{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > События, которые подводят героя к преступлению
{LF_links}

События, которые подводят героя к преступлению


13 ноября 2008. Разместил: lessons

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла"

На уроке в 10-м классе, анализируя первую часть романа Ф.М. Достоевского, определяем события, которые подводят героя к преступлению.


По произведению Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание"

Анализ первой части

Цель:

  • Показать скрытый ход авторской мысли в связи с темой урока:
    • суровая правда жизни убеждает в оправданности преступления в мире зла;
    • позиция Достоевского-гуманиста в невозможности совершения преступления, человек всегда остается человеком, нельзя победить зло злом.

Оформление:

  • выставка книг, посвященная Достоевскому;
  • стенд, на котором предоставлен материал:
    • как работать над эпизодом;
    • темы сочинений по роману Достоевского “Преступление и наказание”;
    • высказывание Писарева № 1:
  • Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни. (Писарев Д.Н. Борьба за жизнь. В кн.: Ф.М. Достоевский в русской критике.М., 1956, с. 162)

  • изображение морды лошади;
  • на доске:
    – тема урока;
    – высказывание Писарева № 2.

Домашнее задание к уроку:

  1. Что мы узнаем о герое из 1 главы?
  2. Как нарисована Алена Ивановна?
  3. Анализ встречи Раскольникова с Мармеладовым.
  4. Какое впечатление производит письмо матери на Раскольникова?
  5. Как характеризует Раскольникова эпизод с девочкой на бульваре?
  6. Прочитать сон Раскольникова, дать ему объяснение.

I. Сообщение темы урока

Сегодняшний урок “Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основа авторской позиции в романе”

Я хочу начать со слов Дмитрия Ивановича Писарева (высказывание № 2):

“Переберем одну за другой все подробности обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать свое положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь; перечислим одно за другим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему; взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения, которые направляли в известную сторону течение его мыслей, и потом спросить себя оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора и в его ли власти было прийти к такому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба.” (Писарев Д.Н. Борьба за жизнь – в кн.: Ф.М.Достоевский в русской критике М.,1956, с. 173)

Эти слова намечают программу деятельности нашего урока.

II. Повторение пройденного

Вопросы:

Что мы узнаем о герое из 1 главы?

  1. Он беден – “Он был задавлен бедностью”.
    “Вышел из своей коморки” (шкаф, гроб).
    “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
  2. Состояние –
    “…он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию”.
    – он думает о деле, это, проба;
    – бормотал что-то про себя, привычка к монологам.
  3. Детали:
    – шляпа (“слишком приметная шляпа” – “запомнят ан и улика”);
    – “ровно семьсот тридцать” шагов от ворот его дома;
    – имел “безобразную мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще не верил”;
    – совершает какую-то пробу;
    – ему понравилось, что никого не встретил;
    – что съезжает немец, живущий на 4-м этаже.

Как нарисована Алена Ивановна?

  1. Портрет. “Это была крошечная, сухая старушонка, лет 60, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое, трепье, а на плечах – кацавейка”.
  2. Недоверчивость старухи.
  3. Описание комнаты. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности.

Какой вывод делает Раскольников после посещения Алены Ивановны.

  • “Боже! Как это все отвратительно! На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!”
  • “Чувство бесконечного отвращения достигло теперь такого размера и так ясно выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей.”
  • Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества…
    Но теперь его потянуло к людям.
    Раскольникова тянет к людям, он ищет общения. Это неслучайно. Дальше Достоевский проверяет его человечностью.

Что добавляет встреча с Мармеладовым к образу Родиона?

  • Мармеладов “накинулся на Раскольникова, точно целый месяц тоже ни с кем не говорил. “А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти”.
  • “Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели”.

Учителю обратить внимание учащихся на:

– витиеватый слог Мармеладова;
– его портрет;
– он называет себя свиньей, прирожденный скот (“глаз ее боюсь, плеча детского боюсь”…)

Вывод:

В речи Мармеладова звучит мысль о том, что в нищем никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть! Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.

Это человек, а в нем не хотят видеть человека!

При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова – боль за то, что его однажды выгнав из человеческого общества, уже больше никогда в него не допустят.

Перед нами оскорбленный человек, но сохранивший чувство собственного достоинства, глубоко осознавший свое падение, но не в силах ничего изменить.

Раскольникову хотелось помочь “Загреб сколько пришлось медных денег. И примерно положил на окошко. Потом уже на лестнице он одумался и хотел было воротиться”.

Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым?

  • “Ко всему-то подлец-человек привыкает!”
  • “Ну, а коли я соврал, – воскликнул он вдруг невольно, – коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть человеческий, то значит, что остальное все предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!…”

Какое впечатление производит письмо матери на героя?

  1. “Письмо дрожало в руках его!”, поднес его к губам, поцеловал...”
    “Он медлил: он даже как будто боялся чего-то”.
  2. “… ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все-вся надежда, упование наше!
  3. Письмо матери излечило его.
    “На Голгофу-то тяжело всходить.”
    “Дунечка многое может сносить и даже в самых кратких случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости:
    (Ей пришлось снести Свидригалова, а теперь Лужин)
    – но не для себя (“Дело ясное: для себя, Для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продаст!) Для милого, для обожаемого человека продаст!…за брата, за мать продаст!”
    Раскольников осознает, что Дуня совершает ту же жертву, что и Соня Мармеладова.
    “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!

К какому итогу приходит Родион?

“Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!”

“А что ты сделаешь? Чтоб этому не бывать, когда кончишь курс и место достанешь?”

“Через 10 лет. Да в 10-то лет мать успеет ослепнуть от косынок, а, пожалуй, что и от слез; от поста и исчахнет; а сестра?”

“Так мучал он себя и поддразнивал этими вопросами, даже с каким-то наслаждением. Впрочем, все эти вопросы были не новые, не внезапные, а старые, наболевшие, давнишние. Давно уже как они начали его терзать, и истерзали ему сердце.

Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого, фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения. Теперь же письмо матери вдруг как громом ударило в него.

Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…”

“Или отказаться от жизни совсем!”

Давнишняя мечта явилась теперь “в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде … Ему стукнуло в голову, и потемнело в глазах.”

Как характеризует Раскольникова эпизод на бульваре (с девочкой-подростком)?

Чистота и беззащитность, показанные в портрете обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который она вынуждена вести, поэтому Раскольникову страшно и жутко смотреть на такое явление. Он не проходит мимо, заставляет городового заняться судьбой девочки. Дает последние 20 копеек. Опять же наблюдаем непоследовательность в поведении Родиона. “Да пусть их переглотают друг друга живьем – мне-то чего? И как я смел отдать эти 20 копеек. Разве они мои?”

Вывод: Обстоятельства в романе складываются так, что у Раскольникова не остается выбора, они требуют от него немедленного решения”

III. Анализ сна Раскольникова

Итак, мы подошли к 5 главе, к страшному сну Раскольникова.

Достоевского, как психолога, любят соотносить с Фрейдом. Во снах, по Фрейду вытесняется порочное, страх. Сон смягчает страхи, помогает с ними примириться.

У Раскольникова сны не примиряют страхи, а выявляют комплексы. Они определяют будущее. В начале 5 главы мы читаем, что Раскольников “хотел было поворотить назад к дому, но домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало в это вот уже более месяца, и он пошел куда глаза глядят.”

Где оказывается Раскольников? Что он испытывает?

  • При каких обстоятельствах возникает сновидение в воспаленном мозгу Раскольникова?

– На островах.

– Нервная дрожь. Озноб. Прошел весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова.

“Зелень и свежесть сначала понравилась его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.

Но скоро и эти новые ощущения перешли в болезненные и раздражающие.

Особенно его занимали цветы; он на них всего дольше смотрел.

В полном изнеможении пал на траву и в ту же минуту заснул.

2. Родион Раскольников погружается в мир своего детства. Каким открывается перед нами душевный мир 7-летнего ребенка?

  • Картина, представившаяся герою, поначалу, маскируется” под обыденную и реальную.
  • “Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в памяти.
  • Своеобразный настрой на волну лирических воспоминаний.
  • Родион Романович погружается в мир своего детства.
    • Он испытывает “неприятнейшее впечатление и даже страх”, проходя с отцом мимо городского кабака “весь дрожит “ из доносящихся из него звуков и вида “малящих кругом пьяных и страшных рож”.
    • Подчеркивается деталь “черная дорога”.
    • Родион с душевной теплотой вспоминает бедную маленькую городскую церковь “с зеленым куполом и старинные в ней образа”, “старого священника с дрожащей головой “кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом.
    • Трогательное благоговение перед “маленькой могилкой меньшого братца”, умершего шести месяцев, которого он совсем не знал и не мог помнить.

После этого начинается вторая часть видения Раскольникова, которая также обладает своей собственной фантастикой.

1 вариант

(Учитель зачитывает 2 часть сна в сокращении.)

2 вариант

Какие события происходят в эпизоде?

В городском кабаке происходит гулянье.

Описанные события происходят в “праздничный день, под вечер, а “толпа всякого сброду занимается тем же, чем и всегда, – горланит песни, пугая маленького Родю.

Что необычного находим у кабака?

Возле кабака стоит “страшная телега”.

Почему Достоевский называет телегу страшной, если тут же добавляет, что это “одна из самых больших телег, в которых впрягают больших ломовых лошадей”, за какими так любил наблюдать маленький Родя.

“Страшным является то, что на этот раз запряжена в нее маленькая, тощая, саврасая, крестьянская клячонка”, какая обычно не может даже сдвинуть с места предназначенный для нее воз дров или сена.

Ее начинают бить мужики кнутами, иной раз даже по морде и по глазам; на что всегда жалко смотреть сердобольному мальчику.

Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует прием противопоставления:

  • Маленькая – большая
  • Клячонка – что-то маленькое замороженное, заезженное.

У Достоевского лошадь – символ мирового страдания.

Сон Раскольникова – “экранизация” некрасовского стихотворения, носящую название “До сумерек” из цикла” о погоде” (Можно на уроке прочитать это стихотворение”.)

Повторение красного цвета – своеобразного фильтра, через который видит окружающее обезумевший от красоты Раскольников.

Экспрессивность повествования: “Так больно, так больно, так жалко, так жалко” бессмысленная жестокость, когда забивают для забавы.”

Некрасов: страдание не поможет разрушить старый мир.

Достоевский: возбудит сострадание.

О чем говорит этот сон? Почему именно такой сон по замыслу Достоевского, приснился Раскольникову?

Сон выявил наличие сострадания, то, что в жизни он отрицал.

Он не такой как Миколка. Символический смысл сна: в образе клячи сосредотачиваются образы всех замученных людей.

К какому выводу приходит Раскольников?

Сон – подсказывает главному герою возможный путь ухода от неминуемо приближающейся трагедии:

– притвориться, что он здесь ни при чем;

– занять место стороннего наблюдателя;

– самому прикинуться этой лошадкой.

Сон многозначен.

  • Здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Все это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя.
  • Сон – символ существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока: ее хозяева-седоки, едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними, если захотят-то могут и убить.

Домашнее задание

  1. Почему Раскольников, отрекшись от своей проклятой мечты, все-таки совершает преступление?
  2. Зачем так подробно описано убийство?
  3. Как раскрывается Раскольников в сцене убийства?
  4. Почему гибнет Лизавета?
  5. Почему так много случайностей в истории преступления?
  6. Каковы отношения Достоевского к преступлению, совершенному Раскольниковым, и к самому герою?

ВЫВОД: Типичность картины; город бедный, город нищий; выводы делают разные люди в соответствии со своим мировоззрением.

Петербург – город многих преступлений: и уголовных и моральных; преступлений сильных над слабыми, но и слабых над собой.

Раскольников, человек не способный и не склонный к преступлению, создает такую теорию.

Жизнь задавила нищетой, бесперспективность, безвыходность.

Гордость!

Гордость “маленького человека”, эта не такая, как у Гоголя, у Достоевского она заставляет искать выход!


Алиева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 883", Москва



{SL_links}

Вернуться назад