Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Сцена I
Звучит романс М. Звездинского «Сгорая, плачут свечи...»
(магнитофонная запись). Зажигаются свечи.
Ведущий:
На той планете, где враждуют ветры,
В том городе, где возникают сказки,
В той книге, что когда-нибудь раскроют
С восторгом изумленные потомки
И памятник воздвигнут каждой букве,
Трех девушек, трех ласточек я встретил,
Прекрасных, как созвездие Цефея,
Столь разных, друг на друга непохожих,
Как непохожи счастье и разлука,
Мечта и горе, нежность и неверность-
Сегодня мы проводим необычный урок. Урок-бал. Сегодня мы прощаемся с героями романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Но прежде чем закрыть книгу, давайте еще раз перелистаем ее страницы.
От северного инея
Все звезды стали синие,
Все сказки стали разные,
А у семи ветров
И самая морозная,
И самая серьезная,
И самая прекрасная,
Ты верила в любовь.
Ах, маленькая девочка,
Ведь верить было не во что.
Ужасное предательство,
Мне не хватает слов!
Сцена II
Инсценировка «Сватовство Курагина к Марье Болконской» (т. 1ч. 3 гл. 5)
Старый князь Николай Андреич Болконский сидит за столом. Входит княжна Марья, подходит к отцу; стоит перед ним, опустив глаза.
Князь: Мне сделали пропозицию насчет вас. Вы, я думаю, догадались, что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам.
Княжна: Как мне вас понимать, топ рёге?
Князь (сердито): Как понимать! Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?! А я у тебя спрашиваю.
'Княжна (почти шепотом): Я не знаю, как вы, топ рёге.
К н я з ь: Я? я? что ж я-то? меня-то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? Вот это желательно знать (пристально смотрит на дочь).
Княжна (опустив голову): Я желаю только одного — исполнить вашу волю, но ежели бы мое желание нужно было выразить...
Князь (перебивает): И прекрасно! (Кричит.) Он тебя возьмет с приданым да кстати захватит mademoiselle Bourienne. Та будет женой, а ты...
Княжна готова плакать; князь встает из-за стола.
Князь: Ну, ну, шучу, шучу. Помни одно, княжна: я держусь тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить.
К н я ж н а: Да я не знаю... топ рёге.
Князь: Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать... Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай.
Княжна, шатаясь, выходит. Князь ходит взад-вперед.
Князь (кричит вдогонку дочери): Да или нет, да или нет, да или нет!
Уходит, сердито кричит.
Сцена III
Учащийся читает страницы романа из сцены «Сватовство Курагина к Марье Болконской» от слов «Судьба ее решилась...» до слов «Я пойду к отцу, — сказала она и вышла».
Ведущий (читает стихотворениеС. Острового):
А любовь — это что такое?
Днем и ночью не знать покоя?
Загораться легко, как порох?
Отзываться на каждый шорох?
Быть колодцем в сухой пустыне?
Никогда не солгать святыне?
Сохранить свою верность дому,
Все до капли отдать другому.
До слезинки. До самой малой.
До кровинки. До самой алой.
Не таясь. Не боясь. Открыто.
Вот где золото душ зарыто!
Ученица (читает отрывок из стихотворения
И. Фонякова):
Говорите о любви любимым!
Говорите чаще. Каждый день.
Не сдаваясь мелочным обидам,
Отрываясь от важнейших дел.
Говорите! Слышите, мужчины?
Сцена IV
Инсценировка «Предложение Денисова»
(т. II ч. 1 гл. 16)
Картина 1
Графиня Ростова сидит в кресле, неторопливо обмахивается веером. Взволнованная Наташа бросается к матери.
Наташа: Мама!.. Мама!., он мне сделал...
Графиня: Что сделал?
Наташа: Сделал, сделал предложение. Мама! Мама!
Графиня: Наташа, полно, глупости!
Наташа (сердито): Ну вот, глупости! Я вам дело го ворю. Я пришла спросить, что делать, а вы говорите: «Глу пости».
Графиня (пожимает плечами): Ежели правда, что
мосье Денисов сделал тебе предложение, хотя это смеш
но, то скажи ему, что он дурак, вот и все.
Наташа (обиженно и серьезно): Нет, он не дурак.
Графиня (смеется): Ну, так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи замуж, — с Богом!
Наташа: Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть, не влюблена в него.
Графиня: Ну так так и скажи ему.
Наташа: Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата? (Ласкается к матери.)
Графиня (улыбаясь): Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему.
Наташа: Нет, я сама, только вы научите. Вам все легко. А коли бы вы видели, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел сказать; да уж нечаянно сказал.
Графиня: Ну, все-таки надо отказать.
Наташа: Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый!
Графиня (насмешливо): Ну, так прими предложение. И то, пора замуж идти.
Наташа: Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
Графиня (возмущенно): Да тебе и нечего говорить, я сама скажу.
Наташа: Нет, ни за что, я сама, а вы идите слушайте у двери. (Убегает; графиня идет следом.)
Картина 2
На стуле, закрыв лицо руками, сидит Денисов. Когда появляется
Наташа, он вскакивает и быстро подходит к ней.
Денисов: Натали, решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
Наташа: Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный... Но не надо... это... а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою. В это время поспешно входит
графиня.
Графиня (смущенно): Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
Денисов fc опущенными глазами): Г'афиня...
Наташа начала громко всхлипывать.
Денисов: Г'афиня, я виноват перед вами, но знайте, что я так боготворю вашу дочь и все ваше семейство,
что две жизни отдам... Ну прощайте, г'афиня... (Целует руку графини и, не взглянув на Наташу, решительным шагом выходит из комнаты.)
Ведущий:
Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тиши,
Только б шли ошибки эти
Не от бедности — от щедрости души.
Не беда, что тянешься ко многому,
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
«Место для поединка было выбрано шагах в восьмидесяти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом... Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали...»
Сцена V
Инсценировка «Дуэль Пьера и Долохова»
(т. II ч. 1 гл.5)
Д о л о х о в стоит против Пьера, недалеко от них их секунданты:
Ростов и Несвицкий. ЗдесьжеиДенисов.
Д о л о х о в: Ну, начинайте!
Пьер (улыбаясь): Что ж...
Денисов вышел на середину между ними.
Денисов: Так как противники отказались от пг'ими-г'ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову тг'и начинать сходиться. Г'...аз! Два! Тг'и!..
Денисов отошел в сторону. Пьер и Долохов начали сходить-
ся. Д о л о х о в идет медленно, взглядываясь в лицо Пьера. Пьер
при слове «три» быстро идет вперед, вытянув правую руку, и первым
стреляет. Долохов хватается за левый бок и падает. К нему подбе-
гает Ростов, что-то говорит ему.
Пьер готов броситься к нему на помощь.
Долохов: К барьеру! (Стал целиться в Пьера.)
Несвицкий (Пьеру): Боком, закройтесь пистолетом.
Денисов (Пьеру): Закройтесь!
Пьер грустно смотрит на Долохов а. Денисов, Ростов и
Несвицкий зажмурились.
Долохов (стреляет в Пьера): Мимо!
Пьер (идет в противоположную сторону, схватившись за голову): Глупо... глупо! Смерть... ложь... (Его догоняет Несвицкий, и они оба уходят.)
Ростов (наклоняясь к Долохову): Ну, что? Как ты чувствуешь себя?
Долохов: Скверно! Но не в этом дело... Друг мой... Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...
Ростов: Кто?
Долохов: Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать... (Плачет, сжимая руку Ростова.)
Ростов с Денисовым уносят раненого Долохов а.
Ведущий: Сущность жизни Наташи — любовь. Она полна чистым и светлым счастьем — счастьем жить на земле, среди хороших людей. Эпизод «В гостях у дядюшки» особенно отчетливо выявляет любимую мысль писателя, воплощенную в образе его любимой героини: в человеке прекрасно неосознанное, органическое единение с людьми, потребность любить и быть любимым. Эта потребность определяет весь жизненный путь Наташи. Песня дядюшки пробудила в ее душе что-то главное, исконное, родное, о чем она, быть может, не знала и не думала и что живо проявилось в ее пляске.
Ученица читает наизусть отрывок «Пляска Наташи».
Ведущий: Мужество не приходит само по себе, оно воспитывается любовью к матери, Родине, женщине — ко всему, что необходимо защищать даже ценой своей жизни. Любовь и верность — первооснова всех прекрасных человеческих качеств. Все начинается с любви, а утвержда-ется верностью... «Чтобы жить честно, надо рваться, ny-таться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять н чинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, спокойствие — душевная подлость». Помните, Кутузов на-) звал дорогу Андрея Болконского «дорогой чести»? Княз^ Андрей «всеми силами души всегда искал одного: бьп вполне хорошим». Крушение Тулона Болконского на аус-| терлицком поле — это победа князя над самим собой, чем же размышляет Андрей Болконский, лежа на аустер-j лицком поле?
Ученик читает наизусть отрывок «Небо Аустерлица».
Ведущий: Нравственное возрождение князя начина-|
ется после встречи с Наташей Ростовой в Отрадном.
Сцена VII
Инсценировка «Ночь в Отрадном» (т. II ч. 3 гл. 2)
Наташа и Соня у окна.
Наташа: Только еще один раз...
С о н я: Да когда же ты спать будешь?
Наташа: Я не буду, я не могу спать, что ж мне де-
лать? Ну, последний раз...
Девушки поют музыкальную фразу.
Соня: Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
Соня отходит от окна.
Наташа: Ты спи, а я не могу... (Любуется видом из окна.) Соня! Соня! Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня... Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня ворчит.
Наташа: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. (Соня подходит к окну.) Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
Соня: Полно, ты упадешь! Теперь спать. Ведь второй час.
Наташа: Ах, ты ведь только все портишь мне. Ну, иди, иди... (Соня уходит; пауза.) Ах, Боже мой! Боже мой! Что ж это такое! Спать, так спать!
Наташа уходит за Соней.
Ведущий: По дороге в Отрадное князь Андрей дважды встречает в лесу старый дуб, который помогает ему осмыслить его нынешнее душевное состояние.
Ученица читает наизусть отрывок «Старый дуб».
Ведущий:
Устроена жизнь так трудно,
Устроена жизнь так сложно,
Что кажется многим юным
Домиком из песка.
Я девушек знаю много,
Но ты для меня как ребус,
Тебя разгадать пытаюсь
И не могу никак.
А людям не верить — горько,
А очень поверить — страшно,
Да, очень поверить — страшно,
Ведь, может быть, пропадешь!
Сцена VIII
Инсценировка «Разговор Сони с Наташей перед побегом
Наташи с Анатолем Курагиным» (т. II ч. 5 гл. 15)
Наташа спит на диване. На столе подле нее лежит открытое письмо
Анатоля Курагина. Входит Соня, берет письмо и читает его, погля-
дывая на спящую Наташу. Затем садится в кресло и плачет.
Соня (сама себе): Как я не видала ничего? Как могло это зайти так далеко? Неужели она разлюбила князя Андрея? И как могла она допустить до этого Курагина? Он обманщик и злодей, это ясно. Не может быть, чтоб она любила его!.. Она не может этого сделать!
Вытирает слезы и подходит к Наташе.
Соня: Наташа!
Наташа просыпается.
Н а т а ш а: А, вернулась? (Обнимает Соню; замечает, что письмо лежит на другом месте.) Соня, ты прочла письмо?]
Соня: Да.
Наташа (восторженно): Нет, Соня, я не могу боль-
ше! Я не могу скрывать больше от тебя! Ты знаешь,
любим друг друга!.. Соня, голубушка, он пишет... Соня...
С о н я: А Болконский?
Наташа: Ах, Соня, ах, коли бы ты могла знать, как я счастлива! Ты не знаешь, что такое любовь...
Соня: Но, Наташа, неужели то все кончено? Что ж, ты отказываешь князю Андрею?
Н а т а ш а ('с досадой): Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай...
Соня: Нет, я не могу этому верить... Я не понимаю. Как же ты целый год любила одного человека и вдруг...
Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шутишь. В три дня забыть все и так...
Наташа: Три дня... Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Да и не любила никого так, как его. Ты этого не можешь понять, Соня, постой, садись тут... (Наташа усаживает Соню и целует ее.) Мне говорили, что это бывает, и ты, верно, слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня?
С о н я: Но ты подумай, что ты делаешь, я не могу этого так оставить. Эти тайные письма... (С отвращением.) Как ты могла его допустить до этого?
Наташа: Я тебе говорила, что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю!
Соня (со слезами): Так я не допущу до этого, я расскажу...
Н а т а ш а (со страхом): Что ты, ради Бога... Ежели ты расскажешь, ты мой враг. Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтобы нас разлучили...
С о н я: Но что было между вами? Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом?
Наташа (помолчав): Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня... Ты помнишь, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла...
Соня: Но зачем эти тайны? Отчего же он не ездит в дом? Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу... Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины?
Наташа (удивленно): Какие причины, не знаю. Но, стало быть, есть причины!.. Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли?
Соня: Любит ли он тебя?
Наташа: Любит ли? Ведь ты прочла письмо, ты видела его?
Наташа: Он — неблагородный человек? Коли бы ты знала!
Соня: Если он благородный человек, то должен объявить свое намерение... (Решительно.) Я напишу ему и скажу папа.
Наташа (кричит): Да я жить не могу без него!
Соня: Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas.
Наташа: Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? (Злобно кричит.) Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь.
Соня рыдает и выбегает из комнаты. Наташа садится к столу и быстро пишет. Затем кладет письмо в конверт и выходит.
Ведущий (читает стихотворение С. Острового):
Любовь меня великому учила,
Прошла со мной почти весь белый свет.
По морю шла — и ног не замочила.
Шла по огню — не почернела. Нет.
Она была то радостью, то болью.
То маленькой бывала. То большой.
То раны мне солила ржавой солью.
То все прощала с легкою душой.
Любовь... Любовь... А что это такое —
Любовь? Но только правду мне ответь:
Чего в ней больше — слез или покоя?
И что с ней делать — плакать или петь?
Вот и подошла к концу последняя встреча с героями Толстого. Нет, не последняя! Наши мысли, наши сердца постоянно будут возвращаться к писателю и к его героям, к неувядающим страницам вечно молодого романа. Разве можно быть равнодушным к первому балу Наташи Ростовой? Нет. В жизни каждого человека должен быть первый
бал, первая любовь и счастье. Помните?
«Надо жить, надо любить, надо верить...»
Сцена IX
Инсценировка «Первый бал Наташи» (т. II ч. 3 гл. 16)
Полукругом стоят девушки в бальных платьях, среди них
Н а т а ш а. В противоположном краю — князь Андрей, Пьер и
несколько молодых людей. Звучит мелодия — «Вальс при
свечах» (музыка О. Фельдмана, слова А. Вознесенского).
Пьер (князю Андрею): Вы всегда танцуете. Тут есть моя
протеже, Ростова молодая, пригласите ее.
Андрей: Где?
Пьер указывает. Князь Андрей первый приглашает Наташу, они танцуют вальс. Затем молодые люди приглашают остальных девушек. Все танцуют. Свечи гасятся. После вальса выходят все выступавшие и поют романс Б. Окуджавы «Давайте восклицать...».
Сколотнева Л.Е. |
,