Управление образовательной системой в настоящее время базируется на предвидении и организации совместной деятельности педагогов, учащихся, родителей с целью удовлетворения образовательных запросов общества, выполнения государственных образовательных стандартов. Управленческая деятельность заместителя директора по учебной работе должна предвосхищать и рассчитывать цели образовательного процесса. Разработанный алгоритм деятельности реализует новый концептуальный подход для решения задач по подготовке педагогов, учеников, родителей к введению Единого государственного экзамена.
Введение Единого государственного экзамена вносит изменения в содержание управленческой деятельности администрации школы. Концепция модернизации российского образования предполагает усложнение задач, содержания, форм и методов управления. Повышается роль образовательного менеджера как координатора многочисленных, незнакомых ранее для педагогического коллектива направлений деятельности. Анализ состояния образовательного процесса в школе показал необходимость создания условий для наиболее полной апробации Единого государственного экзамена. Основные затруднения при работе заместителя директора по учебной работе возникают в процессе определения путей практической реализации подготовки педагогического коллектива к проведению ЕГЭ. В связи с наличием в нашей гимназии трех основных кафедр ( иностранных языков, естественно-математических и гуманитарных дисциплин), разработан универсальный алгоритм управленческой деятельности при организации процесса подготовки к экспериментальной сдаче ЕГЭ. Проблемно-ориентированный анализ позволил выделить проблемное поле и определить субъективные и объективные проблемы.
Субъективные проблемы:
- недостаточное знание нормативно-правовой базы ЕГЭ;
- нескоординированность задач ЕГЭ и приоритетных направлений в планировании методической и исследовательской работы учителей;
- отсутствие системного подхода при анализе эксперимента по сдаче ЕГЭ в Российской Федерации;
- необходимость развития у учащихся определенных универсальных мыслительных операций;
- недостаточное развитие умений у учащихся строго следовать инструкциям заданий;
- недостаточная психологическая подготовка учителей, учащихся и их родителей к сдаче ЕГЭ.
Объективные проблемы:
- расхождение действующего учебного плана с идеей профильного обучения и сдачей Единого государственного экзамена;
- расхождение действующего учебного плана и стандартов, которые не позволяют выстроить парадигму формирования основных знаний и умений учащихся;
- недостаточное развитие универсальных мыслительных операций на уроке средствами применяемых учебно-методических комплексов;
- отсутствие разработанных Министерством Образования четких критериев оценивания учащихся, совпадающих с требованиями оценивания результатов ЕГЭ;
- отсутствие алгоритма управленческой деятельности процессом подготовки к введению Единого государственного экзамена;
- недостаточность контрольно-измерительных материалов по отдельным учебным задачам в рамках учебных дисциплин;
- не разработано тематическое планирование с соответствием учебных тем и возможной отработкой учебных задач ЕГЭ с 5 по 11 классы.
Данная проблематика определила целеполагание, где цели выстроены по рейтингу.
- изучение нормативно-правовой базы Единого государственного экзамена;
- разработка алгоритма управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе;
- знакомство педагогов, учащихся и родителей с требованиями, особенностями проведения ЕГЭ;
- модификация существующих программ с учетом новых стандартов и требований ЕГЭ;
- разработка учебных модулей по развитию универсальных мыслительных операций и общеучебных умений и навыков учащихся с 5 по 11 классы, значимых при сдаче экзаменов;
- использование внеурочных и факультативных форм работы по предметам для коррекции расхождения действующего учебного плана и требований ЕГЭ;
- отбор наиболее эффективных критериев оценивания учащихся в соответствии с идеей ЕГЭ;
- систематизация, накопление и анализ контрольно-измерительных материалов по предметам;
- дополнение и корректировка тематического планирования по предметам с учетом учебных задач контрольно-измерительных материалов и развития универсальных мыслительных операций;
- разработка системы психологической подготовки учителей, учащихся и родителей учеников к сдаче ЕГЭ и к обучению в профильной школе.
В соответствии с поставленными целями можно распределить ответственность субъектов образовательного процесса в совместной деятельности по подготовке в Единому государственному экзамену.
Субъекты образовательного процесса |
Виды деятельности |
1. Министерство Образования РФ |
Доработка нормативно-правовой базы экзамена. Анализ эксперимента по проведению ЕГЭ. Выработка критериев оценивания по предметам. Приведение в соответствие учебного плана и ЕГЭ. Доработка стандартов по предметам |
2. Заместитель директора по учебной работе |
Разработка алгоритма деятельности по подготовке к Единому государственному экзамену |
3. Учитель |
Применение в деятельности изменений в соответствии с требованиями экзамена. Психологическая адаптация |
4. Ученик |
Развитие мыслительных операций, общеучебных умений и навыков. Знание стандартов по предметам, критериев оценивания. Психологическая адаптация |
5. Родители учащихся |
Необходимая информация об особенностях ЕГЭ. Психологическая адаптация. |
Разработанный авторами алгоритм деятельности заместителя директора средней школы по учебной работе реализует новый концептуальный подход для решения задач по подготовке педагогов, учащихся и их родителей к Единому государственному экзамену. Ведь экзамен состоится только тогда, когда в школах педагоги преодолеют непонимание важности разработки собственного плана деятельности по претворению в жизнь основных нормативно-правовых, концептуальных и организационно-педагогических условий для проведения ЕГЭ.
Основные направления управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе МОУ “Гимназия № 5” города Рязани по подготовке учителей, учащихся и их родителей к сдаче Единого государственного экзамена
Цель управленческой деятельности |
Содержание деятельности |
Выход |
Ответственные |
Сроки исполнения |
1. Изучение нормативно- правовой базы ЕГЭ |
Совместное обсуждение |
Заседания кафедр, производственное совещание, педсоветы |
Заместители директора по учебной работе |
В течение 2004-2005, 2005-2006 учебного года |
2. Знакомство педагогического коллектива, учащихся и их родителей с требованиями, особенностями проведения ЕГЭ |
Устные сообщения |
Педсоветы, кафедры, родительские собрания |
Заместители директора по учебной работе |
Ноябрь 2004 года |
3. Модификация существующих программ с учетом стандартов и требований ЕГЭ |
Коррекция программ с учетом тематики ЕГЭ |
Измененные программы 5-11 классов, авторские, индивидуальные |
Авторы программ, руководители творческих групп по параллелям |
2004-2005, 2005-2006 учебный год |
4. Разработка системы психологической подготовки учителей, учащихся и их родителей к сдаче ЕГЭ и обучению в профильной школе |
Разработка документации
по психологической адаптации
|
Выступления на педсоветах, кафедрах, родительских собраниях |
Заместители директора по учебной работе, педагоги-психологи |
2004-2005 учебный год |
5. Разработка учебных модулей по развитию универсальных мыслительных операций и ОУУН, значимых при сдаче ЕГЭ для работы в 5 – 11 классах |
Развитие универсальных мыслительных операций в урочное время для учащихся 5-11 классов |
Коррекция тематического планирования |
Руководители творческих групп по параллелям, учителя - предметники |
2004-2005, 2005-2006 учебный год |
6. Использование внеурочных и факультативных форм работы по предметам для компенсации расхождения действующего учебного плана и требований Единого государственного экзамена |
Дополнение содержания образования, развитие ОУУН и мыслительных операций, обучение работе с форматами ЕГЭ |
Коррекция тематического планирования работы факультативов, планов работы кружков, клубов |
Руководители факультативов, клубов |
2004-2005, 2005-2006 учебный год |
7. Отбор наиболее эффективных критериев оценивания знаний учащихся в соответствие с ЕГЭ |
Коррекция имеющихся критериев текущих ответов по всем параметрам учебной деятельности в соответствии с критериями ЕГЭ |
Информирование учащихся по мере составления, использование в процессе деятельности |
Творческие группы учителей по параллелям |
2004-2005,
2005-2006 учебный год
|
8. Разработка алгоритма управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе по управлению процессом подготовки к ЕГЭ |
Проведение проблемно-ориентированного анализа с выделением проблемного поля, постановка целей, определение ответственных и сроков исполнения |
Составление документа “Основные направления управленческой деятельности по подготовке учителей, учащихся и их родителей к сдаче ЕГЭ” |
Заместители директора по учебной работе |
Первое полугодие 2004-2005 учебного года |
9. Систематизация, накопление, анализ контрольно-измерительных материалов по предметам |
Сравнение и анализ контрольно-измерительных материалов за 2002, 2003, 2004 год. Накопление по мере появления. |
Информирование коллектива.
Консультации
|
Руководители творческих групп по параллелям, учителя-предметники. |
2004-2005, 2005-2006 учебный год |
10. Составление тематического планирования в разделе “Результаты процесса обучения” с учетом учебных задач контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и необходимых мыслительных операций |
Анализ потребностей, мониторинг за работой учащихся, анализ КИМов.
Коррекция планирования.
Новое скорректированное планирование.
Консультации.
|
Сдача нового планирования |
Руководители творческих групп по параллелям, учителя-предметники |
Август 2005 года |
Сделать все мероприятия по осуществлению подготовки к сдаче ЕГЭ надо в кратчайшие сроки, так как именно педагог должен иметь представления о сложности перестройки своей деятельности в соответствии с новыми требованиями, а для этого понадобится несколько месяцев интенсивной работы администрации школы по всесторонней подготовке педагогического коллектива.
Управление образовательной системой в настоящее время базируется на предвидении и организации совместной деятельности педагогов, учащихся, родителей с целью удовлетворения образовательных запросов общества, выполнения государственных образовательных стандартов. Управленческая деятельность заместителя директора по учебной работе должна предвосхищать и рассчитывать цели. Разработанный план деятельности может быть использован администрацией школ, педагогами для своевременной структурированной подготовки к проведению Единого государственного экзамена.
Близнюк Татьяна Михайловна, зам. директора по учебной работе Алтынова Галина Анатольевна
{SL_links}
Вернуться назад
|