Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Маланья – голова баранья… Маланья – голова баранья…29 октября 2008. Разместил: lessons |
||||||
Урок-исследование по сказке. Маланья – праведница земли Русской… 5-й класс Забота об одаренных детях сегодня - сохранение и приумножение духовного, интеллектуального и творческого потенциала страны завтра. Такое понимание актуальности проблемы нравственного воспитания маленького гражданина определяет особенности концепции развивающего обучения, которое направлено на развитие детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие особенностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. Цели урока:
Материалы к уроку:
Золотое правило:
Ход урока 1) Оформление доски
Открытия
2) Мотивизация, обзор По глубокому убеждению Н.С.Лескова, книги, предназначенные для детского чтения, должны не только занять внимание читателя, но и Дать доброе направление его мыслям. Это доброе направление писатель связывал с христианским учением, свято хранил в душе автор то, что вложил в нее когда-то его родной отец, стремящийся сформулировать в нем представление о главных нравственных ценностях человеческой жизни. Он написал сыну письмо-завет, желая передать весь свой жизненный опыт и идеалы:
Бог тебе в помощь! Следуя этим заповедям, писатель каждому читателю стремится дать духовную пищу на все времена. (Формулируем и записываем 1 открытие в тетрадях и на доске). Учитель: Вам понравилась история, которую вы прочитали? Как вы считаете, каков жанр этого произведения? Обоснуйте свое мнение. Учащиеся высказывают свое мнение, в итоге формулируют сообща проблему: можно ли главную героиню сказки назвать праведницей, почему? Выслушиваем, обмениваемся размышлениями, записываем первичные гипотезы, усиливаем проблемность звучания вопроса: Если Маланья – праведница, то как можно совместить сущность этого образа и то прозвище, которое ей дали люди? Слушаем ответы детей, выделяем два основных вопроса исследования:
3) Исследование в малых группах или путешествие в художественный мир сказки Н.С. Лескова «Маланья – голова баранья». Учащиеся делятся на творческие группы, каждая из которых получает индивидуальное задание (лист с рабочими материалами) и приступает к работе. 1. Чем близка, на ваш взгляд, сказка Н.С. Лескова народной и чем отличается? Сделать вывод об особенностях сказки Н.С. Лескова. 2. Как бы определили характер сказки? С помощью чего совершает Маланья свои добрые дела? В чем ее сила? 3. Какой волшебный эпизод связан с Маланьей, и какова ее роль в сказке? 4. Представить в виде схемы систему образов сказки. Чем необычны образы Живой Души, Живулечки, Смерти? 5. Язык писателя. Какие выражения в тексте сказки представляют собой мудрые изречения? Почему? 6. Что мы узнали о Ерашечке и Живулечке? Какова роль этих образов в сказке? Как, на ваш взгляд, звучал бы рассказ Живулечки и Еращечки об их жизни у Маланьи? Составить рассказ с элементами персонификации. 7. Рассказать о главной героине сказки. Понаблюдать за её речью, чем она отличается? Почему по – разному относятся к Маланье мужики, бабы и Живая Душа? Можно ли понять, читая сказку, отношение к Маланье автора? 8. Провести социологическое мини – исследование по вопросам:
4) Обмен информацией, а) представление учащимися результатов своей работы с текстом сказки, обсуждение с элементами дискуссии, формулирование выводов, оформление открытий. 5) Итог урока. Из ваших исследований, проведённых на уроке, мы можем с уверенностью сказать, что Маланья – посланник Бога на земле. Она указывает путь к спасению и преображению, воскрешению города мёртвых душ. Н. С. Лесков убеждён, что Бог есть начало добра! Следовательно, все, что желаете, чтобы делали для вас люди, то делайте им – в эту единую формулу вылились христианские заповеди, которым мудрый писатель учит своих читателей. 6) Домашнее задание. Составить Кодекс чести и достоинство, в основу которого, я думаю, вы определите слова и мысли, звучащие на уроке. Александрова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Гимназия № 1", г. Кумертау, Республика Башкортостан
Вернуться назад |