Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Урок-исследование по сказке. Маланья – праведница земли Русской… 5-й класс
Забота об одаренных детях сегодня - сохранение и приумножение духовного, интеллектуального и творческого потенциала страны завтра. Такое понимание актуальности проблемы нравственного воспитания маленького гражданина определяет особенности концепции развивающего обучения, которое направлено на развитие детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие особенностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя.
Цели урока:
Материалы к уроку:
Золотое правило:
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь!
Ход урока
1) Оформление доски
Маланья – праведница земли Русской…
У нас не переводились, да и не
переведутся праведные.
Н.С.Лесков
Открытия
2) Мотивизация, обзор
По глубокому убеждению Н.С.Лескова, книги, предназначенные для детского чтения, должны не только занять внимание читателя, но и
Дать доброе направление его мыслям. Это доброе направление писатель связывал с христианским учением, свято хранил в душе автор то, что вложил в нее когда-то его родной отец, стремящийся сформулировать в нем представление о главных нравственных ценностях человеческой жизни. Он написал сыну письмо-завет, желая передать весь свой жизненный опыт и идеалы:
1. Ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих.
2. Уважай от всей души твою мать до ее гроба.
3. Люби твоих ближних, никем не пренебрегай.
4. Более всего будь честным человеком, не превозносись в благоприятных и не упадай в противных обстоятельствах.
Бог тебе в помощь!
Следуя этим заповедям, писатель каждому читателю стремится
дать духовную пищу на все времена. (Формулируем и записываем 1 открытие в тетрадях и на доске).
Учитель: Вам понравилась история, которую вы прочитали? Как вы считаете, каков жанр этого произведения? Обоснуйте свое мнение.
Учащиеся высказывают свое мнение, в итоге формулируют сообща проблему: можно ли главную героиню сказки назвать праведницей, почему?
Выслушиваем, обмениваемся размышлениями, записываем первичные гипотезы, усиливаем проблемность звучания вопроса:
Если Маланья – праведница, то как можно совместить сущность этого образа и то прозвище, которое ей дали люди?
Слушаем ответы детей, выделяем два основных вопроса исследования:
Каково жанровое | В чем сущность и значение образа |
своеобразие сказки | Маланьи для постижений идеи |
сказки? |
3) Исследование в малых группах или путешествие в художественный мир сказки Н.С. Лескова «Маланья – голова баранья».
Учащиеся делятся на творческие группы, каждая из которых получает
индивидуальное задание (лист с рабочими материалами) и приступает к работе.
1. Чем близка, на ваш взгляд, сказка Н.С. Лескова народной и чем отличается? Сделать вывод об особенностях сказки Н.С. Лескова.
2. Как бы определили характер сказки? С помощью чего совершает Маланья свои добрые дела? В чем ее сила?
3. Какой волшебный эпизод связан с Маланьей, и какова ее роль в сказке?
4. Представить в виде схемы систему образов сказки. Чем необычны образы Живой Души, Живулечки, Смерти?
5. Язык писателя. Какие выражения в тексте сказки представляют собой мудрые изречения? Почему?
6. Что мы узнали о Ерашечке и Живулечке?
Какова роль этих образов в сказке? Как, на ваш взгляд, звучал бы рассказ Живулечки и Еращечки об их жизни у Маланьи? Составить рассказ с элементами персонификации.
7. Рассказать о главной героине сказки. Понаблюдать за её речью, чем она отличается? Почему по – разному относятся к Маланье мужики, бабы и Живая Душа? Можно ли понять, читая сказку, отношение к Маланье автора?
8. Провести социологическое мини – исследование по вопросам:
А) Нужна ли в жизни бескорыстная доброта?
Б) Что может возродить человека?
4) Обмен информацией,
а) представление учащимися результатов своей работы с текстом сказки, обсуждение с элементами дискуссии, формулирование выводов, оформление открытий.
5) Итог урока.
Из ваших исследований, проведённых на уроке, мы можем с уверенностью сказать, что Маланья – посланник Бога на земле. Она указывает путь к спасению и преображению, воскрешению города мёртвых душ. Н. С. Лесков убеждён, что Бог есть начало добра! Следовательно, все, что желаете, чтобы делали для вас люди, то делайте им – в эту единую формулу вылились христианские заповеди, которым мудрый писатель учит своих читателей.
6) Домашнее задание.
Составить Кодекс чести и достоинство, в основу которого, я думаю, вы определите слова и мысли, звучащие на уроке.
,