mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    29
    окт
    Учимся спорить
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Программа элективного курса к урокам литературы

    В основе курса лежит технология развития критического мышления, которая наряду с развитием других способностей (умение анализировать и оценивать свою и чужую деятельность, быть толерантным и внимательным по отношению к другим людям и т.д.), является оптимальным средством развития коммуникативных способностей.


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В начале третьего тысячелетия наше государство переживает важный этап своего развития, оно переходит в новое своё качество, в постиндустриальную цивилизацию. Основополагающим отличием этой цивилизации является её человечность: всё строится вокруг человека, ради человека и исходя из возможностей и идеалов человека. Это невиданные прежде условия для проявления личностных возможностей человека.

    Законодательно закреплено (Закон РФ «Об образовании»), что процесс обучения и воспитания в России осуществляется в интересах личности. Образование рассматривается как процесс развития личности, способной к самоопределению, самоорганизации, самореализации. Решение вышеуказанной задачи невозможно без формирования коммуникативных способностей, так как они являются составной частью указанных качеств личности.

    Жизнь в современных условиях, требующих воспитания человека, способного сделать свой выбор, иметь и отстаивать свое мнение, понимать и принимать точку зрения другого человека, уметь общаться с людьми в ситуациях, для которых необходимо умение работать с перенасыщенными информацией текстами, делает школе социальный заказ именно на такого человека. Выполнение этого заказа невозможно без пересмотра методик работы в школе. Формирование социально активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектном развитии двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной» компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

    «Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, иметь адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения было нарушено, то оно будет неэффективным. (Леонтьев А.А.)

    Исходя из вышесказанного (социальный заказ, нормативные документы), был разработан данный спецкурс

    Курс базируется на современных подходах к обучению в школе: личностно-ориентированном, проблемном.

    В основе методики курса лежит технология развития критического мышления, которая наряду с развитием других способностей (умения анализировать и оценивать свою и чужую деятельность, быть толерантным и внимательным по отношению к другим людям и т.д.), является оптимальным средством развития коммуникативных способностей.

    Под критическим мышлением понимается мышление анализирующее, оценивающее, проблематизирующее (Ильясов И.) Его чертами является открытость новым идеям, постоянное стремление к поиску, уверенность в том, что собственные выводы могут быть несвободны от ошибок, уважение к оппоненту, толерантность, анализ и оценка своей деятельности и позиций собеседника.

    Основным методом данного курса является дискуссия как один из приемов вышеуказанной технологии.

    Особое внимание уделяется умению формулировать свою точку зрения, защищать и отстаивать её, умению соглашаться и находить общие точки мнения, соблюдая нормы культуры речевого поведения.

    В результате применения дискуссии на уроках и во внеурочной деятельности

    -происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта;
    -формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;
    -обогащается эмоциональный опыт;
    -расширяется граница восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению за счет несовпадения мнений;
    -ребёнок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни;
    -ребёнок может сопоставить своё «Я» с другими (самодиагностика)

    Целью данного курса является развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельных коммуникативно-мотивационных высказываний и навыков оперирования информационным содержанием прочитанных и прослушанных текстов в целях реальной коммуникации.

    Задачами курса являются:

    -систематизация и обобщение имеющихся знаний, знакомство с базовыми понятиями дискуссии, её структуры, нормами поведения во время дискуссии
    -знакомство с различными видами вопросов и ответов, умение задавать вопросы и отвечать на них
    -умение слушать собеседника, анализировать его речь, делать выводы
    -умение извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты-рассуждения

    Теоретическую основу курса составляют следующие понятия:

    - Коммуникация, коммуникативные роли
    - Дискуссия, структура дискуссии, виды дискуссии
    - Культура речевого поведения

    Основная форма организации занятий - практическая работа учащихся на основе лекции-беседы. Кроме этого, самостоятельная работа учащихся по поиску необходимой информации, работа со словарями, научной и художественной литературой, выработка алгоритмов деятельности.

    К концу курса учащиеся должны знать правила проведения дискуссии, обладать теоретическими знаниями для проведения и участия в дискуссии, уметь слушать, анализировать и оценивать свою и чужую речь, знать и соблюдать нормы речевого поведения и, конечно, самое главное - уметь высказывать свою точку зрения и отстаивать её.

    Дискуссия может быть использована на любом уроке или во внеурочной деятельности при возникновении проблемного вопроса и существовании разных мнений на его счет.

    Курс рассчитан на 26 часов, теории 8 часов, практики 18 часов.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

    Речевая коммуникация.

    Речь. Основные функции речевой коммуникации.

    Учимся спорить.

    Спор. Виды спора. Дебаты. Их структура. Дискуссия.

    Дискуссия.

    Понятие дискуссии. Исторические сведения. Структура. Роли и позиции. Тема дискуссии. Ведущий и участники. Оппоненты, их права и обязанности. Критерии оценивания.

    Учимся формулировать точку зрения.

    Точка зрения. Тезис и антитезис. Противоговорения.

    Учимся задавать вопросы.

    Вопрос. Виды вопросов.

    Учимся отвечать.

    Ответ. Виды ответов.

    Учимся защищать свою точку зрения.

    Рассуждение. Тезис. Аргументы и факты. Вывод. Оценивание.

    Учимся договариваться.

    Согласование. Снятие противоговорений. Поиск компромисса. Поиск своей точки зрения в общем пространстве.

    Культура речи и поведения.

    Творческий практикум. Проведение дискуссии.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    ТЕМА УРОКА Количество часов теории Количество часов практики
    Речевая коммуникация. Речь. Виды речевой коммуникации. 1  
    Учимся спорить. Спор. Виды спора. 1 1
    Дебаты. Структура. 1 1
    Дискуссия. Понятие дискуссии. Из истории. Структура. Тема. Роли и позиции. Ведущий и участники. Оппоненты, их права и обязанности. Критик, понимающий, автор. 1 4
    Учимся формулировать свою точку зрения. Тезис и антитезис. Противоговорения.   1
    Учимся задавать вопросы. Виды вопросов. 1 1
    Учимся отвечать. Ответ. Виды ответов. 1 1
    Учимся защищать свою точку зрения. Рассуждение. Тезис. Аргументы и факты. Вывод. Оценивание и анализ. 1 2
    Учимся договариваться. Согласование. Снятие противоговорений. Поиск компромисса. Поиск своей точки зрения в общем пространстве.   1
    Культура речи и поведения. 1 1
    Творческий практикум. Проведение и участие в дискуссии.   5

    ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРАКТИКУМОВ (примерные)

    Социально-общественные:

    Единая школьная форма: нужна ли она в школе.
    Справедлива ли ваша школа.
    Вредные привычки: модно или опасно.
    Можно ли целоваться в 14 лет
    Школьное самоуправление: сможет ли оно изменить школу

    Предметные (литературные):

    «Печорин: «мерзавец» или «добрый малый»
    «Дон Кихот: безумец или герой»
    «Тарас Бульба: герой или убийца»
    «Петр Гринев: герой или безумец»

    Маттео Фальконе: Убийца или человек чести.


    Александрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы
    МОУ СОШ "Комплекс "Гармония" с углубленным изучением иностранных языков", г. Великий Новгород


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4852
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.