Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Выработка эмоциональной окрашенности речи первоклассников Выработка эмоциональной окрашенности речи первоклассников24 ноября 2008. Разместил: lessons |
Цель данной статьи – показать некоторые приемы и упражнения для обучения первоклассников выразительно читать.
Формирование полноценного навыка чтения учащихся начальной школы невозможно без постоянного внимания учителя к такой его стороне, как выразительность. Выразительное чтение является важным средством как обучения, так и воспитания детей. Обучая младших школьников умению читать выразительно, учитель воздействует на эмоции детей, а это помогает правильно раскрыть основную идею произведения, показать красоту и богатство русского языка, привить вкус и любовь к литературе. В данной статье я коснусь лишь одного вопроса – выработки эмоциональной окрашенности речи первоклассников. Если дети поняли идейный замысел автора, представили себе картину, хорошо осознали и прочувствовали произведение, определили свое личное отношение к прочитанному, то они имеют право читать текст. Считаю это основой выразительного чтения. При работе над произведением я добиваюсь не копирования чтения учителя, а учу детей размышлять над текстом и самостоятельно находить верные интонации. На первых же уроках учащиеся придумывают к схемам слова и предложения, учатся произносить их с разной окраской голоса, с разным подтекстом. Вот, например, слово, мама. Я предложила учащимся придумать ситуации, в которых это слово должно читаться с разной интонацией: радостно – Мама пришла за дочкой в детский сад; печально – Мама оставила дочку дома одну; с удивлением – Мама неожиданно, раньше времени, пришла. Дети любят играть, они активно участвуют в такой игре. Так, они придумали по схеме предложение: Наступила осень. Я же придумала первоклассникам такой подтекст: Людям нравится осень, она приносит им много радости: это красивая природа, богатый урожай, дети идут в школу. Спрашиваю детей: – Какую задачу поставим перед чтением этого предложения? ( Прочитать радостно, приветствовать осень.) Дети читают, правильно передавая интонацию. А вот другой рассказ: – Осень – это увядание природы, становится холоднее, птицы улетают на юг, часто идут дожди. А теперь, с какой интонацией прочитаем предложение? (Грустно, печально.) В “Азбуке” (авт. В.Г. Горецкий) имеется благодатный материал для работы над интонацией голоса. Вот маленький рассказ на с. 69.
Если детей соответствующим образом не подготовить, то этот текст они прочитают без интереса. Работу над текстом я начинала так. Сначала мы выяснили, что ребята трудолюбивые, старательные. Учащиеся убедились, что ребят надо похвалить и найти для этого нужную интонацию. Дети пробовали. Иногда у них получалось, иногда не получалось. И вот наконец нужная интонация была найдена. Предложение Вот так тыква! Я записала на доске. Предложила детям прочитать его с разной окраской голоса: в первый раз так, чтобы чтение соответствовало картинке азбуки, во второй раз со смехом, с иронией. Дети легко нашли решение: выросла маленькая тыква, потому что дети плохо ухаживали за ней. Так дети донесли до слушателей смысл подтекста. Упражнения по выбору различных интонаций я продолжаю на уроках чтения. Заставляю детей уже самих придумывать ситуации и сюжеты. Это очень полезно: у них развивается воображение, создается представление о том, что предложение в разных условиях может изменять смысл и что при чтении можно передавать разные чувства: радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, возмущение, негодование, гордость, досаду, иронию и т.д. В “Азбуке” помещены много скороговорок. Я предлагаю детям придумать ситуацию, при которой скороговорка читается с восторгом.
Стр.100. Дети представляют, как они с радостью ездили в город. За тем предлагаю придумать такую ситуацию, чтобы прочитать эту скороговорку с досадой, например: Мы очень быстро съездили в город. Нам досадно, что не успели побыть на представлении. (В цирке). При анализе некоторых произведений я организую работу так, чтобы дети глубже вникали в подтекст. Чем лучше читающий чувствует за формой текста его подтекст, тем правдивее и ярче донесет идейный замысел до слушателя. Так, в сказке “Два Мороза” слова старшего брата Мороза Синего носа, будь по-твоему дети читают с иронией и насмешкой. Ведь старший брат знал заранее, что крестьянина не заморозить. Закреплению и совершенствованию навыка выразительного чтения помогает чтение по ролям и инсценирование произведений. Хорошо инсценируются из книги “Книги для чтения” (1 кл.) такие рассказы, как: “Живая шляпа” Н. Носова, “Телефон” К.И. Чуковского, “Синие листья”, “Три товарища”, “Хорошее” В. Осеевой и др. Обучая детей выразительному чтению, я тем самым провожу определенную воспитательную работу, побуждая детей мысленно жить вместе с героями произведения: радоваться и возмущаться, гордиться и ненавидеть, наслаждаться и поддаваться печали. Такая работа дает положительные результаты уже в 1 классе. (Нынче, 2004–2005 уч. г., пятый раз в первом классе учу малышей.) Чтение – предмет универсальный. Если мы хотим научить ребенка писать, решать, разбираться в законах природы и общества, воспитать у него высокие нравственные качества, научить его мыслить, надо научить его читать в полном смысле этого слова. В дальнейшем наши питомцы с удовольствием будут читать художественную и научно-популярную литературу, будут успешно учиться по всем предметам. Аммосова Варвара Петровна, учитель начальных классов
Вернуться назад |