Конспект урока природоведения в 4-м классе
Представленный урок знакомит с растительным и животным миром тайги; развивает познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом; воспитывает любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру. На уроке используется мультимедийная презентация.
Цели:
- познакомить с растительным и животным миром тайги;
- развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- карта природных зон;
- картины, фотографии с изображением
- растительности и животных тайги;
- карточки для индивидуальной работы;
- презентация;
- рисунки детей;
- таблица “Части лесной зоны”
- гербарий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний. Актуализация знаний.
- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы знаете о лесной зоне? Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.
Карта “Природные зоны России”. 1 слайд (презентация)
- На какие части делится зона лесов? (Таблица “Части лесной зоны”). 2 слайд.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы узнаем об одном из видов леса.
Послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком. 3 слайд.
Пойдем со мной в наш тихий лес, Там есть черника и морошка, Там всевозможнейших чудес Сто тысяч – и еще немножко! Присев под кедром отдохнуть, Вдохнем смолистый запах шишек, И пусть ровней задышит грудь, Стряхнув усталости излишек.
- О каком виде леса идет речь? Как вы догадались?
- Определите тему и цели урока.
(Лесная зона. Тайга. Познакомимся с растительным и животным миром тайги)
4. Новая тема.
Приглашение в тайгу.
Видеоролик “Тайга”. 4 слайд
1. Растительный мир тайги.
- Что же означает слово ТАЙГА?
Словарь С.И.Ожегова – дикий хвойный лес.
В.И.Даля – обширные, сплошные леса, непроходимая глушь.
В.В.Репкина – дикий, труднопроходимый лес.
Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна .
- Чем же различаются эти деревья?
5, 6 слайды
Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины “В сосновом лесу”).
7 слайд
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
8 слайд
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).
9 слайд
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки (показ шишки и ее семян).
10 слайд
В нижнем ярусе тайги растут кустарники: шиповник, малина, смородина, можжевельник;
11, 12, 13 слайды
травянистые растения: кислица, брусника, голубика, черника, клюква, морошка и т.д. а так же мхи, лишайники, грибы.
- И так: какие же растения типичны для тайги?
14 слайд
2. Животный мир тайги.
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.
- Посмотрите на карту и назовите животных тайги. (Атлас с.14–15)
В зоне тайги живут: лоси, медведи, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
15 слайд
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Лиса – хищница, охотник-одиночка.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
16 слайд. Ёжик
17 слайд. Белка
18 слайд. Бурундук
19 слайд. Кабаны
Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо, подкрадывается к ней.
20 слайд
Вот птицы, живущие в лесной полосе.
Дятел, клест, снегирь, синица.
21 слайд. Скворец
22 слайд. Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
23 слайд. Краснозобая казарка
В лесах живут не только звери, птицы, насекомые, но и лягушки, жабы, змеи (гадюка, уж). В Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.
В реках и озёрах тайги водится огромное количество рыбы.
Люди с давних пор охотились на многих лесных животных. Из-за неумеренной охоты лось, кабан, соболь были почти полностью истреблены. Их удалось спасти только благодаря строгой охране.
Чтобы сохранить растения и животных тайги, созданы заповедники, заказники и национальные парки.
Видеоролик “Животные леса”. 24 слайд
На территории ХМАО 2 заповедника: Малая Сосьва и Юганский, 3 заказника – Васпухольский, Верхнее-Кондинский и Елизаровский.
- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много разных видов животных А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
(Показ слайда “Сообщество”). 25 слайд
5. Закрепление.
- Составьте цепи питания.
6. Итог урока.
26 слайд
- Сегодня мы ближе познакомились с одним из видов леса – тайгой. Но у нас еще есть 2 вида. Поставьте цели на следующий урок. (Познакомиться с растениями и животными смешанного и широколиственного леса)
7. Домашнее задание.
Учебник стр.62–66.
Рабочая тетрадь с. 22 задание 45 – нарисовать, как ты представляешь себе тайгу.
Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2012/12/Природные зоны_презентация_(support.shpors.ru).ppt
Данилова Марина Геннадьевна, учитель начальных классов
МОУ № 5 "Гимназия" г. Мегион
{SL_links}
Вернуться назад
|