mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    15
    дек
    Мастерская творческого письма "Первый снег"
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок развития речи в 7-м классе

    Урок-мастерская творческого письма (2 часа для учащихся 7-х классов). Через задания, логическое построение урока учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Используется парная, индивидуальная, групповая работа. В результате урока ученики готовы "высказать сердце" в виде дневниковой записи, а помогут им в этом наблюдения за первым снегом, которые заставят задуматься о многом. Провожу урок после изучения смысловых групп наречий.


    Ребята, у вас есть дневники для личных записей?

    У кого-то есть, у кого-то нет. Сегодня я предлагаю вам записать свои слова и мысли в дневники (листочки). Начинаем с записи даты.

    Сейчас запишем первое слово, которое будет темой наших записей. Послушайте и определите это слово.

    (Звучит пьеса “Тройка” — музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. Пушкина “Метель”, на фоне музыки учитель читает отрывок из “Разговора о снеге” Б. Петрова).

    Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым.

    Что это? (Снег, снежок, снежище.) Запишем.

    Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…

    Учитель раздает карточки, на каждой карандашом в уголке написано по одному слову: снег, вьюга, метель, пурга, поземка, моё настроение, птицы и т.д.

    Напишите на карточке по два предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном. (Индивидуально).

    А затем сложите и пронумеруйте карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. (Групповая работа).

    Слушаем тексты.

    А теперь нарисуйте найденное вами в начале урока слово (снег). Вы теперь художники и на снег посмотрим глазами художника. Подберем цветовую лексику, которую можно использовать и при создании рисунка, и при описании зимнего дня. Каким же бывает снег?

    В результате работы появляется запись:

    Мастерская творческого письма "Первый снег"

    Рисунки, созданные ребятами, вывешиваются на доску.

    Какие другие слова всплывают в памяти, когда слышите слово снег? Запишите их в столбик.

    А теперь добавьте к ним сравнения, олицетворения, эпитеты.

    После выполнения задания учащиеся читают по одному — два словосочетания вслух.

    В результате записи дополняются.

    Используя свои записи, напишите небольшой текст. Выразите свое отношение к снегу, свое настроение (5 мин.)

    Работа закончена, обмен мнениями в группах. Затем представители групп читают свои работы (4 группы — 4 работы).

    Послушайте песню “У природы нет плохой погоды”. Выделите основную мысль и запишите её для себя.

    (Дождь и снег — любое время года надо благодарно принимать. И т.д).

    А теперь поработаем с текстом С. Иванова из серии “Каким бывает снег?”. (Тексты размножены и розданы группам).

    Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья… Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…

    Разделите текст на абзацы, определите микротемы каждого абзаца — напишите план; определите тип речи. (Работа в парах).

    Обмен мнениями в группах, потом общее обсуждение.

    (4 абзаца. Примерный план

    1. Январский снег.

    2. Чудесный день.

    3. Морозище.

    4. Синяя тропинка.

    Тип речи — описание.)

    А сейчас посмотрите на свои рисунки, вспомните и просмотрите свои записи, расскажите, какой снег вы нарисовали. (Слушаем всех).

    Теперь попробуйте написать определение слова снег. Снег — это … (Групповая работа.)

    Снег — это зима, волшебство, веселье, Новый год, снежинки и т.д.

    Помните, у Пушкина — зимнее утро? Какое оно?

    А вот у Брюсова зимний день:

    Серебро, огни и блестки,
    Целый мир из серебра!
    Экипажи, пешеходы,
    На лазури белый дым,
    Жизнь людей и жизнь природы
    Полны новым и святым.

    Какая зима изображена? (Это всё волшебная зима).

    У Б. Пастернака — “Зимняя ночь”. (Читаю отрывок о зиме, зажигаю свечу).

    Мело, мело по всей земле,
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.
    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со двора
    К оконной раме.
    Метель лепила на стекле
    Кружки и стрелы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела…

    Это — взгляд из окна. Тут в комнате свеча — это знак дома, очага, защищенности (как у Пушкина – затопленная печь). А там, за окном, метель, вихрь, тьма — бесприютность, смятение, неприкаянность.

    Всё не так безмятежно и радостно, и волшебно, как у Брюсова и Пушкина.

    Ребята делают вывод, что зима, снег — не всегда повод к веселью, к удивлению, а скорее, к раздумью.

    Включаю запись романса С. Никитина на слова Б. Пастернака “Снег идет”.

    Снег идет, густой-густой.
    В ногу с ним, стопами теми,
    В том же темпе, с ленью той
    Или с той же быстротой,
    Может быть, проходит время?
    Может быть, за годом год
    Следуют, как жизнь идет,
    Или как слова в поэме?…

    Мы живем изо дня в день, не замечая хода времени; но вот пошел снег, и поэт услышал и увидел ход дней, лет.

    Посмотрите в окно, медленно падают снежинки, бьются в окно. (Ребята смотрят).

    В это время читаю стихотворение Рубцова “Выпал снег”:

    Выпал снег — и все забылось,
    Чем душа была полна!
    Сердце проще вдруг забилось,
    Словно выпил я вина.
    Снег летит — гляди и слушай!
    Так вот, просто и хитро,
    Жизнь порой врачует душу…
    Ну и ладно! И добро.

    Ребята выделяют главное и записывают:

    “Выпал снег — и всё забылось, чем душа была полна!…”

    А чем она была полна? (Безнадежностью, тоской, печалью и т.д).

    “Снег летит — гляди и слушай!”

    Что слушать? Тишину, себя — в тебе что-то меняется от первого снега. Послушайте себя и запишите несколько строк в дневник. Для памяти, просто так.

    Обсуждение результатов занятия. (Cовсем по-другому воспринимаю снег; стало почему-то грустно; хочется высказать себя на бумаге).

    Как продолжение — домашняя работа с использованием картины И. Попова “Первый снег” по тексту упражнения 211 (Рус. яз.: учеб. для 7 кл. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2003.) Ребятам предлагают создать дневниковую запись, при затруднениях можно обратиться к предложенному началу.


    Андронюк Лия Федоровна, Учитель
    МОУ Игримская СОШ


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 14811
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.