mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    15
    дек
    Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    В рамках эксперимента была выбрана блочно-модульная технология, которая позволила создать благоприятные условия для повышения качества образования по предмету, для последующей самореализации учащихся, их успешного саморазвития. Функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей деятельности. Динамичность технологии заключается в вариативности содержания, а также в возможности обучения как видам деятельности, так и способам действия, что в полной мере соответствует компетентностному подходу, который на сегодняшний день является приоритетным в современном образовании. Использование данной технологии на уроках русского языка позволяет сократить учебный курс примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала.

    В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса не может в полной мере решить задачи, сформулированные исходя из приоритетных направлений современной образовательной политики, в основе которой лежит организация профильного обучения, так как оно характеризуется:

    • опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями;
    • алгоритмизацией учебной деятельности;
    • завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности;
    • поуровневой индивидуализацией учебной и дифференциальной обучающей деятельности

    Данные характеристики дают нам возможность решить такие задачи, как:

    • повышение эффективности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени;
    • повышение целенаправленности обучения;
    • усиление мотивации обучения, информационной емкости содержания образования;
    • применение прогрессивных форм и методов обучения;
    • активизация темпов учебной деятельности
    • развитие рефлексивных навыков учебного труда.

    Решение данных задач создаст ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечит выпускнику возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования. Поэтому , когда мы решили участвовать в эксперименте, перед нами встала сложная задача, какие выбрать эффективные образовательные технологии и методы , так как русский язык является обязательным предметом для всех профилей.

    Поэтому в рамках эксперимента была выбрана блочно-модульная технология, которая позволила создать благоприятные условия для повышения качества образования по предмету, для последующей самореализации учащихся, их успешного саморазвития. Рассмотрим характеристики модульных программ:

    • Модули строятся с учетом целевого назначения информационного материала и относительной самостоятельности элементов в модуле с реализацией обратной связи
    • С учетом разброса зон ближайшего развития посредством разноуровневого обучения и блокирования предметов в группы и циклы
    • В старших классах с учетом осуществления профильного обучения, достигающего продвинутого и углубленного уровней
    • С учетом укрупнения блоков теоретического материала, его опережающего изучения и значительной экономии времени в схеме “всеобщее – общее – единичное”.
    • Обязательность в начале каждого цикла мотивационного этапа, что позволяет при многократно повторяющейся деятельности переводить умения в навыки

    В старших классах в рамках данной системы осуществлялось профильное обучение, достигающее по сложности предлагаемого материала продвинутого или углубленного уровня и дополняющее учебный процесс на базисном уровне сложности.

    Основные характеристики блочно-модульной технологии.

    • законченность блоков содержания;
    • интеграция видов и форм обучения;
    • каждый учащийся достигает поставленных целей и может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

    Функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей деятельности. Динамичность технологии заключается в вариативности содержания, а также в возможности обучения, как видам деятельности, так и способам действия, что в полной мере соответствует компетентностному подходу, который на сегодняшний день является приоритетным в современном образовании. Каковы же педагогические условия развития мотивации достижения учащихся в учебной деятельности:

    Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив

    Использование данной технологии на уроках русского языка позволяет сократить учебный курс примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Сжатие учебного материала посредством укрупненного системного его представления происходит троекратно при первичном, промежуточном и конечном обобщении.

    Рассмотрим возможности блочно-модульной технологии. Это:

    • опережающее изучение теоретического материала укрупненного блоками-модулями
    • алгоритмизация учебной деятельности
    • завершенность и согласованность циклов познания и других циклов деятельности
    • поуровневая индивидуализация обучающей деятельности
    • дальнейшее успешное самообразование и профессиональное самоопределение
    • перевод учителя из режима информирования в режим консультировани и управления учебной деятельностью ученика

    В основе блочно-модульной технологии лежат следующие принципы:

    • принцип модальности
    • принцип структуризации содержания обучения на обособленные элементы
    • принцип динамичности и гибкости
    • принцип осознанной перспективы и паритетности в ответственности за конечный результат своей деятельности

    Блочно-модульная технология представляет модель личностно-ориентированного образования современного школьника. В личностно-ориентированном образовании урок русского языка приобретает качественно иное значение, превращается в форму, которая размывает границы обучения и воспитания.

    Целостность становления черт современного человека в процессе обучения определяется тем, насколько целостен, органичен весь учебный процесс.

    Поэтому одним из основных методов данной технологии является метод погружения.

    В основе обучения выступает серия уроков (блок или блоки), посвященных одной личностно-значимой теме. Такая серия еще получила название “укрупненной дидактической единицы”. Она действует на четырех уровнях, продвигаясь от микромодуля (части урока) к модулю урока, блока уроков, личностно-значимой теме модуля, предполагая движение ученика по схеме “Всеобщее – общее – единичное” с постепенным погружением в детали цикла взаимосвязной деятельности.

    При организации недельного погружения по русскому языку отводится 22 часа. В первый день после обязательного повторения предыдущего материала учащиеся получают общие знания по теме в виде предусмотренной схемы (всеобщее). На последующих уроках рассматриваются отдельные тематические блоки, включенные в общую схему (общее) и затем происходит перевод этих знаний в единичное, которое проявляется в отработке практических навыков на разного уровня упражнениях и творческих заданиях. Это позволяет:

    1 – увеличить частотность занятий;

    2 – работает на отработку навыка по данной схеме, а это означает, что знания переходят в долговременную память

    3 – поднимать мотивацию.

    Приведем пример тематического планирования по русскому языку в 8 классе в условиях блочно-модульной технологии (учебный комплекс под ред. В.В.Бабайцевой, 102 ч.)

    1 Вводный урок. Повторение изученного в 5–7 классах. Входные контрольные работы 6 ч.
    2 Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи. Основные виды словосочетаний. Понятие о предложении. Главные и второстепенные члены предложения 22 ч.
    3 Односоставные предложения. Полные и неполные предложения 22 ч.
    4 Осложненное предложение. Предложение с однородными членами 22 ч.
    5 Предложение с обособленными членами. 22 ч.
    6 Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями. 3 ч.
    7 Предложение с обращением. Особенности слов – предложений. 2 ч.
    8 Итоговое повторение. Контрольные срезы. 3 ч.

    Тематическое планирование недельного погружения.

    1 Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи. Способы подчинительной связи. Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания 4 ч.
    2 Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложения по цели высказывания. Виды предложения по эмоциональной окраске. Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. 4 ч.
    3 Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные типы. Тире между подлежащим и сказуемым. 4 ч.
    4 Второстепенные члены предложения. Определение. Приложение. Дополнение. Основные виды обстоятельств. 4 ч.
    5 Обобщающее повторение. Контрольный срез. 4 ч.
    6 Уроки развития речи. 2 ч.

    При таком большом объеме теоретического материала невольно задумываешься о том, каким образом следует формировать умения и навыки учащихся. А для этого существуют основные этапы урока, которые необходимо соблюдать.

    1. Организационный
    2. Проверка домашнего задания
    3. Усвоение новых знаний
    4. Проверка понимания учащимися нового материала
    5. Формирование умений и навыков
    6. Информация о домашнем задании
    7. Подведение итогов урока

    Этапы могут варьироваться в зависимости от типа и вида урока, но в любом случае помогут учителю и ученикам не уйти от личностно-значимой темы и проследить учебный процесс.

    При методе погружения важно выбрать тип и вид урока. От правильности зависит результат.

    Представляем типы и виды уроков

    Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив

    Сжатие учебного материала посредством укрупненного его представления требует нетрадиционных форм организации учебной деятельности. Это ролевые игры, конференции, мастерские, исполнение сказочных сюжетов, лингвистические игры, творческие тесты, деловые игры, турниры любознательных и т.д.

    Такое построение учебного процесса позволяет перейти на индивидуальные учебные маршруты по предмету, которые выстраиваются в соответствии с общелицейской технологической картой построения индивидуальной образовательной траектории.

    Индивидуальная образовательная траектория – это индивидуальная карта личности, учебный план по профилю, индивидуальный маршрут по учебным дисциплинам, эстетическое и творческое развитие, гражданское становление. Все это находит отражение в портфолио ученика.

    А это в свою очередь дает возможность выйти на карту личных затруднений по предмету, составленную самим учеником в течение недельного погружения, и перейти на творческие задания по формированию знаний исследовательского уровня.

    Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив


    alt

    В конечном итоге, работая по блочно-модульной технологии методом погружения, мы получили следующие результаты.

    Средний показатель ЕГЭ при 100% обученности – 92% качества.

    Городской показатель – 3,5; лицейский – 4,3.

     

    Методом погружения более эффективно можно работать не только в инварианте, но и в вариативе. Мною был разработан и апробирован элективный курс “Язык рекламы в местных СМИ”, который построен по модулям, носит вариативный характер и преследует цель предпрофильной и профильной подготовки, то есть:

    • помогает оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
    • помогает создать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
    • способствует развитию личностной ориентации учащихся в общеобразовательном процессе и ответственности за индивидуальный выбор.

    Данный курс был рассчитан на 18 часов лекционно-практических занятий, и поэтому метод погружения здесь был более эффективен для целостного восприятия материала.

     

    Если посмотрим на структуру и содержание курса, то увидим, что весь материал объединен в модули, в зависимости от поставленной цели, то есть идет укрупнение дидактической единицы. Модуль посвящен одной личностно-значимой теме (это всеобщее) – затем блоки (общее) и единичная отработка. А если посмотрим на содержание курса, то все задания носят проблемный характер, рассчитаны на сознательный подход к изучаемому материалу, таким образом, стимулируя умственную деятельность обучаемых и их творческий потенциал, способствуя выработке умений точного выражения мысли и нестандартного подхода к решению задач.

    Этого можно добиться методом погружения, когда обучающий детально изучает предмет, ежедневно находясь в атмосфере личностно-значимой темы. А выбранные формы работы с учащимися только стимулируют их интерес. Это деловая игра, работа с реальными объектами, экскурсии, эксперимент, семинар, защита проекта, беседа, зачет. Следовательно, недельно погружаясь в атмосферу рекламной деятельности, учащиеся экономического и гуманитарного профилей самостоятельно выбирают адекватную своим возможностям форму и способ экономического поведения в современных социально экономических условиях:

    • учатся владеть базовыми навыками и умениями организовывать экономическую деятельность;
    • уметь мыслить экономическими категориями;
    • проявлять инициативу и предприимчивость;
    • обладать культурой мышления и речи;
    • быть коммуникативным и стрессоустойчивым через изучение языка рекламы методом погружения.

    Критерием успеха является модель выпускника

    И нас радует, что после того как учащиеся закончили элективный курс, их общеучебные умения и навыки соответствуют модели выпускника лицея.

    Преподавание русского языка методом погружения в рамках блочно-модульной технологии как раз и решает задачи, сформулированные исходя из приоритетных направлений современной образовательной политики.


    Андриенко Наталья Викторовна, учитель русского языка
    МОУ "Ангарский лицей № 1", г. Ангарск


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9410
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.