо! Смерть... ложь... (Его догоняет Несвицкий, и они оба уходят.) Ростов (наклоняясь к Долохову): Ну, что? Как ты чувствуешь себя? Долохов: Скверно! Но не в этом дело... Друг мой... Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет... Ростов: Кто? Долохов: Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать... (Плачет, сжимая руку Ростова.) Ростов с Денисовым уносят раненого Долохов а. Ведущий: Сущность жизни Наташи — любовь. Она полна чистым и светлым счастьем — счастьем жить на земле, среди хороших людей. Эпизод «В гостях у дядюшки» особенно отчетливо выявляет любимую мысль писателя, воплощенную в образе его любимой героини: в человеке прекрасно неосознанное, органическое единение с людьми, потребность любить и быть любимым. Эта потребность определяет весь жизненный путь Наташи. Песня дядюшки пробудила в ее душе что-то главное, исконное, родное, о чем она, быть может, не знала и не думала и что живо проявилось в ее пляске. Ученица читает наизусть отрывок «Пляска Наташи». В гостях у дядюшки Звучит русская народная песня «Калинка». Наташа танцует. ' Ведущий: Мужество не приходит само по себе, оно воспитывается любовью к матери, Родине, женщине — ко всему, что необходимо защищать даже ценой своей жизни. Любовь и верность — первооснова всех прекрасных человеческих качеств. Все начинается с любви, а утвержда-ется верностью... «Чтобы жить честно, надо рваться, ny-таться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять н чинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, спокойствие — душевная подлость». Помните, Кутузов на-) звал дорогу Андрея Болконского «дорогой чести»? Княз^ Андрей «всеми силами души всегда искал одного: бьп вполне хорошим». Крушение Тулона Болконского на аус-| терлицком поле — это победа князя над самим собой, чем же размышляет Андрей Болконский, лежа на аустер-j лицком поле? Ученик читает наизусть отрывок «Небо Аустерлица». Ведущий: Нравственное возрождение князя начина-| Сцена VII Наташа и Соня у окна. Девушки поют музыкальную фразу. Соня отходит от окна. Соня ворчит. Наташа: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. (Соня подходит к окну.) Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так! Соня: Полно, ты упадешь! Теперь спать. Ведь второй час. Наташа: Ах, ты ведь только все портишь мне. Ну, иди, иди... (Соня уходит; пауза.) Ах, Боже мой! Боже мой! Что ж это такое! Спать, так спать! Наташа уходит за Соней. Ведущий: По дороге в Отрадное князь Андрей дважды встречает в лесу старый дуб, который помогает ему осмыслить его нынешнее душевное состояние. Ученица читает наизусть отрывок «Старый дуб». Ведущий: Устроена жизнь так трудно, Ведь, может быть, пропадешь! Поверь, что один мальчишка Вчера тебя звал «Наташкой!» Сегодня он понимает, Что где-то ты все же лжешь... Сцена VIII Инсценировка «Разговор Сони с Наташей перед побегом Наташа спит на диване. На столе подле нее лежит открытое письмо Соня (сама себе): Как я не видала ничего? Как могло это зайти так далеко? Неужели она разлюбила князя Андрея? И как могла она допустить до этого Курагина? Он обманщик и злодей, это ясно. Не может быть, чтоб она любила его!.. Она не может этого сделать! Вытирает слезы и подходит к Наташе. Наташа просыпается. Н а т а ш а: А, вернулась? (Обнимает Соню; замечает, что письмо лежит на другом месте.) Соня, ты прочла письмо?] Соня: Да. Наташа (восторженно): Нет, Соня, я не могу боль- С о н я: А Болконский? Наташа: Ах, Соня, ах, коли бы ты могла знать, как я счастлива! Ты не знаешь, что такое любовь... Соня: Но, Наташа, неужели то все кончено? Что ж, ты отказываешь князю Андрею? Н а т а ш а ('с досадой): Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай... Соня: Нет, я не могу этому верить... Я не понимаю. Как же ты целый год любила одного человека и вдруг... Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шутишь. В три дня забыть все и так... Наташа: Три дня... Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Да и не любила никого так, как его. Ты этого не можешь понять, Соня, постой, садись тут... (Наташа усаживает Соню и целует ее.) Мне говорили, что это бывает, и ты, верно, слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? С о н я: Но ты подумай, что ты делаешь, я не могу этого так оставить. Эти тайные письма... (С отвращением.) Как ты могла его допустить до этого? Наташа: Я тебе говорила, что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю! Соня (со слезами): Так я не допущу до этого, я расскажу... Н а т а ш а (со страхом): Что ты, ради Бога... Ежели ты расскажешь, ты мой враг. Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтобы нас разлучили... С о н я: Но что было между вами? Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом? Наташа (помолчав): Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня... Ты помнишь, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла... Соня: Но зачем эти тайны? Отчего же он не ездит в дом? Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу... Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины? Наташа (удивленно): Какие причины, не знаю. Но, стало быть, есть причины!.. Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? Соня: Любит ли он тебя? Наташа: Любит ли? Ведь ты прочла письмо, ты видела его? Наташа: Он — неблагородный человек? Коли бы ты знала! Соня: Если он благородный человек, то должен объявить свое намерение... (Решительно.) Я напишу ему и скажу папа. Наташа (кричит): Да я жить не могу без него! Соня: Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas. Наташа: Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? (Злобно кричит.) Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь. Соня рыдает и выбегает из комнаты. Наташа садится к столу и быстро пишет. Затем кладет письмо в конверт и выходит. Любовь меня великому учила, Вот и подошла к концу последняя встреча с героями Толстого. Нет, не последняя! Наши мысли, наши сердца постоянно будут возвращаться к писателю и к его героям, к неувядающим страницам вечно молодого романа. Разве можно быть равнодушным к первому балу Наташи Ростовой? Нет. В жизни каждого человека должен быть первый Сцена IX Полукругом стоят девушки в бальных платьях, среди них Н а т а ш а. В противоположном краю — князь Андрей, Пьер и несколько молодых людей. Звучит мелодия — «Вальс при свечах» (музыка О. Фельдмана, слова А. Вознесенского). Пьер (князю Андрею): Вы всегда танцуете. Тут есть моя Пьер указывает. Князь Андрей первый приглашает Наташу, они танцуют вальс. Затем молодые люди приглашают остальных девушек. Все танцуют. Свечи гасятся. После вальса выходят все выступавшие и поют романс Б. Окуджавы «Давайте восклицать...».
Вернуться назад |