{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Образование > Моя любимая игрушка
{LF_links}

Моя любимая игрушка


27 октября 2008. Разместил: lessons

Сочинение-описание в 5-м классе

Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения); отработать элементы композиции сочинения; составить словари опорных слов; познакомить с историей русской игрушки; вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.


Форма урока: театрализованное представление

Оборудование:

  • Запись на доске вспомогательных материалов к уроку;
  • Грамзапись;
  • Русские народные игрушки.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

  • Сегодня, ребята, на уроке мы должны будем с вами приготовиться к сочинению-описанию “Моя любимая игрушка”.
  • – Откройте тетради, запишите тему урока.
  • Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были и у нас взрослых. Ведь игрушка от слова играть – забавляться, развлекаться, резвиться, проводить время в каком-либо занятии, служащем для отдыха.
  • Кто тот человек, кто создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы.
  • Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.
  • – А не можете ли вы мне сказать, а в какие же игрушки играли наши предки?
  • Хорошо, знаете, в какие игрушки играли раньше на Руси. А ведь интересно узнать, а как их создали, какова их история?

3. Грамзапись.

“Ой, кто-то скачет к нам на лошади”

Входят девочки с подносами, на которых русские игрушки. Они рассказывают об этих игрушках.

4.

Учитель:

Заходите, гости дорогие. С чем вы к нам пожаловали? Ах, с игрушками!

Положите и расскажите нам о них, а мы послушаем да поудивляемся.

5. Рассказ учащихся про игрушки:

Матрёшку, свистульки, Ваньку-встаньку.

6.

Учитель:

  • Интересно вам было слушать? А что это вы ещё привезли? Что это за расписные кони? Красивые? А выполнены они в стиле хохломской росписи. Что это за хохломское искусство вы познакомитесь на уроках рисования.
  • Спасибо гости дорогие. Игрушки ваши нам понравились. Можете ли вы их нам оставить? Спасибо. До свидания.
  • А теперь давайте посмотрим, в какие игрушки играют современные дети. Достаньте игрушки, расскажите мне о ваших любимцах.

7. Рассказы детей об игрушках.

  • (Откуда взялась игрушка, как она выглядит, почему вы её любите, как играете с ней).
  • Вот эти то игрушки нам предстоит с вами описать и оформить в альбом.

8.

Учитель:

  • – Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (разговорный, художественный, научный)
  • – В каком стиле мы будем описывать наши игрушки? (в художественном)
  • – А какие типы речи вы знаете? (рассуждение, описание, повествование).
  • – Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)
  • – Какова композиция описания?
  • – общее впечатление
  • – описание деталей
  • – оценка

9.

Учитель:

  • Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная мысль. Да – любимая. ( т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).
  • – А в каком стиле должно быть выдержано описание? (в художественном)
  • Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
  • Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25 см., высота – 20см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.
  • Соответствует ли данный текст нашей теме? (нет, здесь идёт речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение).
  • А если про эту же зверушку написать так: (текст на доске и на партах; см. приложение).
  • – В каком стиле дано описание? (художественном).
  • – Докажите, что данный текст описание? (в этом тексте есть “данное” – назван предмет, есть новое – признаки предмета, отвечает на вопрос какой? , потребовалась бы одна фотография).
  • Найдите композиционные части. ( общее впечатление, описание деталей, оценка) – на доске.
  • В каких словах выражается авторское отношение к игрушке, как можно понять, что это любимая игрушка?
  • А можно ли повествование совместить с описанием? Какова будет композиция такого сочинения?
  • Завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка.(на доске).
  • В чём может состоять завязка, развитие действия? (как появилась игрушка).
  • А можно сочинение начать сразу с кульминации? (т.е. с описания).
  • Да, можно. Эта игрушка меня сразу очаровала, как только я её увидела. (на доске).
  • А как вы понимаете: очаровала, очаровательный? (обаятельный, пленительный).
  • Каков корень слова, как его нужно написать?

10. Словарный диктант:

  • Пластмассовая, металлическое, прекрасное, чудесное, занимательное, удивительное, механическое, увлекательное, забавное, симпатичное, интересное, автоматическое, заводное.
  • Выделите слова нейтральный и те, которые несут оценку.
  • Каждому слову, ребята, в тексте нужно будет найти своё место, иначе потеряется его значение и красота.

11. Предупредим речевые ошибки.

Текст. Прочитайте текст №1. Какие ошибки совершил автор текста №1, №2.

12. Итог.

Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.

13. Написание сочинения.


Алейникова Галина Павловна, учитель русского языка
МОУ "Тунгусовская Средняя общеобразовательная школа", с. Тунгусово, Томская обл.



{SL_links}

Вернуться назад