Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Образование > Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив
{LF_links}

Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив


15 декабря 2008. Разместил: lessons
В рамках эксперимента была выбрана блочно-модульная технология, которая позволила создать благоприятные условия для повышения качества образования по предмету, для последующей самореализации учащихся, их успешного саморазвития. Функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей деятельности. Динамичность технологии заключается в вариативности содержания, а также в возможности обучения как видам деятельности, так и способам действия, что в полной мере соответствует компетентностному подходу, который на сегодняшний день является приоритетным в современном образовании. Использование данной технологии на уроках русского языка позволяет сократить учебный курс примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала.

В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса не может в полной мере решить задачи, сформулированные исходя из приоритетных направлений современной образовательной политики, в основе которой лежит организация профильного обучения, так как оно характеризуется:

  • опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями;
  • алгоритмизацией учебной деятельности;
  • завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности;
  • поуровневой индивидуализацией учебной и дифференциальной обучающей деятельности

Данные характеристики дают нам возможность решить такие задачи, как:

  • повышение эффективности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени;
  • повышение целенаправленности обучения;
  • усиление мотивации обучения, информационной емкости содержания образования;
  • применение прогрессивных форм и методов обучения;
  • активизация темпов учебной деятельности
  • развитие рефлексивных навыков учебного труда.

Решение данных задач создаст ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечит выпускнику возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования. Поэтому , когда мы решили участвовать в эксперименте, перед нами встала сложная задача, какие выбрать эффективные образовательные технологии и методы , так как русский язык является обязательным предметом для всех профилей.

Поэтому в рамках эксперимента была выбрана блочно-модульная технология, которая позволила создать благоприятные условия для повышения качества образования по предмету, для последующей самореализации учащихся, их успешного саморазвития. Рассмотрим характеристики модульных программ:

  • Модули строятся с учетом целевого назначения информационного материала и относительной самостоятельности элементов в модуле с реализацией обратной связи
  • С учетом разброса зон ближайшего развития посредством разноуровневого обучения и блокирования предметов в группы и циклы
  • В старших классах с учетом осуществления профильного обучения, достигающего продвинутого и углубленного уровней
  • С учетом укрупнения блоков теоретического материала, его опережающего изучения и значительной экономии времени в схеме “всеобщее – общее – единичное”.
  • Обязательность в начале каждого цикла мотивационного этапа, что позволяет при многократно повторяющейся деятельности переводить умения в навыки

В старших классах в рамках данной системы осуществлялось профильное обучение, достигающее по сложности предлагаемого материала продвинутого или углубленного уровня и дополняющее учебный процесс на базисном уровне сложности.

Основные характеристики блочно-модульной технологии.

  • законченность блоков содержания;
  • интеграция видов и форм обучения;
  • каждый учащийся достигает поставленных целей и может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей деятельности. Динамичность технологии заключается в вариативности содержания, а также в возможности обучения, как видам деятельности, так и способам действия, что в полной мере соответствует компетентностному подходу, который на сегодняшний день является приоритетным в современном образовании. Каковы же педагогические условия развития мотивации достижения учащихся в учебной деятельности:

Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив

Использование данной технологии на уроках русского языка позволяет сократить учебный курс примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Сжатие учебного материала посредством укрупненного системного его представления происходит троекратно при первичном, промежуточном и конечном обобщении.

Рассмотрим возможности блочно-модульной технологии. Это:

  • опережающее изучение теоретического материала укрупненного блоками-модулями
  • алгоритмизация учебной деятельности
  • завершенность и согласованность циклов познания и других циклов деятельности
  • поуровневая индивидуализация обучающей деятельности
  • дальнейшее успешное самообразование и профессиональное самоопределение
  • перевод учителя из режима информирования в режим консультировани и управления учебной деятельностью ученика

В основе блочно-модульной технологии лежат следующие принципы:

  • принцип модальности
  • принцип структуризации содержания обучения на обособленные элементы
  • принцип динамичности и гибкости
  • принцип осознанной перспективы и паритетности в ответственности за конечный результат своей деятельности

Блочно-модульная технология представляет модель личностно-ориентированного образования современного школьника. В личностно-ориентированном образовании урок русского языка приобретает качественно иное значение, превращается в форму, которая размывает границы обучения и воспитания.

Целостность становления черт современного человека в процессе обучения определяется тем, насколько целостен, органичен весь учебный процесс.

Поэтому одним из основных методов данной технологии является метод погружения.

В основе обучения выступает серия уроков (блок или блоки), посвященных одной личностно-значимой теме. Такая серия еще получила название “укрупненной дидактической единицы”. Она действует на четырех уровнях, продвигаясь от микромодуля (части урока) к модулю урока, блока уроков, личностно-значимой теме модуля, предполагая движение ученика по схеме “Всеобщее – общее – единичное” с постепенным погружением в детали цикла взаимосвязной деятельности.

При организации недельного погружения по русскому языку отводится 22 часа. В первый день после обязательного повторения предыдущего материала учащиеся получают общие знания по теме в виде предусмотренной схемы (всеобщее). На последующих уроках рассматриваются отдельные тематические блоки, включенные в общую схему (общее) и затем происходит перевод этих знаний в единичное, которое проявляется в отработке практических навыков на разного уровня упражнениях и творческих заданиях. Это позволяет:

1 – увеличить частотность занятий;

2 – работает на отработку навыка по данной схеме, а это означает, что знания переходят в долговременную память

3 – поднимать мотивацию.

Приведем пример тематического планирования по русскому языку в 8 классе в условиях блочно-модульной технологии (учебный комплекс под ред. В.В.Бабайцевой, 102 ч.)

1 Вводный урок. Повторение изученного в 5–7 классах. Входные контрольные работы 6 ч.
2 Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи. Основные виды словосочетаний. Понятие о предложении. Главные и второстепенные члены предложения 22 ч.
3 Односоставные предложения. Полные и неполные предложения 22 ч.
4 Осложненное предложение. Предложение с однородными членами 22 ч.
5 Предложение с обособленными членами. 22 ч.
6 Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями. 3 ч.
7 Предложение с обращением. Особенности слов – предложений. 2 ч.
8 Итоговое повторение. Контрольные срезы. 3 ч.

Тематическое планирование недельного погружения.

1 Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи. Способы подчинительной связи. Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания 4 ч.
2 Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложения по цели высказывания. Виды предложения по эмоциональной окраске. Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. 4 ч.
3 Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные типы. Тире между подлежащим и сказуемым. 4 ч.
4 Второстепенные члены предложения. Определение. Приложение. Дополнение. Основные виды обстоятельств. 4 ч.
5 Обобщающее повторение. Контрольный срез. 4 ч.
6 Уроки развития речи. 2 ч.

При таком большом объеме теоретического материала невольно задумываешься о том, каким образом следует формировать умения и навыки учащихся. А для этого существуют основные этапы урока, которые необходимо соблюдать.

1. Организационный
2. Проверка домашнего задания
3. Усвоение новых знаний
4. Проверка понимания учащимися нового материала
5. Формирование умений и навыков
6. Информация о домашнем задании
7. Подведение итогов урока

Этапы могут варьироваться в зависимости от типа и вида урока, но в любом случае помогут учителю и ученикам не уйти от личностно-значимой темы и проследить учебный процесс.

При методе погружения важно выбрать тип и вид урока. От правильности зависит результат.

Представляем типы и виды уроков

Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив

Сжатие учебного материала посредством укрупненного его представления требует нетрадиционных форм организации учебной деятельности. Это ролевые игры, конференции, мастерские, исполнение сказочных сюжетов, лингвистические игры, творческие тесты, деловые игры, турниры любознательных и т.д.

Такое построение учебного процесса позволяет перейти на индивидуальные учебные маршруты по предмету, которые выстраиваются в соответствии с общелицейской технологической картой построения индивидуальной образовательной траектории.

Индивидуальная образовательная траектория – это индивидуальная карта личности, учебный план по профилю, индивидуальный маршрут по учебным дисциплинам, эстетическое и творческое развитие, гражданское становление. Все это находит отражение в портфолио ученика.

А это в свою очередь дает возможность выйти на карту личных затруднений по предмету, составленную самим учеником в течение недельного погружения, и перейти на творческие задания по формированию знаний исследовательского уровня.

Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив


alt

В конечном итоге, работая по блочно-модульной технологии методом погружения, мы получили следующие результаты.

Средний показатель ЕГЭ при 100% обученности – 92% качества.

Городской показатель – 3,5; лицейский – 4,3.

 

Методом погружения более эффективно можно работать не только в инварианте, но и в вариативе. Мною был разработан и апробирован элективный курс “Язык рекламы в местных СМИ”, который построен по модулям, носит вариативный характер и преследует цель предпрофильной и профильной подготовки, то есть:

  • помогает оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • помогает создать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
  • способствует развитию личностной ориентации учащихся в общеобразовательном процессе и ответственности за индивидуальный выбор.

Данный курс был рассчитан на 18 часов лекционно-практических занятий, и поэтому метод погружения здесь был более эффективен для целостного восприятия материала.

 

Если посмотрим на структуру и содержание курса, то увидим, что весь материал объединен в модули, в зависимости от поставленной цели, то есть идет укрупнение дидактической единицы. Модуль посвящен одной личностно-значимой теме (это всеобщее) – затем блоки (общее) и единичная отработка. А если посмотрим на содержание курса, то все задания носят проблемный характер, рассчитаны на сознательный подход к изучаемому материалу, таким образом, стимулируя умственную деятельность обучаемых и их творческий потенциал, способствуя выработке умений точного выражения мысли и нестандартного подхода к решению задач.

Этого можно добиться методом погружения, когда обучающий детально изучает предмет, ежедневно находясь в атмосфере личностно-значимой темы. А выбранные формы работы с учащимися только стимулируют их интерес. Это деловая игра, работа с реальными объектами, экскурсии, эксперимент, семинар, защита проекта, беседа, зачет. Следовательно, недельно погружаясь в атмосферу рекламной деятельности, учащиеся экономического и гуманитарного профилей самостоятельно выбирают адекватную своим возможностям форму и способ экономического поведения в современных социально экономических условиях:

  • учатся владеть базовыми навыками и умениями организовывать экономическую деятельность;
  • уметь мыслить экономическими категориями;
  • проявлять инициативу и предприимчивость;
  • обладать культурой мышления и речи;
  • быть коммуникативным и стрессоустойчивым через изучение языка рекламы методом погружения.

Критерием успеха является модель выпускника

И нас радует, что после того как учащиеся закончили элективный курс, их общеучебные умения и навыки соответствуют модели выпускника лицея.

Преподавание русского языка методом погружения в рамках блочно-модульной технологии как раз и решает задачи, сформулированные исходя из приоритетных направлений современной образовательной политики.


Андриенко Наталья Викторовна, учитель русского языка
МОУ "Ангарский лицей № 1", г. Ангарск



{SL_links}

Вернуться назад