Vlivkor.Com > Сценарии, Зимние > Зимние изменения в природе. Декабрь. Зимние изменения в природе. Декабрь.6 апреля 2011. Разместил: lessons |
Интегрированный урок окружающего мира и музыки (1-й класс)Одна из основных задач, которые решает учитель на уроках окружающего мира, - это умение видеть и замечать необычное в простых предметах, учить детей чувствовать, слушать и слышать то, что находится вокруг них. Представленный нами урок «Декабрь. Свойства снега» показывает, как сочетание музыки, стихотворных произведений, наглядные образы объектов природы и творческая направленность практических заданий помогают детям более внимательно и вдумчиво изучать программный материал.Цели урока: Выявить сезонные изменения в природе, произошедшие с наступлением зимы; расширить представления детей о снеге и его свойствах; понаблюдать за особенностями поведения в зимний период. Учить слушать музыку, понимать ее настроение и замысел композитора; познакомить с музыкальными “красками”: темп, регистр, мелодия; показать взаимопроникновение поэзии и музыки и окружающего мира Оборудование: слайды зимнего леса (лиственного, хвойного и смешанного), насекомых, птиц, зверей, следов зверей на снегу; рисунки снежинок, рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать”, учебник “Окружающий мир, 1 класс” (Н.Ф.Виноградова, “Школа”), раздаточный материал для детей; Проигрыватель, магнитофон, аудиозаписи: М.Крутицкий “Зима”, П. Чайковский “Ноябрь” (На тройке), Ц.Кюи “Зима”, В.Веселов “Береза”, Э.Григ “Утро”, Г.Свиридов “Метель”, А.Скрябин “Этюд” соч.8 №2 К.Дебюсси “Арабески”; стихи А.С.Пушкина, С.Есенина, И.Бунина, Н.Дрожжина. Условные обозначения: О.М. – этапы урока окружающего мира, М. – этапы урока музыки. Ход урока. Организационный момент. Вход под музыку К.Дебюсси “Арабески”. М. – Ребята, вы уже знаете, что выражает музыка? Правильно, наши чувства, переживания. Она может рассказать о различных чертах характера, нарисовать портрет человека. Но музыка может так же нарисовать картины природы. Композитор, как и поэт, если изображает природу, то наделяет ее тем чувством, которое испытывает сам. Времена года, как люди, разные лицом и характером. Самое волшебное время года, пожалуй, зима. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами. А природа зимой? На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель… а какой зимний день разный: то – сверкающий, солнечный, звонкий, то – серенький, мягкий, тихий… О.М. – Люди, которые наблюдают за явлениями природы, называются фенологами. Они считают, что зима наступает тогда, когда замерзают водоемы и устанавливается прочный снеговой покров. Только что выпавший снег бывает белым и рыхлым, потому что состоит из ледяных кристаллов, которые мы называем снежинками. ( Рисунки снежинок) Тихая морозная погода. Красивые шестиугольные снежинки падают на землю. В такую погоду снежинки долетают до земли и не ломаются, и сухой снег скрипит под ногами. Теплая погода. Снежинки липнут друг к другу, и получаются хлопья. Снег липкий, мягкий, снежинки не ломаются, не скрипят. Ветреная, морозная погода. Снежинки похожи на крупу. Ветер сломал у них лучи. Снег не липкий. Работа по учебнику. С.51. М. И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная, бесстрастная красавица, сродни Снежной королеве. Вот север, тучи нагоняя, Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием. Заколдован невидимкой, Звучит музыка: М.Крутицкий “Зима”. (Тянутся длинные аккорды, создавая ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре.) О.М. Снежинки все вместе становятся непрозрачными и поэтому не могут пропустить через себя весь луч солнца, они целиком отражают нам его в глаза. А снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший свет белого солнечного луча. Физминутка. (Выполняется под звуки музыки Э.Грига “Утро”). Мы снежинки, мы пушинки, - Всем приходилось наблюдать снежинки. Что вы можете о них рассказать? (Выслушиваются ответы детей). Величина и форма снежинок зависит от влажности и температуры воздуха. Но зима ведь проказница! Морозит, бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Горят на холоде щеки, захватывает дух! М. Чтоб скорее ветра Звучит музыка П.Чайковского “На тройке” (фрагмент). Слышите, как звучат бубенчики, сопровождая бег саней? А ребятишкам зимой – приволье! Можно кататься на санках, играть в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговика! Прочь от дома на снежный простор! О.М. Задание в “Рабочей тетради”. С.24. М. А выглянешь в окно – деревья красуются невиданными нарядами. И вновь по-разному увидели красавицу березу поэты и композиторы. Белая береза Под моим окном На пушистых ветках И стоит береза Звучит музыка В.Веселова “Береза”. О.М. (фоном звучит музыка А.Скрябина “Этюд” соч.8№2). Лес зимою тоже разный. Давайте остановимся и понаблюдаем за жизнью в лесу.
Слайд 1. Многие деревья и кустарники сбросили листья и стоят голые, в лесу стало далеко видно. Под деревьями белым покрывалом лежит глубокий снег – он укрыл землю, траву, опавшие листья, лежит на ветках, украшая лес. (рис.1) Слайд 2. А хвойные деревья ярко выделяются на фоне снега зеленью. Но и они укутаны снежным покрывалом. (рис.2) Слайд 3. Из-под снега, особенно на опушках, торчат вершинки травянистых растений. На ветках деревьев кустарников и трав видны плоды и семена, которые треплет ветер, отрывает их, уносит в сторону и разбрасывает по снегу. (рис.3) Слайд 4. Холод и голод загнали насекомых в убежища, где они впали в оцепенение – спячку. (рис.4) Слайд 5. Птицы быстро передвигаются по веткам, внимательно осматривая их кору, отыскивая насекомых. Многие птицы раздалбливают плоды растений, добывая себе на корм семена. Если в лесу есть хвойные деревья , можно найти кузницу дятла или клеста: они зажимают шишку хвойных деревьев в удобную развилку веток и раздалбливают ее. (рис.5) Слайд 6. На снегу много следов животных. Вот пробежал заяц. Вот идут цепочки мышиных следов. По краю опушки прошла лиса. А вглубь леса уходят следы волчьей стаи. Здесь перебегала белочка с ели на сосну. (рис.6) Слайд 7. Всех животных в это время года объединяет их теплая зимняя шуба. (рис.7) Физминутка. Под музыку изобразить движения животных. М. итак, на этом уроке, наблюдая за зимними особенностями в природе, мы познакомились с музыкальными и стихотворными произведениями различного характера. Зима рисует белыми и голубыми красками, а какие краски используют композиторы и поэты? Поэты рисуют зиму необыкновенно красивыми словами. А композиторы используют целый ряд музыкальных “красок”: темп – быстрый или медленный, регистр – высокий или низкий, мелодия – то плавная, певучая, то быстрая, стремительная, похожая на скороговорку. О.М. а еще мы поговорили о зимнем периоде в природе и изменениях в жизни растений и животных. Главная отличительная особенность нашей зимы – это снежный покров. Снег в природе образуется при замерзании капелек воды. Он состоит из шестиугольных отдельных снежинок. Снег – “надежное одеяло”, которое защищает почву, растения, воду и даже животных от холода. Скачать рисунок 1: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения1_(support.shpors.ru).jpg
Скачать рисунок 2: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения2_(support.shpors.ru).jpg
Скачать рисунок 3: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения3_(support.shpors.ru).jpg
Скачать рисунок 4: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения4_(support.shpors.ru).jpg
Скачать рисунок 5: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения5_(support.shpors.ru).jpg
Скачать рисунок 6: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения6_(support.shpors.ru).jpg
Скачать рисунок 7: http://doc.support.shpors.ru/201104/Зимние изменения7_(support.shpors.ru).jpg
Васильева Надежда Анатольевна, учитель начальных классов МОУ ООШ №24, г.Новокузнецк Вернуться назад |