Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Мастерская творческого письма "Первый снег" Мастерская творческого письма "Первый снег"15 декабря 2008. Разместил: lessons |
Урок развития речи в 7-м классе Урок-мастерская творческого письма (2 часа для учащихся 7-х классов). Через задания, логическое построение урока учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Используется парная, индивидуальная, групповая работа. В результате урока ученики готовы "высказать сердце" в виде дневниковой записи, а помогут им в этом наблюдения за первым снегом, которые заставят задуматься о многом. Провожу урок после изучения смысловых групп наречий. Ребята, у вас есть дневники для личных записей? У кого-то есть, у кого-то нет. Сегодня я предлагаю вам записать свои слова и мысли в дневники (листочки). Начинаем с записи даты. Сейчас запишем первое слово, которое будет темой наших записей. Послушайте и определите это слово. (Звучит пьеса “Тройка” — музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. Пушкина “Метель”, на фоне музыки учитель читает отрывок из “Разговора о снеге” Б. Петрова). … Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Что это? (Снег, снежок, снежище.) Запишем. … Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами… Учитель раздает карточки, на каждой карандашом в уголке написано по одному слову: снег, вьюга, метель, пурга, поземка, моё настроение, птицы и т.д. Напишите на карточке по два предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном. (Индивидуально). А затем сложите и пронумеруйте карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. (Групповая работа). Слушаем тексты. А теперь нарисуйте найденное вами в начале урока слово (снег). Вы теперь художники и на снег посмотрим глазами художника. Подберем цветовую лексику, которую можно использовать и при создании рисунка, и при описании зимнего дня. Каким же бывает снег? В результате работы появляется запись: Рисунки, созданные ребятами, вывешиваются на доску. Какие другие слова всплывают в памяти, когда слышите слово снег? Запишите их в столбик. А теперь добавьте к ним сравнения, олицетворения, эпитеты. После выполнения задания учащиеся читают по одному — два словосочетания вслух. В результате записи дополняются. Используя свои записи, напишите небольшой текст. Выразите свое отношение к снегу, свое настроение (5 мин.) Работа закончена, обмен мнениями в группах. Затем представители групп читают свои работы (4 группы — 4 работы). Послушайте песню “У природы нет плохой погоды”. Выделите основную мысль и запишите её для себя. (Дождь и снег — любое время года надо благодарно принимать. И т.д). А теперь поработаем с текстом С. Иванова из серии “Каким бывает снег?”. (Тексты размножены и розданы группам). Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья… Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото… Разделите текст на абзацы, определите микротемы каждого абзаца — напишите план; определите тип речи. (Работа в парах). Обмен мнениями в группах, потом общее обсуждение. (4 абзаца. Примерный план 1. Январский снег. 2. Чудесный день. 3. Морозище. 4. Синяя тропинка. Тип речи — описание.) А сейчас посмотрите на свои рисунки, вспомните и просмотрите свои записи, расскажите, какой снег вы нарисовали. (Слушаем всех). Теперь попробуйте написать определение слова снег. Снег — это … (Групповая работа.) Снег — это зима, волшебство, веселье, Новый год, снежинки и т.д. Помните, у Пушкина — зимнее утро? Какое оно? А вот у Брюсова зимний день:
Какая зима изображена? (Это всё волшебная зима). У Б. Пастернака — “Зимняя ночь”. (Читаю отрывок о зиме, зажигаю свечу).
Это — взгляд из окна. Тут в комнате свеча — это знак дома, очага, защищенности (как у Пушкина – затопленная печь). А там, за окном, метель, вихрь, тьма — бесприютность, смятение, неприкаянность. Всё не так безмятежно и радостно, и волшебно, как у Брюсова и Пушкина. Ребята делают вывод, что зима, снег — не всегда повод к веселью, к удивлению, а скорее, к раздумью. Включаю запись романса С. Никитина на слова Б. Пастернака “Снег идет”.
Мы живем изо дня в день, не замечая хода времени; но вот пошел снег, и поэт услышал и увидел ход дней, лет. Посмотрите в окно, медленно падают снежинки, бьются в окно. (Ребята смотрят). В это время читаю стихотворение Рубцова “Выпал снег”:
Ребята выделяют главное и записывают: “Выпал снег — и всё забылось, чем душа была полна!…” А чем она была полна? (Безнадежностью, тоской, печалью и т.д). “Снег летит — гляди и слушай!” Что слушать? Тишину, себя — в тебе что-то меняется от первого снега. Послушайте себя и запишите несколько строк в дневник. Для памяти, просто так. Обсуждение результатов занятия. (Cовсем по-другому воспринимаю снег; стало почему-то грустно; хочется высказать себя на бумаге). Как продолжение — домашняя работа с использованием картины И. Попова “Первый снег” по тексту упражнения 211 (Рус. яз.: учеб. для 7 кл. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2003.) Ребятам предлагают создать дневниковую запись, при затруднениях можно обратиться к предложенному началу. Андронюк Лия Федоровна, Учитель
МОУ Игримская СОШ
Вернуться назад |