mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    24
    ноя
    Выработка эмоциональной окрашенности речи первоклассников
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Цель данной статьи – показать некоторые приемы и упражнения для обучения первоклассников выразительно читать.

    Формирование полноценного навыка чтения учащихся начальной школы невозможно без постоянного внимания учителя к такой его стороне, как выразительность. Выразительное чтение является важным средством как обучения, так и воспитания детей. Обучая младших школьников умению читать выразительно, учитель воздействует на эмоции детей, а это помогает правильно раскрыть основную идею произведения, показать красоту и богатство русского языка, привить вкус и любовь к литературе. В данной статье я коснусь лишь одного вопроса – выработки эмоциональной окрашенности речи первоклассников.

    Если дети поняли идейный замысел автора, представили себе картину, хорошо осознали и прочувствовали произведение, определили свое личное отношение к прочитанному, то они имеют право читать текст. Считаю это основой выразительного чтения.

    При работе над произведением я добиваюсь не копирования чтения учителя, а учу детей размышлять над текстом и самостоятельно находить верные интонации. На первых же уроках учащиеся придумывают к схемам слова и предложения, учатся произносить их с разной окраской голоса, с разным подтекстом. Вот, например, слово, мама. Я предложила учащимся придумать ситуации, в которых это слово должно читаться с разной интонацией: радостно – Мама пришла за дочкой в детский сад; печально – Мама оставила дочку дома одну; с удивлением – Мама неожиданно, раньше времени, пришла. Дети любят играть, они активно участвуют в такой игре. Так, они придумали по схеме предложение: Наступила осень. Я же придумала первоклассникам такой подтекст: Людям нравится осень, она приносит им много радости: это красивая природа, богатый урожай, дети идут в школу.

    Спрашиваю детей:

    – Какую задачу поставим перед чтением этого предложения? ( Прочитать радостно, приветствовать осень.)

    Дети читают, правильно передавая интонацию.

    А вот другой рассказ:

    – Осень – это увядание природы, становится холоднее, птицы улетают на юг, часто идут дожди. А теперь, с какой интонацией прочитаем предложение? (Грустно, печально.)

    В “Азбуке” (авт. В.Г. Горецкий) имеется благодатный материал для работы над интонацией голоса. Вот маленький рассказ на с. 69.

    Вова вырастил лук.
    А Лариса – салат.
    У на выросла тыква.
    Вот так тыква!

    Если детей соответствующим образом не подготовить, то этот текст они прочитают без интереса. Работу над текстом я начинала так. Сначала мы выяснили, что ребята трудолюбивые, старательные. Учащиеся убедились, что ребят надо похвалить и найти для этого нужную интонацию. Дети пробовали. Иногда у них получалось, иногда не получалось. И вот наконец нужная интонация была найдена. Предложение Вот так тыква! Я записала на доске. Предложила детям прочитать его с разной окраской голоса: в первый раз так, чтобы чтение соответствовало картинке азбуки, во второй раз со смехом, с иронией. Дети легко нашли решение: выросла маленькая тыква, потому что дети плохо ухаживали за ней. Так дети донесли до слушателей смысл подтекста.

    Упражнения по выбору различных интонаций я продолжаю на уроках чтения. Заставляю детей уже самих придумывать ситуации и сюжеты. Это очень полезно: у них развивается воображение, создается представление о том, что предложение в разных условиях может изменять смысл и что при чтении можно передавать разные чувства: радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, возмущение, негодование, гордость, досаду, иронию и т.д.

    В “Азбуке” помещены много скороговорок. Я предлагаю детям придумать ситуацию, при которой скороговорка читается с восторгом.

    До города дорога в гору,
    От города – с горы.

    Стр.100.

    Дети представляют, как они с радостью ездили в город. За тем предлагаю придумать такую ситуацию, чтобы прочитать эту скороговорку с досадой, например: Мы очень быстро съездили в город. Нам досадно, что не успели побыть на представлении. (В цирке).

    При анализе некоторых произведений я организую работу так, чтобы дети глубже вникали в подтекст. Чем лучше читающий чувствует за формой текста его подтекст, тем правдивее и ярче донесет идейный замысел до слушателя. Так, в сказке “Два Мороза” слова старшего брата Мороза Синего носа, будь по-твоему дети читают с иронией и насмешкой. Ведь старший брат знал заранее, что крестьянина не заморозить.

    Закреплению и совершенствованию навыка выразительного чтения помогает чтение по ролям и инсценирование произведений. Хорошо инсценируются из книги “Книги для чтения” (1 кл.) такие рассказы, как: “Живая шляпа” Н. Носова, “Телефон” К.И. Чуковского, “Синие листья”, “Три товарища”, “Хорошее” В. Осеевой и др.

    Обучая детей выразительному чтению, я тем самым провожу определенную воспитательную работу, побуждая детей мысленно жить вместе с героями произведения: радоваться и возмущаться, гордиться и ненавидеть, наслаждаться и поддаваться печали. Такая работа дает положительные результаты уже в 1 классе. (Нынче, 2004–2005 уч. г., пятый раз в первом классе учу малышей.)

    Чтение – предмет универсальный. Если мы хотим научить ребенка писать, решать, разбираться в законах природы и общества, воспитать у него высокие нравственные качества, научить его мыслить, надо научить его читать в полном смысле этого слова.

    В дальнейшем наши питомцы с удовольствием будут читать художественную и научно-популярную литературу, будут успешно учиться по всем предметам.


    Аммосова Варвара Петровна, учитель начальных классов


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4553
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.