mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    10
    дек
    Природные зоны. Растительный и животный мир тайги.
    Рейтинг:
    Категория: Открытые уроки
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Конспект урока природоведения в 4-м классе

    Представленный урок знакомит с растительным и животным миром тайги; развивает познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом; воспитывает любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру. На уроке используется мультимедийная презентация.


    Цели:

    1. познакомить с растительным и животным миром тайги;
    2. развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;
    3. воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

    Оборудование:

    1. карта природных зон;
    2. картины, фотографии с изображением
    3. растительности и животных тайги;
    4. карточки для индивидуальной работы;
    5. презентация;
    6. рисунки детей;
    7. таблица “Части лесной зоны”
    8. гербарий.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    2. Проверка знаний. Актуализация знаний.

    - С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

    - Что вы знаете о лесной зоне? Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

    Карта “Природные зоны России”. 1 слайд (презентация)

    - На какие части делится зона лесов? (Таблица “Части лесной зоны”). 2 слайд.

    3. Сообщение темы и целей урока.

    - Сегодня мы узнаем об одном из видов леса.

    Послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком. 3 слайд.

        Пойдем со мной в наш тихий лес,
        Там есть черника и морошка,
        Там всевозможнейших чудес
        Сто тысяч – и еще немножко!
        Присев под кедром отдохнуть,
        Вдохнем смолистый запах шишек,
        И пусть ровней задышит грудь,
        Стряхнув усталости излишек.

    - О каком виде леса идет речь? Как вы догадались?

    - Определите тему и цели урока.

    (Лесная зона. Тайга. Познакомимся с растительным и животным миром тайги)

    4. Новая тема.

    Приглашение в тайгу.

    Видеоролик “Тайга”. 4 слайд

    1. Растительный мир тайги.

    - Что же означает слово ТАЙГА?

        Словарь С.И.Ожегова – дикий хвойный лес.

        В.И.Даля – обширные, сплошные леса, непроходимая глушь.

        В.В.Репкина – дикий, труднопроходимый лес.

    Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.

    Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна .

    - Чем же различаются эти деревья?

    5, 6 слайды

    Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

    Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины “В сосновом лесу”).

    7 слайд

    Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

    8 слайд

    Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).

    9 слайд

    Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки (показ шишки и ее семян).

    10 слайд

    В нижнем ярусе тайги растут кустарники: шиповник, малина, смородина, можжевельник;

    11, 12, 13 слайды

    травянистые растения: кислица, брусника, голубика, черника, клюква, морошка и т.д. а так же мхи, лишайники, грибы.

    - И так: какие же растения типичны для тайги?

    14 слайд

    2. Животный мир тайги.

    Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.

    - Посмотрите на карту и назовите животных тайги. (Атлас с.14–15)

    В зоне тайги живут: лоси, медведи, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

    15 слайд

    Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

    Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

    Лиса – хищница, охотник-одиночка.

    Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

    16 слайд. Ёжик

    17 слайд. Белка

    18 слайд. Бурундук

    19 слайд. Кабаны

    Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

    Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо, подкрадывается к ней.

    20 слайд

    Вот птицы, живущие в лесной полосе.

    Дятел, клест, снегирь, синица.

    21 слайд. Скворец

    22 слайд. Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

    23 слайд. Краснозобая казарка

    В лесах живут не только звери, птицы, насекомые, но и лягушки, жабы, змеи (гадюка, уж). В Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.

    В реках и озёрах тайги водится огромное количество рыбы.

    Люди с давних пор охотились на многих лесных животных. Из-за неумеренной охоты лось, кабан, соболь были почти полностью истреблены. Их удалось спасти только благодаря строгой охране.

    Чтобы сохранить растения и животных тайги, созданы заповедники, заказники и национальные парки.

    Видеоролик “Животные леса”. 24 слайд

    На территории ХМАО 2 заповедника: Малая Сосьва и Юганский, 3 заказника – Васпухольский, Верхнее-Кондинский и Елизаровский.

    - О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много разных видов животных А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

    (Показ слайда “Сообщество”). 25 слайд

    5. Закрепление.

    - Составьте цепи питания.

    6. Итог урока.

    26 слайд

    - Сегодня мы ближе познакомились с одним из видов леса – тайгой. Но у нас еще есть 2 вида. Поставьте цели на следующий урок. (Познакомиться с растениями и животными смешанного и широколиственного леса)

    7. Домашнее задание.

    Учебник стр.62–66.

    Рабочая тетрадь с. 22 задание 45 – нарисовать, как ты представляешь себе тайгу.


    Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2012/12/Природные зоны_презентация_(support.shpors.ru).ppt

    Данилова Марина Геннадьевна, учитель начальных классов

    МОУ № 5 "Гимназия" г. Мегион



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9568
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.