Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла"
На уроке в 10-м классе, анализируя первую часть романа Ф.М. Достоевского, определяем события, которые подводят героя к преступлению.
Цель:
Оформление:
Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни. (Писарев Д.Н. Борьба за жизнь. В кн.: Ф.М. Достоевский в русской критике.М., 1956, с. 162)
Домашнее задание к уроку:
Сегодняшний урок “Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основа авторской позиции в романе”
Я хочу начать со слов Дмитрия Ивановича Писарева (высказывание № 2):
“Переберем одну за другой все подробности обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать свое положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь; перечислим одно за другим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему; взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения, которые направляли в известную сторону течение его мыслей, и потом спросить себя оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора и в его ли власти было прийти к такому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба.” (Писарев Д.Н. Борьба за жизнь – в кн.: Ф.М.Достоевский в русской критике М.,1956, с. 173)
Эти слова намечают программу деятельности нашего урока.
Вопросы:
Что мы узнаем о герое из 1 главы?
Как нарисована Алена Ивановна?
Какой вывод делает Раскольников после посещения Алены Ивановны.
Что добавляет встреча с Мармеладовым к образу Родиона?
Учителю обратить внимание учащихся на:
– витиеватый слог Мармеладова;
– его портрет;
– он называет себя свиньей, прирожденный скот (“глаз ее боюсь, плеча детского боюсь”…)
Вывод:
В речи Мармеладова звучит мысль о том, что в нищем никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть! Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
Это человек, а в нем не хотят видеть человека!
При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова – боль за то, что его однажды выгнав из человеческого общества, уже больше никогда в него не допустят.
Перед нами оскорбленный человек, но сохранивший чувство собственного достоинства, глубоко осознавший свое падение, но не в силах ничего изменить.
Раскольникову хотелось помочь “Загреб сколько пришлось медных денег. И примерно положил на окошко. Потом уже на лестнице он одумался и хотел было воротиться”.
Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым?
Какое впечатление производит письмо матери на героя?
К какому итогу приходит Родион?
“Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!”
“А что ты сделаешь? Чтоб этому не бывать, когда кончишь курс и место достанешь?”
“Через 10 лет. Да в 10-то лет мать успеет ослепнуть от косынок, а, пожалуй, что и от слез; от поста и исчахнет; а сестра?”
“Так мучал он себя и поддразнивал этими вопросами, даже с каким-то наслаждением. Впрочем, все эти вопросы были не новые, не внезапные, а старые, наболевшие, давнишние. Давно уже как они начали его терзать, и истерзали ему сердце.
Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого, фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения. Теперь же письмо матери вдруг как громом ударило в него.
Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…”
“Или отказаться от жизни совсем!”
Давнишняя мечта явилась теперь “в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде … Ему стукнуло в голову, и потемнело в глазах.”
Как характеризует Раскольникова эпизод на бульваре (с девочкой-подростком)?
Чистота и беззащитность, показанные в портрете обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который она вынуждена вести, поэтому Раскольникову страшно и жутко смотреть на такое явление. Он не проходит мимо, заставляет городового заняться судьбой девочки. Дает последние 20 копеек. Опять же наблюдаем непоследовательность в поведении Родиона. “Да пусть их переглотают друг друга живьем – мне-то чего? И как я смел отдать эти 20 копеек. Разве они мои?”
Вывод: Обстоятельства в романе складываются так, что у Раскольникова не остается выбора, они требуют от него немедленного решения”
Итак, мы подошли к 5 главе, к страшному сну Раскольникова.
Достоевского, как психолога, любят соотносить с Фрейдом. Во снах, по Фрейду вытесняется порочное, страх. Сон смягчает страхи, помогает с ними примириться.
У Раскольникова сны не примиряют страхи, а выявляют комплексы. Они определяют будущее. В начале 5 главы мы читаем, что Раскольников “хотел было поворотить назад к дому, но домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало в это вот уже более месяца, и он пошел куда глаза глядят.”
Где оказывается Раскольников? Что он испытывает?
– На островах.
– Нервная дрожь. Озноб. Прошел весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова.
“Зелень и свежесть сначала понравилась его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.
Но скоро и эти новые ощущения перешли в болезненные и раздражающие.
Особенно его занимали цветы; он на них всего дольше смотрел.
В полном изнеможении пал на траву и в ту же минуту заснул.
2. Родион Раскольников погружается в мир своего детства. Каким открывается перед нами душевный мир 7-летнего ребенка?
После этого начинается вторая часть видения Раскольникова, которая также обладает своей собственной фантастикой.
1 вариант
(Учитель зачитывает 2 часть сна в сокращении.)
2 вариант
Какие события происходят в эпизоде?
В городском кабаке происходит гулянье.
Описанные события происходят в “праздничный день, под вечер, а “толпа всякого сброду занимается тем же, чем и всегда, – горланит песни, пугая маленького Родю.
Что необычного находим у кабака?
Возле кабака стоит “страшная телега”.
Почему Достоевский называет телегу страшной, если тут же добавляет, что это “одна из самых больших телег, в которых впрягают больших ломовых лошадей”, за какими так любил наблюдать маленький Родя.
“Страшным является то, что на этот раз запряжена в нее маленькая, тощая, саврасая, крестьянская клячонка”, какая обычно не может даже сдвинуть с места предназначенный для нее воз дров или сена.
Ее начинают бить мужики кнутами, иной раз даже по морде и по глазам; на что всегда жалко смотреть сердобольному мальчику.
Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует прием противопоставления:
- Маленькая – большая
- Клячонка – что-то маленькое замороженное, заезженное.
У Достоевского лошадь – символ мирового страдания.
Сон Раскольникова – “экранизация” некрасовского стихотворения, носящую название “До сумерек” из цикла” о погоде” (Можно на уроке прочитать это стихотворение”.)
Повторение красного цвета – своеобразного фильтра, через который видит окружающее обезумевший от красоты Раскольников.
Экспрессивность повествования: “Так больно, так больно, так жалко, так жалко” бессмысленная жестокость, когда забивают для забавы.”
Некрасов: страдание не поможет разрушить старый мир.
Достоевский: возбудит сострадание.
О чем говорит этот сон? Почему именно такой сон по замыслу Достоевского, приснился Раскольникову?
Сон выявил наличие сострадания, то, что в жизни он отрицал.
Он не такой как Миколка. Символический смысл сна: в образе клячи сосредотачиваются образы всех замученных людей.
К какому выводу приходит Раскольников?
Сон – подсказывает главному герою возможный путь ухода от неминуемо приближающейся трагедии:
– притвориться, что он здесь ни при чем;
– занять место стороннего наблюдателя;
– самому прикинуться этой лошадкой.
Сон многозначен.
- Здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Все это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя.
- Сон – символ существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока: ее хозяева-седоки, едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними, если захотят-то могут и убить.
ВЫВОД: Типичность картины; город бедный, город нищий; выводы делают разные люди в соответствии со своим мировоззрением.
Петербург – город многих преступлений: и уголовных и моральных; преступлений сильных над слабыми, но и слабых над собой.
Раскольников, человек не способный и не склонный к преступлению, создает такую теорию.
Жизнь задавила нищетой, бесперспективность, безвыходность.
Гордость!
Гордость “маленького человека”, эта не такая, как у Гоголя, у Достоевского она заставляет искать выход!
,