mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    06
    апр
    Зимние изменения в природе. Декабрь.
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Зимние
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Интегрированный урок окружающего мира и музыки (1-й класс)

    Одна из основных задач, которые решает учитель на уроках окружающего мира, - это умение видеть и замечать необычное в простых предметах, учить детей чувствовать, слушать и слышать то, что находится вокруг них. Представленный нами урок «Декабрь. Свойства снега» показывает, как сочетание музыки, стихотворных произведений, наглядные образы объектов природы и творческая направленность практических заданий помогают детям более внимательно и вдумчиво изучать программный материал.

    Цели урока:

    Выявить сезонные изменения в природе, произошедшие с наступлением зимы; расширить представления детей о снеге и его свойствах; понаблюдать за особенностями поведения в зимний период.

    Учить слушать музыку, понимать ее настроение и замысел композитора; познакомить с музыкальными “красками”: темп, регистр, мелодия; показать взаимопроникновение поэзии и музыки и окружающего мира

    Оборудование:

    слайды зимнего леса (лиственного, хвойного и смешанного), насекомых, птиц, зверей, следов зверей на снегу;

    рисунки снежинок,

    рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать”, учебник “Окружающий мир, 1 класс” (Н.Ф.Виноградова, “Школа”),

    раздаточный материал для детей;

    Проигрыватель, магнитофон,

    аудиозаписи: М.Крутицкий “Зима”, П. Чайковский “Ноябрь” (На тройке), Ц.Кюи “Зима”, В.Веселов “Береза”, Э.Григ “Утро”, Г.Свиридов “Метель”, А.Скрябин “Этюд” соч.8 №2 К.Дебюсси “Арабески”;

    стихи А.С.Пушкина, С.Есенина, И.Бунина, Н.Дрожжина.

    Условные обозначения:

    О.М. – этапы урока окружающего мира,

    М. – этапы урока музыки.

    Ход урока.

    Организационный момент.

    Вход под музыку К.Дебюсси “Арабески”.

    М. – Ребята, вы уже знаете, что выражает музыка?

    Правильно, наши чувства, переживания.

    Она может рассказать о различных чертах характера, нарисовать портрет человека. Но музыка может так же нарисовать картины природы. Композитор, как и поэт, если изображает природу, то наделяет ее тем чувством, которое испытывает сам.

    Времена года, как люди, разные лицом и характером. Самое волшебное время года, пожалуй, зима. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.

    А природа зимой? На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель… а какой зимний день разный: то – сверкающий, солнечный, звонкий, то – серенький, мягкий, тихий…

    О.М. – Люди, которые наблюдают за явлениями природы, называются фенологами. Они считают, что зима наступает тогда, когда замерзают водоемы и устанавливается прочный снеговой покров. Только что выпавший снег бывает белым и рыхлым, потому что состоит из ледяных кристаллов, которые мы называем снежинками. ( Рисунки снежинок)

    Тихая морозная погода. Красивые шестиугольные снежинки падают на землю. В такую погоду снежинки долетают до земли и не ломаются, и сухой снег скрипит под ногами.

    Теплая погода. Снежинки липнут друг к другу, и получаются хлопья. Снег липкий, мягкий, снежинки не ломаются, не скрипят.

    Ветреная, морозная погода. Снежинки похожи на крупу. Ветер сломал у них лучи. Снег не липкий.

    Работа по учебнику. С.51.

    М. И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная, бесстрастная красавица, сродни Снежной королеве.

    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идет волшебница-зима.
    Пришла, рассыпалась, клоками
    Повисла на суках дубов;
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов.
    Брега с недвижною рекою
    Сравняла пухлой пеленою.
    Блеснул мороз…

    Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.

    Заколдован невидимкой,
    Дремлет лес под сказку сна.
    Словно белою косынкой
    Подвязалася сосна…
    Чародейкою зимою
    Околдован, лес стоит –
    И под снежной бахромою
    Чудной жизнью он блестит…

    Звучит музыка: М.Крутицкий “Зима”.

    (Тянутся длинные аккорды, создавая ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре.)

    О.М. Снежинки все вместе становятся непрозрачными и поэтому не могут пропустить через себя весь луч солнца, они целиком отражают нам его в глаза. А снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший свет белого солнечного луча.

    Физминутка.

    (Выполняется под звуки музыки Э.Грига “Утро”).

    Мы снежинки, мы пушинки,
    Покружиться мы не прочь.
    Мы снежинки - балеринки,
    Мы танцуем день и ночь.
    Встанем вместе все в кружок –
    Получается снежок.
    Мы деревья побелили,
    Крыши пухом замели.
    Землю бархатом укрыли
    И от стужи сберегли.

    - Всем приходилось наблюдать снежинки. Что вы можете о них рассказать? (Выслушиваются ответы детей).

    Величина и форма снежинок зависит от влажности и температуры воздуха. Но зима ведь проказница! Морозит, бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Горят на холоде щеки, захватывает дух!

    М. Чтоб скорее ветра
    Полетели сани,
    Нужны нам люди крепкие,
    С веселыми сердцами!

    Звучит музыка П.Чайковского “На тройке” (фрагмент).

    Слышите, как звучат бубенчики, сопровождая бег саней?

    А ребятишкам зимой – приволье! Можно кататься на санках, играть в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговика!

    Прочь от дома на снежный простор!
    На салазках они покатили.
    Оглашается криками двор –
    Великана из снега слепили!
    Палку в нос, провертели глаза
    И надели лохматую шапку.
    И стоит он, ребячья гроза, -
    Вот возьмет, вот ухватит в охапку!
    Звучит музыка Ц.Кюи “Зима”.

    О.М. Задание в “Рабочей тетради”. С.24.

    М. А выглянешь в окно – деревья красуются невиданными нарядами. И вновь по-разному увидели красавицу березу поэты и композиторы.

    Белая береза

    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.

    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.

    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.

    Звучит музыка В.Веселова “Береза”.

    О.М. (фоном звучит музыка А.Скрябина “Этюд” соч.8№2). Лес зимою тоже разный. Давайте остановимся и понаблюдаем за жизнью в лесу.

     

    Слайд 1. Многие деревья и кустарники сбросили листья и стоят голые, в лесу стало далеко видно. Под деревьями белым покрывалом лежит глубокий снег – он укрыл землю, траву, опавшие листья, лежит на ветках, украшая лес. (рис.1)

    Слайд 2. А хвойные деревья ярко выделяются на фоне снега зеленью. Но и они укутаны снежным покрывалом. (рис.2)

    Слайд 3. Из-под снега, особенно на опушках, торчат вершинки травянистых растений. На ветках деревьев кустарников и трав видны плоды и семена, которые треплет ветер, отрывает их, уносит в сторону и разбрасывает по снегу. (рис.3)

    Слайд 4. Холод и голод загнали насекомых в убежища, где они впали в оцепенение – спячку. (рис.4)

    Слайд 5. Птицы быстро передвигаются по веткам, внимательно осматривая их кору, отыскивая насекомых. Многие птицы раздалбливают плоды растений, добывая себе на корм семена. Если в лесу есть хвойные деревья , можно найти кузницу дятла или клеста: они зажимают шишку хвойных деревьев в удобную развилку веток и раздалбливают ее. (рис.5)

    Слайд 6. На снегу много следов животных. Вот пробежал заяц. Вот идут цепочки мышиных следов. По краю опушки прошла лиса. А вглубь леса уходят следы волчьей стаи. Здесь перебегала белочка с ели на сосну. (рис.6)

    Слайд 7. Всех животных в это время года объединяет их теплая зимняя шуба. (рис.7)

    Физминутка.

    Под музыку изобразить движения животных.

    М. итак, на этом уроке, наблюдая за зимними особенностями в природе, мы познакомились с музыкальными и стихотворными произведениями различного характера.

    Зима рисует белыми и голубыми красками, а какие краски используют композиторы и поэты? Поэты рисуют зиму необыкновенно красивыми словами. А композиторы используют целый ряд музыкальных “красок”: темп – быстрый или медленный, регистр – высокий или низкий, мелодия – то плавная, певучая, то быстрая, стремительная, похожая на скороговорку.

    О.М. а еще мы поговорили о зимнем периоде в природе и изменениях в жизни растений и животных. Главная отличительная особенность нашей зимы – это снежный покров. Снег в природе образуется при замерзании капелек воды. Он состоит из шестиугольных отдельных снежинок. Снег – “надежное одеяло”, которое защищает почву, растения, воду и даже животных от холода.


    Скачать рисунок 1: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения1_(support.shpors.ru).jpg
    Скачать рисунок 2: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения2_(support.shpors.ru).jpg
    Скачать рисунок 3: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения3_(support.shpors.ru).jpg
    Скачать рисунок 4: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения4_(support.shpors.ru).jpg
    Скачать рисунок 5: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения5_(support.shpors.ru).jpg
    Скачать рисунок 6: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения6_(support.shpors.ru).jpg
    Скачать рисунок 7: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения7_(support.shpors.ru).jpg

    Васильева Надежда Анатольевна, учитель начальных классов

    МОУ ООШ №24, г.Новокузнецк



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 10358
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.