mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    13
    ноя
    События, которые подводят героя к преступлению
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок литературы в 10-м классе по теме: "Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла"

    На уроке в 10-м классе, анализируя первую часть романа Ф.М. Достоевского, определяем события, которые подводят героя к преступлению.


    По произведению Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание"

    Анализ первой части

    Цель:

    • Показать скрытый ход авторской мысли в связи с темой урока:
      • суровая правда жизни убеждает в оправданности преступления в мире зла;
      • позиция Достоевского-гуманиста в невозможности совершения преступления, человек всегда остается человеком, нельзя победить зло злом.

    Оформление:

    • выставка книг, посвященная Достоевскому;
    • стенд, на котором предоставлен материал:
      • как работать над эпизодом;
      • темы сочинений по роману Достоевского “Преступление и наказание”;
      • высказывание Писарева № 1:
    • Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни. (Писарев Д.Н. Борьба за жизнь. В кн.: Ф.М. Достоевский в русской критике.М., 1956, с. 162)

    • изображение морды лошади;
    • на доске:
      – тема урока;
      – высказывание Писарева № 2.

    Домашнее задание к уроку:

    1. Что мы узнаем о герое из 1 главы?
    2. Как нарисована Алена Ивановна?
    3. Анализ встречи Раскольникова с Мармеладовым.
    4. Какое впечатление производит письмо матери на Раскольникова?
    5. Как характеризует Раскольникова эпизод с девочкой на бульваре?
    6. Прочитать сон Раскольникова, дать ему объяснение.

    I. Сообщение темы урока

    Сегодняшний урок “Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основа авторской позиции в романе”

    Я хочу начать со слов Дмитрия Ивановича Писарева (высказывание № 2):

    “Переберем одну за другой все подробности обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать свое положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь; перечислим одно за другим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему; взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения, которые направляли в известную сторону течение его мыслей, и потом спросить себя оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора и в его ли власти было прийти к такому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба.” (Писарев Д.Н. Борьба за жизнь – в кн.: Ф.М.Достоевский в русской критике М.,1956, с. 173)

    Эти слова намечают программу деятельности нашего урока.

    II. Повторение пройденного

    Вопросы:

    Что мы узнаем о герое из 1 главы?

    1. Он беден – “Он был задавлен бедностью”.
      “Вышел из своей коморки” (шкаф, гроб).
      “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
    2. Состояние –
      “…он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию”.
      – он думает о деле, это, проба;
      – бормотал что-то про себя, привычка к монологам.
    3. Детали:
      – шляпа (“слишком приметная шляпа” – “запомнят ан и улика”);
      – “ровно семьсот тридцать” шагов от ворот его дома;
      – имел “безобразную мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще не верил”;
      – совершает какую-то пробу;
      – ему понравилось, что никого не встретил;
      – что съезжает немец, живущий на 4-м этаже.

    Как нарисована Алена Ивановна?

    1. Портрет. “Это была крошечная, сухая старушонка, лет 60, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое, трепье, а на плечах – кацавейка”.
    2. Недоверчивость старухи.
    3. Описание комнаты. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности.

    Какой вывод делает Раскольников после посещения Алены Ивановны.

    • “Боже! Как это все отвратительно! На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!”
    • “Чувство бесконечного отвращения достигло теперь такого размера и так ясно выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей.”
    • Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества…
      Но теперь его потянуло к людям.
      Раскольникова тянет к людям, он ищет общения. Это неслучайно. Дальше Достоевский проверяет его человечностью.

    Что добавляет встреча с Мармеладовым к образу Родиона?

    • Мармеладов “накинулся на Раскольникова, точно целый месяц тоже ни с кем не говорил. “А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти”.
    • “Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели”.

    Учителю обратить внимание учащихся на:

    – витиеватый слог Мармеладова;
    – его портрет;
    – он называет себя свиньей, прирожденный скот (“глаз ее боюсь, плеча детского боюсь”…)

    Вывод:

    В речи Мармеладова звучит мысль о том, что в нищем никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть! Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.

    Это человек, а в нем не хотят видеть человека!

    При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова – боль за то, что его однажды выгнав из человеческого общества, уже больше никогда в него не допустят.

    Перед нами оскорбленный человек, но сохранивший чувство собственного достоинства, глубоко осознавший свое падение, но не в силах ничего изменить.

    Раскольникову хотелось помочь “Загреб сколько пришлось медных денег. И примерно положил на окошко. Потом уже на лестнице он одумался и хотел было воротиться”.

    Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым?

    • “Ко всему-то подлец-человек привыкает!”
    • “Ну, а коли я соврал, – воскликнул он вдруг невольно, – коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть человеческий, то значит, что остальное все предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!…”

    Какое впечатление производит письмо матери на героя?

    1. “Письмо дрожало в руках его!”, поднес его к губам, поцеловал...”
      “Он медлил: он даже как будто боялся чего-то”.
    2. “… ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все-вся надежда, упование наше!
    3. Письмо матери излечило его.
      “На Голгофу-то тяжело всходить.”
      “Дунечка многое может сносить и даже в самых кратких случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости:
      (Ей пришлось снести Свидригалова, а теперь Лужин)
      – но не для себя (“Дело ясное: для себя, Для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продаст!) Для милого, для обожаемого человека продаст!…за брата, за мать продаст!”
      Раскольников осознает, что Дуня совершает ту же жертву, что и Соня Мармеладова.
      “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!

    К какому итогу приходит Родион?

    “Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!”

    “А что ты сделаешь? Чтоб этому не бывать, когда кончишь курс и место достанешь?”

    “Через 10 лет. Да в 10-то лет мать успеет ослепнуть от косынок, а, пожалуй, что и от слез; от поста и исчахнет; а сестра?”

    “Так мучал он себя и поддразнивал этими вопросами, даже с каким-то наслаждением. Впрочем, все эти вопросы были не новые, не внезапные, а старые, наболевшие, давнишние. Давно уже как они начали его терзать, и истерзали ему сердце.

    Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого, фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения. Теперь же письмо матери вдруг как громом ударило в него.

    Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…”

    “Или отказаться от жизни совсем!”

    Давнишняя мечта явилась теперь “в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде … Ему стукнуло в голову, и потемнело в глазах.”

    Как характеризует Раскольникова эпизод на бульваре (с девочкой-подростком)?

    Чистота и беззащитность, показанные в портрете обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который она вынуждена вести, поэтому Раскольникову страшно и жутко смотреть на такое явление. Он не проходит мимо, заставляет городового заняться судьбой девочки. Дает последние 20 копеек. Опять же наблюдаем непоследовательность в поведении Родиона. “Да пусть их переглотают друг друга живьем – мне-то чего? И как я смел отдать эти 20 копеек. Разве они мои?”

    Вывод: Обстоятельства в романе складываются так, что у Раскольникова не остается выбора, они требуют от него немедленного решения”

    III. Анализ сна Раскольникова

    Итак, мы подошли к 5 главе, к страшному сну Раскольникова.

    Достоевского, как психолога, любят соотносить с Фрейдом. Во снах, по Фрейду вытесняется порочное, страх. Сон смягчает страхи, помогает с ними примириться.

    У Раскольникова сны не примиряют страхи, а выявляют комплексы. Они определяют будущее. В начале 5 главы мы читаем, что Раскольников “хотел было поворотить назад к дому, но домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало в это вот уже более месяца, и он пошел куда глаза глядят.”

    Где оказывается Раскольников? Что он испытывает?

    • При каких обстоятельствах возникает сновидение в воспаленном мозгу Раскольникова?

    – На островах.

    – Нервная дрожь. Озноб. Прошел весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова.

    “Зелень и свежесть сначала понравилась его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.

    Но скоро и эти новые ощущения перешли в болезненные и раздражающие.

    Особенно его занимали цветы; он на них всего дольше смотрел.

    В полном изнеможении пал на траву и в ту же минуту заснул.

    2. Родион Раскольников погружается в мир своего детства. Каким открывается перед нами душевный мир 7-летнего ребенка?

    • Картина, представившаяся герою, поначалу, маскируется” под обыденную и реальную.
    • “Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в памяти.
    • Своеобразный настрой на волну лирических воспоминаний.
    • Родион Романович погружается в мир своего детства.
      • Он испытывает “неприятнейшее впечатление и даже страх”, проходя с отцом мимо городского кабака “весь дрожит “ из доносящихся из него звуков и вида “малящих кругом пьяных и страшных рож”.
      • Подчеркивается деталь “черная дорога”.
      • Родион с душевной теплотой вспоминает бедную маленькую городскую церковь “с зеленым куполом и старинные в ней образа”, “старого священника с дрожащей головой “кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом.
      • Трогательное благоговение перед “маленькой могилкой меньшого братца”, умершего шести месяцев, которого он совсем не знал и не мог помнить.

    После этого начинается вторая часть видения Раскольникова, которая также обладает своей собственной фантастикой.

    1 вариант

    (Учитель зачитывает 2 часть сна в сокращении.)

    2 вариант

    Какие события происходят в эпизоде?

    В городском кабаке происходит гулянье.

    Описанные события происходят в “праздничный день, под вечер, а “толпа всякого сброду занимается тем же, чем и всегда, – горланит песни, пугая маленького Родю.

    Что необычного находим у кабака?

    Возле кабака стоит “страшная телега”.

    Почему Достоевский называет телегу страшной, если тут же добавляет, что это “одна из самых больших телег, в которых впрягают больших ломовых лошадей”, за какими так любил наблюдать маленький Родя.

    “Страшным является то, что на этот раз запряжена в нее маленькая, тощая, саврасая, крестьянская клячонка”, какая обычно не может даже сдвинуть с места предназначенный для нее воз дров или сена.

    Ее начинают бить мужики кнутами, иной раз даже по морде и по глазам; на что всегда жалко смотреть сердобольному мальчику.

    Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует прием противопоставления:

    • Маленькая – большая
    • Клячонка – что-то маленькое замороженное, заезженное.

    У Достоевского лошадь – символ мирового страдания.

    Сон Раскольникова – “экранизация” некрасовского стихотворения, носящую название “До сумерек” из цикла” о погоде” (Можно на уроке прочитать это стихотворение”.)

    Повторение красного цвета – своеобразного фильтра, через который видит окружающее обезумевший от красоты Раскольников.

    Экспрессивность повествования: “Так больно, так больно, так жалко, так жалко” бессмысленная жестокость, когда забивают для забавы.”

    Некрасов: страдание не поможет разрушить старый мир.

    Достоевский: возбудит сострадание.

    О чем говорит этот сон? Почему именно такой сон по замыслу Достоевского, приснился Раскольникову?

    Сон выявил наличие сострадания, то, что в жизни он отрицал.

    Он не такой как Миколка. Символический смысл сна: в образе клячи сосредотачиваются образы всех замученных людей.

    К какому выводу приходит Раскольников?

    Сон – подсказывает главному герою возможный путь ухода от неминуемо приближающейся трагедии:

    – притвориться, что он здесь ни при чем;

    – занять место стороннего наблюдателя;

    – самому прикинуться этой лошадкой.

    Сон многозначен.

    • Здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Все это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя.
    • Сон – символ существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока: ее хозяева-седоки, едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними, если захотят-то могут и убить.

    Домашнее задание

    1. Почему Раскольников, отрекшись от своей проклятой мечты, все-таки совершает преступление?
    2. Зачем так подробно описано убийство?
    3. Как раскрывается Раскольников в сцене убийства?
    4. Почему гибнет Лизавета?
    5. Почему так много случайностей в истории преступления?
    6. Каковы отношения Достоевского к преступлению, совершенному Раскольниковым, и к самому герою?

    ВЫВОД: Типичность картины; город бедный, город нищий; выводы делают разные люди в соответствии со своим мировоззрением.

    Петербург – город многих преступлений: и уголовных и моральных; преступлений сильных над слабыми, но и слабых над собой.

    Раскольников, человек не способный и не склонный к преступлению, создает такую теорию.

    Жизнь задавила нищетой, бесперспективность, безвыходность.

    Гордость!

    Гордость “маленького человека”, эта не такая, как у Гоголя, у Достоевского она заставляет искать выход!


    Алиева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
    ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 883", Москва


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9305
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №1
    milidoshka




    Комментариев: 1
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 15 ноября 2008 01:01

    Друзья, я вам благодарна smile

    --------------------
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.