{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Учимся спорить
{LF_links}

Учимся спорить


29 октября 2008. Разместил: lessons

Программа элективного курса к урокам литературы

В основе курса лежит технология развития критического мышления, которая наряду с развитием других способностей (умение анализировать и оценивать свою и чужую деятельность, быть толерантным и внимательным по отношению к другим людям и т.д.), является оптимальным средством развития коммуникативных способностей.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В начале третьего тысячелетия наше государство переживает важный этап своего развития, оно переходит в новое своё качество, в постиндустриальную цивилизацию. Основополагающим отличием этой цивилизации является её человечность: всё строится вокруг человека, ради человека и исходя из возможностей и идеалов человека. Это невиданные прежде условия для проявления личностных возможностей человека.

Законодательно закреплено (Закон РФ «Об образовании»), что процесс обучения и воспитания в России осуществляется в интересах личности. Образование рассматривается как процесс развития личности, способной к самоопределению, самоорганизации, самореализации. Решение вышеуказанной задачи невозможно без формирования коммуникативных способностей, так как они являются составной частью указанных качеств личности.

Жизнь в современных условиях, требующих воспитания человека, способного сделать свой выбор, иметь и отстаивать свое мнение, понимать и принимать точку зрения другого человека, уметь общаться с людьми в ситуациях, для которых необходимо умение работать с перенасыщенными информацией текстами, делает школе социальный заказ именно на такого человека. Выполнение этого заказа невозможно без пересмотра методик работы в школе. Формирование социально активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектном развитии двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной» компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

«Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, иметь адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения было нарушено, то оно будет неэффективным. (Леонтьев А.А.)

Исходя из вышесказанного (социальный заказ, нормативные документы), был разработан данный спецкурс

Курс базируется на современных подходах к обучению в школе: личностно-ориентированном, проблемном.

В основе методики курса лежит технология развития критического мышления, которая наряду с развитием других способностей (умения анализировать и оценивать свою и чужую деятельность, быть толерантным и внимательным по отношению к другим людям и т.д.), является оптимальным средством развития коммуникативных способностей.

Под критическим мышлением понимается мышление анализирующее, оценивающее, проблематизирующее (Ильясов И.) Его чертами является открытость новым идеям, постоянное стремление к поиску, уверенность в том, что собственные выводы могут быть несвободны от ошибок, уважение к оппоненту, толерантность, анализ и оценка своей деятельности и позиций собеседника.

Основным методом данного курса является дискуссия как один из приемов вышеуказанной технологии.

Особое внимание уделяется умению формулировать свою точку зрения, защищать и отстаивать её, умению соглашаться и находить общие точки мнения, соблюдая нормы культуры речевого поведения.

В результате применения дискуссии на уроках и во внеурочной деятельности

-происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта;
-формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;
-обогащается эмоциональный опыт;
-расширяется граница восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению за счет несовпадения мнений;
-ребёнок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни;
-ребёнок может сопоставить своё «Я» с другими (самодиагностика)

Целью данного курса является развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельных коммуникативно-мотивационных высказываний и навыков оперирования информационным содержанием прочитанных и прослушанных текстов в целях реальной коммуникации.

Задачами курса являются:

-систематизация и обобщение имеющихся знаний, знакомство с базовыми понятиями дискуссии, её структуры, нормами поведения во время дискуссии
-знакомство с различными видами вопросов и ответов, умение задавать вопросы и отвечать на них
-умение слушать собеседника, анализировать его речь, делать выводы
-умение извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты-рассуждения

Теоретическую основу курса составляют следующие понятия:

- Коммуникация, коммуникативные роли
- Дискуссия, структура дискуссии, виды дискуссии
- Культура речевого поведения

Основная форма организации занятий - практическая работа учащихся на основе лекции-беседы. Кроме этого, самостоятельная работа учащихся по поиску необходимой информации, работа со словарями, научной и художественной литературой, выработка алгоритмов деятельности.

К концу курса учащиеся должны знать правила проведения дискуссии, обладать теоретическими знаниями для проведения и участия в дискуссии, уметь слушать, анализировать и оценивать свою и чужую речь, знать и соблюдать нормы речевого поведения и, конечно, самое главное - уметь высказывать свою точку зрения и отстаивать её.

Дискуссия может быть использована на любом уроке или во внеурочной деятельности при возникновении проблемного вопроса и существовании разных мнений на его счет.

Курс рассчитан на 26 часов, теории 8 часов, практики 18 часов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Речевая коммуникация.

Речь. Основные функции речевой коммуникации.

Учимся спорить.

Спор. Виды спора. Дебаты. Их структура. Дискуссия.

Дискуссия.

Понятие дискуссии. Исторические сведения. Структура. Роли и позиции. Тема дискуссии. Ведущий и участники. Оппоненты, их права и обязанности. Критерии оценивания.

Учимся формулировать точку зрения.

Точка зрения. Тезис и антитезис. Противоговорения.

Учимся задавать вопросы.

Вопрос. Виды вопросов.

Учимся отвечать.

Ответ. Виды ответов.

Учимся защищать свою точку зрения.

Рассуждение. Тезис. Аргументы и факты. Вывод. Оценивание.

Учимся договариваться.

Согласование. Снятие противоговорений. Поиск компромисса. Поиск своей точки зрения в общем пространстве.

Культура речи и поведения.

Творческий практикум. Проведение дискуссии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА УРОКА Количество часов теории Количество часов практики
Речевая коммуникация. Речь. Виды речевой коммуникации. 1  
Учимся спорить. Спор. Виды спора. 1 1
Дебаты. Структура. 1 1
Дискуссия. Понятие дискуссии. Из истории. Структура. Тема. Роли и позиции. Ведущий и участники. Оппоненты, их права и обязанности. Критик, понимающий, автор. 1 4
Учимся формулировать свою точку зрения. Тезис и антитезис. Противоговорения.   1
Учимся задавать вопросы. Виды вопросов. 1 1
Учимся отвечать. Ответ. Виды ответов. 1 1
Учимся защищать свою точку зрения. Рассуждение. Тезис. Аргументы и факты. Вывод. Оценивание и анализ. 1 2
Учимся договариваться. Согласование. Снятие противоговорений. Поиск компромисса. Поиск своей точки зрения в общем пространстве.   1
Культура речи и поведения. 1 1
Творческий практикум. Проведение и участие в дискуссии.   5

ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРАКТИКУМОВ (примерные)

Социально-общественные:

Единая школьная форма: нужна ли она в школе.
Справедлива ли ваша школа.
Вредные привычки: модно или опасно.
Можно ли целоваться в 14 лет
Школьное самоуправление: сможет ли оно изменить школу

Предметные (литературные):

«Печорин: «мерзавец» или «добрый малый»
«Дон Кихот: безумец или герой»
«Тарас Бульба: герой или убийца»
«Петр Гринев: герой или безумец»

Маттео Фальконе: Убийца или человек чести.


Александрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ "Комплекс "Гармония" с углубленным изучением иностранных языков", г. Великий Новгород



{SL_links}

Вернуться назад