Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Зерно интонации Зерно интонации16 января 2009. Разместил: lessons |
Урок музыки в 3 классе Материал раскрывает сложное понятие "зерно интонации" в ходе путешествия по улицам города "Интонация". Главная задача учителя - это подвести ребят к пониманию "зерна интонации" как наименьшей выразительно-смысловой частицы музыки. В ходе анализа музыкального произведения учащиеся выясняют, что в "зерне" содержится зародыш мелодии, ритма и других элементов музыкальной речи, а главное - характер музыки. Цель: сформулировать понятие “зерно интонации”. Задачи урока:
Оборудование:
Ход урокаОргмомент: со звонком учащиеся заходят в класс под музыку. Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию в мажоре и миноре: “Здравствуйте, ребята!”, “Добрый день!”. Учитель: Какие жители города “Интонация” с нами поздоровались и чем отличались их приветствия? Дети: Одно приветствие звучало в мажоре, другое в миноре. Приветствовали нас Домифин и Рефаэлла, которые живут на улице “Грустных и радостных интонаций”. В приветствии Рефаэллы III ступень понижена, что делает её интонацию грустной и минорной. Повторение пройденного материала Проверка домашнего задания: рисунки домиков для Домифина и Рефаэллы, выполненные детьми. Учитель: Расскажите о городе “Интонация” и её жителях. Дети: Слово интонация в переводе означает громкое произношение, повышение или понижение голоса. В этом городе есть улица “Музыкальных и речевых интонаций”, где живёт монтёр Егор, который рассказал нам о сходствах и различиях этих интонаций, что логическое ударение является правилом, от которого зависит выразительность интонаций. На улице “Правила интонации” мы узнали правила, при соблюдении которых наша интонация будет выразительной. Учитель: О каком сказочном герое нам рассказала Рефаэлла на прошлом уроке? Дети: Рефаэлла рассказала нам о Бабе Яге, Кощее Бессмертном и их проделках. (Обратить внимание ребят на рабочую иллюстрацию к произведению, где изображены не только герои, но и имеется нотная запись и слова песни). Учитель: Какие интонации слышны в произведении “Песня-плач Бабы Яги”, муз. Т. Ефимова, сл. Успенского? Дети: В песне слышны грустные, минорные интонации. Баба яга плачет, рыдает над умершим Кощеем. (Исполнение песни “Песня - плач Бабы Яги” муз. Т.Ефимова. Работа над дикцией, интонацией, ритмом, динамическими оттенками.) Учитель: Правду рассказала Баба Яга? Как вы об этом догадались? Дети: Нет, Баба Яга рассказала не правду. Кощей на самом деле не умер, а лишь только притворился. А узнали мы об этом из слов Бабы Яги, где она просит его не шевелить ногой. Изучение нового материала Учитель: Предлагаю продолжить путешествие по городу “Интонация” и заглянуть на площадь “Музыкальных произведений”, где в волшебном сундуке хранятся зёрна интонаций. Вы все знаете что, из маленького зёрнышка вырастает колосок, на котором находятся уже несколько зёрен. И никто не будет спорить, что из зерна яблони вырастет не другое дерево, а именно яблоня. Потому что в зёрнышке содержится информация о будущем растении. То же происходит и с “зерном интонации”. Из музыкальных “зёрен” вырастают фраза, мелодия, всё произведение. А какая информация о будущем произведении заложена в “зерне интонации”, мы попробуем выяснить сами. Слушание темы из “Симфония №5” Л.В. Бетховена. Учитель: Может ли этот маленький музыкальный фрагмент рассказать о характере мелодии? Определите его. Дети: Характер музыки маршевый, строгий, решительный, настойчивый, чёткий. Учитель: Как построена мелодия в этом фрагменте? Дети: Мелодия построена на одном звуке. Это звук “ФА”. Учитель: Прохлопайте ритмический рисунок. Учащиеся хлопают ритмический рисунок музыкального фрагмента, затем на доске делают нотную запись темы из “Симфонии №5” Л.В. Бетховена. Учитель: Выскажите свои предположения о будущем произведении. Жанр, исполнители? Дети: Этот музыкальный фрагмент не может являться танцем или песней, скорее всего это марш. Учитель: Это произведение будет вокальным или инструментальным? Дети: Исходя из характера музыки и построения мелодии, будущее произведение будет инструментальным. Учитель: Какой состав исполнителей потребуется для будущего произведения - соло, квартет, ансамбль или оркестр? Дети: Сольному инструменту не удастся передать такой характер музыки, так же как и квартету. Потребуется ансамбль или оркестр. Учитель: Это будет балет или симфония? Дети: Скорее всего симфония, потому что характер музыки не танцевальный. Учитель: Послушаем произведение Л.В. Бетховена “Симфония №5”, которое выросло из этого зерна интонации, и сравним свои предположения с услышанной музыкой. После слушания, учащиеся анализируют произведение Л.В.Бетховена “Симфония №5”, делают соответствующие выводы:
Учитель: Для примера я сыграю вам небольшие музыкальные фрагменты из различных произведений, а вы определите мелодическое “зерно интонации”. Исполняются фрагменты из произведений “Ах вы сени…” (р.н.п.), “Песня-плач Бабы Яги” (муз. Т. Ефимова), “Мой щенок” (муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского). Итог урока Учитель: В городе “Интонация” нам встретились разные жители, которые рассказали многое о волшебных таинствах музыки и познакомили с новыми вокальными и инструментальными произведениями. С какой песней нас познакомил мальчик Домифин? Дети: Домифин - это житель улицы “Грустных и радостных интонаций”, который познакомил нас с песней “Мой щенок” муз. Ю.Чичкова. Исполнение песни. Работа над дикцией, характером, движениями. Учитель: Какие зёрна хранятся в волшебном сундуке на площади музыкальных произведений в городе “Интонация”? Для чего нужны эти “зёрна-интонации”, какую информацию они в себе содержат? Ответы детей. Домашнее задание: нарисуйте Хранителя “зерен интонации” и придумайте ему имя. Учащиеся выходят из класса под музыку. Антипенко Оксана Васильевна, учитель музыки
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 9", г. Нижнеудинск
Вернуться назад |